Рефераты. Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

p align="left">На каждом занятии параллельно с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.

В конце занятия, во время анализа рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее композиционное решение.

Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:

1. Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;

2. Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;

3. Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;

4. Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла - в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.

Проделанная работа показывает, что использование художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.

Так же большую работу, мы проводили и с родителями, в виде консультации на тему «Значение художественных студий». Занятия в художественных студиях - это дело важное и полезное во всех отношениях, позволяет систематично и последовательно решать задачи дифференцированного и индивидуального подхода. Проводили родительские собрания, на которых анализировали детские работы, предлагая просмотр выставки «Маленькие волшебники» при этом обращали внимание родителей на использование разнообразного изобразительного материала для создания наиболее продуктивного и выразительного рисунка.

Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены в контрольном этапе эксперимента.

Целью данного этапа было: выявить использование наиболее эффективных средств выразительности в детских рисунках в процессе обучения сюжетному рисованию, после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Здесь мы делаем обработку данных в итоговой таблице.

Результаты контрольного этапа эксперимента

Ф.И.

ребенка

Методики

1

2

3

4

Итого

1

Полина В.

В.У.

В.У.

В.У.

В.У.

В.У.

2

Соня К.

С.У.

Н.У.

С.У.

В.У.

С.У.

3

Вика В.

В.У.

С.У.

В.У.

С.У.

В.У.

4

Валера Л.

С.У.

С.У.

Н.У.

С.У.

С.У.

5

Настя Ш.

В.У.

В.У.

С.У.

В.У.

В.У.

6

Соня Б.

Н.У.

В.У.

В.У.

С.У.

Н.У.

7

Оля И.

С.У.

В.У.

С.У.

В.У.

Н. У.

8

Алина Л.

Н.У.

С.У.

С.У.

С.У.

С.У.

В.У. - 38%

С.У. - 38%

Н.У. - 25%

По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, использование средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами опытно- практическая работа и позволила добиться хороших результатов. Так в начале 1 ребенок имел В.У. развития, 3 ребенка имели С.У. развития, 4 ребенка Н.У. развития. После проведения всех возможных видов работ мы получили следующие результаты: В.У. - 3 ребенка, С.У. - 3 ребенка, Н.У. - 2 ребенка.

Отсюда следует, что 2 ребенка, то есть Вика В. и Настя Ш. повысили свой уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла - цветовые решения, форму, композицию.

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношения к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили нам определить педагогические условия, влияющие на развитие изобразительных знаний, умений и навыков, а именно:

1. Соблюдать правильный выбор произведений искусства с точки зрения поставленных задач. Требования к отбору произведений;

2. Умело руководить восприятием искусства, учить замечать и видеть прекрасное;

3. В формировании замысла помогать наглядным материалом, углубляя зрительный образ прочитанного, так как показ иллюстративного материала содействует нахождению ребенком различных способов изображения в передаче своего замысла;

4. Знакомить со средствами выразительности через знакомство с произведениями искусства, что содействует обогащению способов изображения при использовании различных изобразительны материалов, нетрадиционных техник рисования;

5. В целях формирования творчества, создания выразительного образа, применять наблюдения, словесное воссоздание образа, показ способов изображения, указания последовательности изображения.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)

- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.

Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31, 89] и В. С. Мухина [16, 167] в своих исследованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взяв за основу труды отечественных и зарубежных ученых, была проведена учебно-исследовательская работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств в развитии выразительности детских рисунков в процессе обучению сюжетному рисованию.

Выбрав объектом исследования процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, мы провели оценочную и обобщающую работу с литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, можно сделать следующий вывод, что развитие выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании будет более эффективным, если:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)

- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.

Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31] и В. С. Мухина [16] в своих исследованиях.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет - самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.

Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Так же, для развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию требуются определенные педагогические условия:

- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;

- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;

- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;

- планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ используя все средства выразительности такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л. М. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение 1988. - 124с.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. - 89с.

Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 133с.

Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с.

Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 - 344с.

Денейка, Л. Учитесь рисовать /Л. Денейка - М., 1961. - 140с.

Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 - 176с.

Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. - 130с.

Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования /Т. С. Комарова Издательство 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1976. - 85с.

Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Т. С. Комарова//Дошкольное воспитание - 1991. - №2. - с.54-56.

Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке /Л. В. Компанцева - М., 1985. - 204с.

Костерин, Н. П. Учебное рисование /Н. П. Костерин - М., 1984 - 140с.

Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. - 110с.

Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует /С. Д. Левин - М.: Советский художник, 1980. - 79с.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования /Т. С. Комарова, [и др.]; под. ред. Т. С. Комаровой - 3-е изд. дораб. Просвещение, 1991. - 150с.

Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина - М.; Педагогика, 1981. - 240с.

Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова [и др.] - М.: Педагогическое общество России, 2000.

Психология рисунка и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева. 1954. - 109с.

Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. - 134с.

Сакулина, Н. П. Писование в дошкольном детстве /Н. П. Сакулина - М., 1965. - 130с.

Смирнова, Е. А. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии /Е. А. Смирнова - М., 1999 - 230с.

Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений /под ред. Т. И. Ерофеевой - 2-е издание, 1999.

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А. И. Сорокина - М.: Просвещение, 1982 - 240с.

Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - с.36-38.

Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. - 296с.

Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с.

Халезова, Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова//Дошкольное воспитание - 1987. - №9. - с15-16.

Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание - 2004. - №2. - с.36-38.

Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. - 296с.

Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. - 208с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.