Изучив теоретические вопросы развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе.
Цель нашей работы - выявление наиболее эффективных средств развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию.
Для решения данной проблемы, была разработана опытно-экспериментальная программа. В нее вошли 3 этапа работы:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
На подготовительном этапе продумана взаимосвязь всех занятий по ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельностью.
Был подобран наглядный материал:
- репродукции картин знаменитых художников: Васнецов: «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;
- книжные иллюстрации.
Так как при восприятии искусства развивается наблюдательность, воображение, то есть качества личности ребенка, которые обуславливают формирование творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусства, между ранее воспринятым и настоящим.
Также проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста, исследование умение использовать нужный цвет, умение составлять композицию сюжета.
Методика №1
(Н.А. Курочкина 2001)
Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет.
Материал: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.
Инструкция: раскрась эти фрукты и овощи в нужный цвет.
Характеристика уровней:
В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки.
С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.
Н.У. - нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету.
Методика №2 (А.Э. Симановский 1996)
Тест: «Неоконченный рисунок».
Цель: исследование фантазии, образного мышления.
Материал: таблица с кругами, карандаши, фломастеры.
Инструкция: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет.
В.У. - 5, 6 изображений;
С.У. - 3, 4 изображения;
Н.У. - 1 изображение.
Методика №3
(А.Э. Симановский 1996)
Диагностика изучение оригинальности рисунков детей 5-6 летнего возраста
Инструкция: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы - круг, треугольник, квадрат; или сложной - силуэт ствола с одной веткой, облака, капля и т.д.)
Задание: перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы сможете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется.
Для оценки результатов задание необходимо найти показатель оригинальности. Если тест проводиться в группе, подсчитывается количество изображения в рисунках ребенка, которые не повторились бы у него и у других детей.
В.У. - 7-10 оригинальных рисунков.
С.У. - 5-6 оригинальных рисунков.
Н.У. - и менее.
При индивидуальном проведении можно пользоваться частотной таблицей рисунков. (см. Приложение 1)
Методика №4
Тест: «Волшебный лес»
Цель: исследование умения составлять композицию сюжета.
Материал: таблица с линиями и фигурами, различный изобразительный материал.
Инструкция: дорисовать линии и фигуры с помощью дополнительных элементов, чтобы они были связаны одним сюжетом.
В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет.
С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумывается. Связывает фигуры в разные сюжеты.
Н.У. - нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет.
Мы предприняли попытку объединить эти методики с целью более обстоятельного обследования детей старшего дошкольного возраста.
При этом предполагалось, что эти методики позволят выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей, то есть использование детьми в рисунке средств выразительности (форму, цвет, колорит, линию, пятно и др.).
Таким образом, весь материал предлагается к использованию в формирующим этапе эксперимента.
Основной этап опытно-практической работы состоит из 3 последующих этапов эксперимента.
а) констатирующий этап эксперимента
б) формирующий этап эксперимента
в) контрольный этап эксперимента
На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста, умение использовать средства выразительности.
Начали свою работу с того, что отобрали детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР №59 8 детей, которые имеют разный уровень общего развития.
1. Полина В. 5. Настя Ш
2. София К.: 6. Соня Б.
3. Вика В. 7. Оля И.
4. Валера Л. 8. Алина Л
С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 1).
Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет. Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показало следующее: из 8 детей одна только Полина В. выполнила задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступила к работе. Закрасила все фрукты и овощи, использовала реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивала предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с целью получения интенсивного цвета. Проанализировав ее работу, можно сделать вывод, что у Полины В. высокий уровень развития восприятия цветовой палитры.
5 детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов.
И только Соня К. и Вика В. нуждаются в повторе указаний, действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у девочек низкий уровень развития восприятия цветовой палитры.
Целью следующей методики было исследование фантазии, образного мышления. Была предложена таблица с кругами и различные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и др.). Нужно было из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет. В данной методике высокий уровень никто не показал, но 6 детей из 8 показали средний уровень развития образного мышления. Они изобразили по 3-4 предмета связанные в сюжет, но в изображение предметов есть незначительные искажения.
Так же присутствовал и низкий уровень развития образного мышления. Например, у Насти Ш. и Валеры Л. было изображено по 1-2 предмета, не связанные в общий сюжет.
Отсюда следует то, что большинство детей имеют средний уровень развития образного мышления.
Третья методика целью, которой было изучения оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что одна Полина В. справилась с заданием. Она с помощью дополнительных деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков и получила высокий уровень, 3 ребенка изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 4 ребенка не смогли справиться с заданием вообще.
И последняя 4 методика была направлена, на исследование умения составлять композицию сюжета. Было предложено дорисовать на таблице с линиями и фигурами дополнительные элементы для того, чтобы появился сюжет. Только Полина В. смогла быстро приступить к работе, дорисовать все фигуры и связать их в один сюжет. Можно сделать вывод, что у нее высокий уровень развития композиции в рисунке, то есть расположение изображения на листе, соотношение их с размером и формой листа.
Остальные 7 детей нуждаются в повторе указаний, дорисовать несколько фигур несвязанные в сюжет. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития композиции в рисунке.
Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических методик, мы выяснили, что изобразительные знания, умения и навыки, то есть использование детьми средств выразительности (цвет, композиция, колорит, линия и др.) в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне развития. И с помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков. У 50% детей низкий уровень развития, 38% средний уровень и высокий уровень 13%.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
№
Ф.И.
ребенка
Методики
1
2
3
4
Итого
Полина В.
В.У.
С.У.
Соня К.
Н.У.
Вика В.
Валера Л.
5
Настя Ш.
6
Соня Б.
7
Оля И.
8
Алина Л.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8