Первым директором Станции юных натуралистов стала Новоторженова Анна Александровна, учительница начальных классов. Она работала на СЮН до ноября 1976 года. Руководителем кружка «Цветоводство» была назначена Шемякина Татьяна Михайловна. Весной 1976 года на участке станции зацвели первые цветы.
В 1976 году успехи в природоохранной и натуралистической работе были отмечены Грамотой Президиума Шадринского горсовета ВООП от 18 июня 1976 года и дипломом 1 степени Президиума Курганского областного совета Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени ООП (от 10 августа 1976). В 1977 году за 2 место в городской выставке цветов награждены грамотой Президиума Шадринского горсовета ВООП от 13 августа 1977 года.
1977 - 1981 гг. - директор СЮН Конева Маргарита Викторовна.
В 1978 - 1979 учебном году станция юннатов получила новое местожительство - здание по ул. Октябрьской, 117. В нем расположились Дом работников просвещения и станция юных техников. Из теплицы школы №8 юннаты перевезли с собой большую часть коллекции комнатных растений. Несмотря на то, что в здании была всего одна классная комната, было организовано 2 новых кружка. Это кружок «Юный натуралист» (руководитель Конева Маргарита Викторовна) и кружок «Охраны природы» (руководитель Большакова Татьяна Алексеевна). Кружком «Цветоводство» руководила Теребенина Евгения Степановна.
С каждым годом крепла материально-техническая база СЮН. Росло количество кружков, любители овощеводства с интересом занимались в кружке, которым руководила З.С. Овчинникова. Любители художественного плетения занимались в кружке, которым руководила В.С. Пакулева, любители цветоводства занимались в кружке «Зеленая архитектура», которым руководила С.П. Данилова. Работали также кружки «Охрана природы» (руководители О.П. Ханаева и Т.И. Миронова) и «Юный натуралист» (руководитель М.В. Конева).
За активное участие в городской выставке «Флора -81» коллектив СЮН награжден Грамотой Президиума Шадринского ВООП [39, 108].
В июле 1981 года на СЮН принята на работу новый директор Леонтьева Екатерина Антоновна, работавшая до этого в школе №5 учителем химии и биологии.
В это время была организована пропагандиская работа по местному радио. Все учителя биологии стали ежемесячно по радио рассказывать об охране природы в районе г. Шадринска. В этом же учебном году созданы кружки аквариумистов, руководитель О.М.Нагаева, кактусоводов, руководитель Е.А.Леонтьева, юных зоологов - О.И. Мецих [39, 109].
Дети с желанием приходили на СЮН, здесь им не только давали дополнительные знания по биологии, но и прививали любовь к родному краю. Много проводилось экскурсий на природу, в семеноводческую станцию при Осеевском совхозе. Дети учились готовить поделки из природного материала, ухаживать за животными и растениями.
С 1980 - 82 учебного года станция юных натуралистов ежегодно проводила городские массовые мероприятия, которые были традиционными в городе. Это конкурс поделок из природного материала, конкурс рисунков, конкурсы ботаников, зоологов, праздники «День птиц», «Цвети родное Зауралье». В конкурсах и праздниках участвовали все школы города.
В 1981 году был проведен I городской Слет зеленых патрулей. Дозоры созданы почти во всех школах города, а штаб работал на СЮН. Ребята рисовали и распространяли листовки с призывами беречь птиц, кошек и собак, следили за тем, чтобы в кормушках, которые они развесили накануне зимы, снег не заносил корм.
Позднее, в 1988 году проведен IV городской Слет зеленых патрулей, на котором юннаты призывали всех школьников принять активное участие в смотре-конкурсе «Зеленый наряд Отчизны», в операциях которого должны участвовать все ребята:
«Белая береза». Так называется операция по озеленению городов, поселков, улиц и дворов. Озеленим наш родной город!
«Красная гвоздика» - символизирует знаменательные даты в жизни страны. Вырастим и высадим цветы на священных местах!
«Красная книга тревоги» зовет ребят взять под защиту и охрану редкие и исчезающие виды животных и растений.
«Пернатые друзья» ждут помощи от юннатов зимой и в весеннюю пору гнездования. Будем охранять и привлекать птиц!
Операция «Мой двор - моя забота» - должна стать зоной особого внимания юннатов по месту жительства.
Участвуя в операции «Юннаты - родной школе» школьники должны сделать свой второй дом - школу, удобным, зеленым, вырастить на приусадебных участках цветы, фрукты, овощи.
«Обогащать и охранять!» - девиз юннатов смотра-конкурса, это и девиз зеленых патрулей города!
1984 - 1992 гг. - директор СЮН Глущенко Любовь Васильевна.
23 декабря 1984 года на станции юных натуралистов прошел городской конкурс рисунков «Родная природа», посвященный 60-летию присвоения пионерской организации имени В.И. Ленина. Основная цель конкурса - научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, бережно, чутко относится к ней. В конкурсе приняли участие все школы города. Было представлено 93 рисунка, в которых дети уделили большое внимание природе родного Зауралья [25, 2].
14 марта 1986 года было объявлено начало прохождения операции «Гроздь рябины». Этими ягодами юннаты подкармливали пернатых. Изготовляли для них кормушки. Изучали перелетных и зимующих птиц Шадринского района. Подготавливали доклады и рефераты и выступали с ними в различных классах школ города.
В 1989 - 91 учебные года на станции юннатов работали кружки на любой вкус для юных любителей природы.
«Цветоводство» (изучение жизни комнатных растений, дети учатся выращивать цветы и ухаживать за ними) - руководитель Бобарыкина Е.В.
«Юные зоологи» (изучение жизни животных и обитателей живого уголка) - руководитель Мехонцева Г.В.
« Юные ботаники » (о растительном мире) - руководитель Мурзина Н.И.
«Охрана природы» (изучение вопросов природоохранительного содержания) - Палийчук Н.П. (1989 - 1990 уч.г.); Шишкина Н.А. (1990 - 1991 уч.г.).
«Юный натуралист» (изучение жизни природы для учащихся начального звена) - Портнягина О.А., Глущенко Л.В. (1989 - 1990 уч.г.); Палийчук Н.П. (1990 - 1991 уч.г.).
«Аквариумное рыбоводство» (изучение жизни аквариумных рыб и правила установки и ухода за аквариумами) - Кирюханцева Г.П. (1989-1990 уч.г.); Нужина Н.А. (1990-1991 уч.г.).
«кактусоводство» (занимается выращиванием кактусов. На станции выращены зигокактус, мимиллярия крючковатая, эпифилиумы, эхинопсисы, опунция гигантская, цереус хибр и цереус чудовищный).
24 июня 1990 года с целью пропаганды знаний о жизни домашних животных и бережного к ним отношения отделом культуры и станции юных натуралистов была проведена первая городская выставка кошек. Выставка проводилась под девизом «Мы в ответе за тех, кого приручили».
С 1992 года директор СЮН - Колмогорцева Л.Д.
Сейчас Шадринская городская станция юных натуралистов ставит перед собой следующие задачи:
Коллективу СЮН работать по теме: «Совершенствование форм и методов экологического образования и воспитания школьников».
Проведение опытнической работы по профилю каждого кружка.
Организация и проведение пропагандистской работы по экологическому воспитанию школьников.
Организация практической работы кружковцев на участке СЮН.
Организация работы с родителями.
Оказание практической и методической помощи в организации натуралистической работы.
Сотрудники станции проводят занятия некоторых кружков непосредственно в школах и клубах по месту жительства, если школа дала заявку с просьбой организовать кружок. Цель кружка юных натуралистов - заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию материалистического понимания природы.
Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному плану, с добровольным, но постоянным составом участников.
В практике школ имеются: в начальной школе - общий юннатский кружок, в средней -специальные кружки:
в V - VI классах - кружок юных ботаников;
в VII классе - кружок юных зоологов;
в VIII классе - кружок юных физиологов;
в IX - X классах - кружок юных биологов, хотя все они называются юннатскими кружками.
Такое распределение диктуется уровнем знаний, приобретенных по курсу, и разницей в возрасте учащихся.
Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе биологическим курсам, с одной стороны, дает возможность более углубленно познать тот или иной из них и, с другой стороны, использовать результаты некоторых опытов на уроках.
Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания. Методисты станции не ставят условиями приема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину, так как опыт учителей показывает: в результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться биологией, а учащиеся с плохим поведением -- вести себя значительно лучше.
В кружке сочетается индивидуальная, самостоятельная, творческая и ответственная работа каждого учащегося с работой - коллективной, общественной [5, 304].
Количество учащихся в кружке обычно не превышает 15 -- 20 человек. При большем количестве желающих организуются две группы, занимающиеся в разное время. Занятия с кружком проводятся один раз в неделю или два раза в месяц.
Работа кружка строится по общим темам, включающим различные экспериментальные работы и знакомство с литературой, применяются разнообразные методы как индивидуальной, так и коллективной работы.
По ботанике в план работы кружка включены следующие темы: «Лесные богатства» (октябрь), «Сад на окне» (ноябрь - декабрь), «Зеленое строительство» (март - апрель - май), «Культурные растения полей» (VI класс), «В мире невидимых» (декабрь - январь, VI класс). Примером может служить работа кружка по теме «Лесные богатства». Вначале проводят экскурсию в лес («Разведка в лесу»), где собирают живой материал; отдельные юннаты выбирают для изучения определенные растения (сосну, ель, березу, дуб, кипрей, кислицу и др.). На занятиях ставят опыты («Разведка в лаборатории») с получением различных продуктов: сосновой «шерсти», скипидара, дегтя, красок, масла, хвойного напитка; составляют гербарии и монтируют коллекции полученных из них продуктов.
Попутно юннаты самостоятельно собирая сведения о своих растениях в книгах, энциклопедиях («Разведка в книгах»), готовят доклады. Просматривают кинофильмы. Беседы учителя на экскурсиях и на собраниях дополняют доклады юннатов о жизни и биологическом значении леса.
По зоологии обсуждаются следующие темы: «Мир невидимых в капле воды», «Болезнетворные животные», «Сборщики нектара», «Шелковичный червь», «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в пруду», «Опасные пресмыкающиеся», «Вымершие чудовища», «Охрана пернатых друзей», «Наши птицы», «Следопыты в природе» (о пушных зверях), «Замечательные зоологические открытия», «В уголке Дурова», «Как управлять поведением животных», «Наши друзья -- домашние животные» и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10