Рефераты. Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

p align="left">на ходу своем и возвращается

ветер на круги свои.

Все реки текут в море,

но море не переполняется:

к тому месту, откуда реки текут,

они возвращаются, чтобы опять течь.

Библия. Книга Екклесиаста. (1033 г. до н.э.)

На протяжении всего урока акцентировать внимание учащихся на мысли: "Как все взаимосвязанно в природе, разумно и неразделимо".

Ход урока:

- Звучит музыка Дебюсси "Лунный свет" в фортепианном исполнении в грамзаписи без предварительных комментариев и без сообщения названия произведения.

- Беседа о том, чья это музыка, какова эта музыка, какие музыкально-художественные образы она воссоздает, какое настроение вызывает у слушателей, какими средствами выразительности композитор воздействует - на слушателей, о чем эта музыка. После разговора о красоте лунной ночи, выраженной в музыке композитора - импрессиониста, продолжить беседу о красоте окружающего мира, об отношении жителей микрорайона к красоте протекающей по городу речки Дунайки, о людях, загрязняющих ее. Предложить ребятам всем классом заняться очисткой ее берегов.

Вопросы учащимся:

-Как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира?

-Можно научить человека любить природу?

Через беседу по этим и другим вопросам необходимо прийти к выводу о том, что человек способен осознанно сохранять здоровой свою среду обитания, выполняя экологические обязанности только при личной заинтересованности, а это значит, что необходимо направлять внимание всех людей к проблемам экологической грамотности, экологического воспитания.

- В исполнении учащихся звучит третий куплет ранее разученной песни "А тайны рядом" о загадках и тайнах Природы

Вопросы учащимся:

-Что такое природа?

-Что такое окружающая среда?

-Что значит загрязнение окружающей среды?

-Назвать ближайшие предприятия, которые загрязняют природу, своими сбросами и выбросами отходов производства портят красоту и чистоту вод Дунайки и главной реки России Волги.

- Подвести учащихся к выводу о том, что очень часто человек только вдали от малой Родины, находясь в океане, в космосе, может испытать подлинную любовь к родному краю. Привлечь к беседе по этим вопросам учащихся со слабой учебной подготовкой и потенциальных загрязнителей.

- Завершить разговор исполнением 2 и 3 куплета песни "Я вернусь к тебе, Россия".

- Кратко осветить сложность и тревожнос ть экологической обстановки в современном мире, в России и эмоционально закрепить эту тревогу исполнением песни "Родные места".

Домашнее задание учащимся:

Те чувства, настроения и мысли, которые возникли во время разговора, выразить в сочинении или в стихах и назвать их "Я-человек".

- Разговоры о четырех компонентах природы: воде, земле, воздухе, огне.

- Чтение учеником стих. Н. Жоговолева "Берегите лес".

Как все взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо !

Вот ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги,

И свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес-и, как в безлунной бездне,

Все-все-до муравьиной кучи,

До ежика, до светлячка-исчезнет.

Над пустошью лишь тени бросят тучи...

Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,

Чтоб в ручеек Аленушка глядела.

Вывод: Искусство - великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами.

- Музыкальным продолжением этой мысли и разговора о лесе- слушание в грамзаписи "Детской симфонии" И. Гайдна.

- Музыкально-художественный образ природы, отраженный в симфонии Гайдна, выразить через стихотворение Е. Пяткиной "Лесная увертюра"

О теплых днях весны, о щедрых днях

Звучит многоголосие увертюры,

Звенит вода в ручьях, трещат остатки льда,

Выводит зяблик трель колоратуры.

Гудит гусиный клин, тревожа неба синь,

И будорожат лес синицы, не смолкая.

Курлычут журавли . Один... Еще один...

И сердце дрогнуло ликуя и страдая,

Мелодия весны... В ней удальство и грусть.

Поет моя мечта над рощей пролетая.

Как ты прекрасна, песенная Русь,

В неброский день распахнутого мая!

Краткий комментарий учителя.

Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.

Вопросы учащимся;

-Вы любите туризм?

-Чем занимаются туристы в лесу? (любуются природой, наблюдают за жизнью леса, поют у костра.-, и иногда, оставляют его непотушенным).

- Исполнение "Туристкой песни" из оперы Молчанова "А зори здесь тихие".

Разговор о стихии огня:

-может костер принести вред лесу?

-какие меры предосторожности должны выполнять туристы?

-что значит огонь созидательный и огонь разрушительный?

-можно ли считать огонь войны, особенно ядерной, экологической катастрофой?

- Ответ на последний вопрос - исполнение песни А. Пахмутовой "Пока не поздно".

- Чтение учеником последнего куплета песни - тихая клятва готовности спасти природу, пока не поздно.

- Заключительная беседа о роли искусства в экологическом воспитании: -влияет ли искусство на поведение человека в различных ситуациях? -существует ли проблема экологии искусства?

Два примера:

-антимузыка-диск "Ленинградский рокклуб"

- "Завалинка"-исполнение чистой, лиричной, мажорной песни, содержание которой близко человеку и природе.

- Совместный поиск ответов на вопросы:

- как приобщить человека к заботливому отношению к природе?

- как привить ему любовь к Земле-дому человечества?

- Музыкальный эпилог урока-исполнение песни "Глобус".

Мысли к уроку:

- "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем" (П. Гвездослов).

- Природа - это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа - это чистый воздух и водоемы прозрачной воды, зеленый лес и щебет птиц, полет шмеля и многое другое.

- Любовь к Родине немыслима без любви и бережного отношения к природе. Человек - это составная часть природы. Он не может существовать без солнечного света, почвы, воды, минеральных веществ, растений, животных. Попадая в другую среду (космос; глубины океана), человек вынужден создавать себе условия, которые окружают его на земле, а иначе ему грозит гибель.

- Загрязнение окружающей среды - это поступление в нее вредных веществ, могущих нанести ущерб здоров ью человека, природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной человеческой деятельности.

.- Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что все осознанней человечество воспринимает возможнос ть катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований, колоссальных капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.

Только с помощью научных знаний и экологического воспитания можно изменить сложившиеся у людей на протяжении многих веков представления о неисчерпаемости богатств природы. [2]

2.3 Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология - экология искусства - экология души" А.В.Паутова

В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов.

"Как прекрасна во вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет, и всего около 2-3 миллионов лет назад на ней появился человек. А сегодня она посылает уже сигналы "SOS" - сигналы бедствия. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля. Неразумное природопользование может привести человечество к самоуничтожению. Глобальная экологическая катастрофа - это такое состояние географической среды, когда жизнь на Земле станет невозможной. Если оглянуться вокруг, посмотреть внимательно, то можно увидеть и понять, что это - фантазия, не вымысел. Мы очень часто не прислушиваемся к сигналам бедствия, которые нам подает природа. Но сегодня все большее количество людей начинает осознавать, что наш Дом, наша планета и все человечество - в опасности. И не решать проблемы защиты окружающего нас природного мира - означает лишить все человечество будущего.

Одним из главных направлений в работе по защите окружающей среды должно стать экологическое образование и воспитание. Основой такого образования и воспитания становятся такие учебные дисциплины, как природоведение, зоология, биология, география, химия, физика и др. Но нельзя недооценивать и предметы гуманитарно-эстетического цикла: музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, причем средства и возможности последних велики и разнообразны, а путь их к уму и сердцу учащихся более близок и благодатен.

Я, осознавая и принимая близко к сердцу остроту и актуальность экологических проблем и проанализировав возможности программы "Музыка" и других предметов гуманитарно-эстетического цикла, пришел к выводу, что на уроках музыки в системе решения задач и цели формирования музыкальной культуры и музыкальной грамотности необходимо и возможно отвести подобающее место для экологического воспитания и образования. Занимаясь формированием музыкальной культуры учащихся, считаю, что экологическое воспитание и образование - это "почва", на которой можно вырастить средствами искусства "плоды" нравственного очищения личности в нашем современном обществе.

Свою педагогическую деятельность хочу выразить, обозначить следующей концепцией: "Экология-экология искусства -экология души". Художественно-педагогическую идею этой концепции я выражаю следующим содержанием: "Природа -- великий учитель, помогающий настоящим педагогам воспитывать детей исследователями, поэтами, гуманистами". Эта идея близка цели и задачам уроков музыки в общеобразовательной школе, где воспитание искусством я в своей работе считаю доминирующим.

Процесс формирования музыкальной культуры, воспитание духовного потенциала человека, раскрытие его личности сродни явлениям и законам природы, где выращивание и развитие семени зависит от многих природных факторов: условий среды обитания, питательных веществ, наследственности и т.п.Все это сопоставимо с личностным "вызреванием" человека, где так же присутствуют факторы: условия среды обитания -- общество и природа; питательные вещества -- материальные и духовные потребности, интересы; наследственность -биологические задатки и т.д. Изложенные мной мысли имеют "почву" в истории педагогики. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670), создавая основы теории обучения, выдвигает закон о природосообразности: "Человек-часть природы, он развивается, стало быть, как природа". Таким образом, формирование личности человека силой воздействия музыкального искусства необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.