Рефераты. Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

p align="left">- Все едино в природе. Природа - наш дом. Проблемы сегодняшней цивилизации - нарушение климата, флоры, фауны, землетрясения, войны, химические и промышленные отходы, атомная энергетика, космос и многое другое - создаются людьми и ими же и должны решаться. Поэтому мы должны охранять и беречь окружающий мир.

- Эти же проблемы отражали и творческие люди в своем творчестве. Великие художники писали картины о природе, призывая к ее сохранению, поэты воспевали ее в стихах и поэмах, подчеркивая красоту. Не обошли экологические проблемы и музыку. Вот сейчас мы послушаем с вами музыку, которая отражает красоту одного природного явления, написал эту музыку Эдвард Григ. Послушайте и скажите, какое природное явление отражено в музыке? Что вы чувствуете, слушая ее? (утро, рассвет)

- Верно. Это "Утро". А как вы узнали, что это именно утро? (солнце чуть всходит, первые лучики пробиваются)

- Как развивается музыка? (мелодия постоянно повторяется у разных групп инструментов, каждый раз с более ярким динамическим развитием)

- В какой музыкальной форме изложено произведение? (вариации)

- Как выражает свое отношение к природе композитор? (с любовью, с восхищением)

- Как мы называем людей, которые любят родной край, родную природу? (патриот)

- Чему учит нас эта музыка? (любить природу, окружающий мир)

- Природа, красота природы ярко отражена в творчестве этого композитора, так как он любил свой край, любил природу окружающую его. Так же как и он, мы должны понимать и любить окружающий нас мир, природу. И у многих композиторов тема природы, родного края проходит красной нитью в творчестве.

- Моя планета - человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - океан,

Где вся природа поймана в капкан

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: "Больше не могу".

- Посмотрите на эти картины, что вы видите на них? Какие экологические проблемы вы видите? (демонстрация наглядных изображений экологических нарушений и проблем)

- А что нужно делать, чтобы этого не было? (ответы)

- Молодцы. Так и надо поступать. Только это должен делать каждый.

- Еще со старины далекой народ почитал силы природы, поклонялся им. Это нашло выражение в календарных праздниках, обрядах и русских песнях. В русских народных песнях очень часто воспевалась красота природы песни "Реченька", "Волга-матушка", "Полюшко-поле". А скажите, ребята, какое дерево- символ России? (береза)

- Верно, береза. Ее называли деревом четырех дел: мир освещать - тепло и свет березовых дров; крик утешать - рукоделия из бересты для детей; чистоту соблюдать - березовые веники в бане; больных исцелять - лечебные свойства березы. И одна из самых известных песен о березе, какая? ( Во поле береза стояла)

- Верно. Молодцы. Вот ее мы сейчас и попробуем исполнить (работа над песней)

- Но не только в давние времена люди видели красоту природы, воспевали ее, но и в современности продолжают писать песни, музыку. Экологических проблем много: с ними, выйдя на улицу встретится каждый из вас. Эти проблемы мы вызываем сами - войнами, катастрофами, выбросами химических веществ в природу. Мы не понимаем, что губим себя.

- Всю эту боль и переживание за погибающую планету, которую мы плохо оберегаем, передал известный американский певец Майкл Джексон в песне, которую он назвал "Песня Земли". Мы ее не только услышим, но и увидим. Посмотрите клип внимательно и скажите, какие чувства вызывает у вас увиденное и услышанное? Обратите внимание на титры, сопровождающие песню, это перевод.

Просмотр клипа М. Джексона "Песня Земли".

- Какие экологические проблемы отразил певец в этой песне?

- Как певец голосом выражает он свое отношение к тому, что происходит на земле?

- Что происходит в самом конце клипа и песни?

- Какие чувства вызывает у вас такое окончание песни?

- Переживали за состояние окружающей среды и природы и наши отечественные эстрадные певцы, такие как Юрий Антонов, песню которого мы сегодня и разучим (разучивание песни "Живет на свете красота").

- Прозвучавшая на сегодняшнем уроке музыка может называться экологически чистой музыкой, так как ее содержание - сама жизнь, с ее вечными идеалами красоты, добра, человеческого счастья.

3.Контролирующий этап.

На данном этапе мы провели исследование роли уроков музыки в решении проблемы взаимоотношения школьников с окружающим миром, насколько проведенные уроки по экологическому воспитанию повлияли на сознание учащихся. Исследование проводилось в форме анкетирования. Сводная таблица представлена в Приложении 3. Учащимся предлагалось ответить на три вопроса:

1) Чему учит нас песня Юрия Антонова "Живет на свете красота"?

2) Если бы вы написали песню в защиту природы, о чем бы она была?

3) Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?

Положительные ответы составили 92% от всех полученных в ходе анкетирования ответов. Это наглядно показывает нам, что учащиеся понимают, насколько музыка может воздействовать на отношение к природе, окружающему миру.

В ответах на первый вопрос дети писали: "Песня учит нас держать природу в чистоте и не рвать цветы", "Песня учит нас понимать красоту природы", "Песня учит нас не мусорить в окружающем мире".

В ответах на второй вопрос дети писали: "Написал бы песню о красоте природы", "Написала бы песню о русском лесе и цветах", "Написал бы песню о том, чтобы не загрязняли планету и не мусорили".

Ответы детей очень разнообразны, но все они говорят об одном - ребята чувствуют и понимают, как правильно поступать, имеют представление о том, насколько важна здоровая окружающая среда, красивая природа и помогает им в этом музыка, песня. Ответы учащихся в большей части изложены грамотно, с пониманием смысла вопроса, практически все ответы, требующие мнения ребенка, были полными.

Подавляющее большинство детей, участвующих в анкетировании, способны услышать, увидеть и осознать влияние музыки на формирование бережного отношения к природе родного края, они понимают и знают, что нужно для того, чтобы сохранять окружающий мир в чистоте и порядке, как этому может научить песня, рассказать музыка и какова ее роль в этой непростой задаче.

Заключение

Изучив опыт учителей музыки, литературу по данной теме, проведя исследование, мы сделали вывод о том, насколько важна роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников. Для успешного формирования экологической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали. Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Результаты, полученные в ходе опытной работе, привели нас к выводу о том, что гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи. Экологическая литература и книги о взаимосвязи природы и музыки, педагогические журналы помогли нам в понимании экологических проблем, встающих перед нами, в осознании связи музыки и природы, эстетического и экологического воспитания.

В ходе работы по данной теме был изучен опыт работы учителей музыки школ Ярославской области в экологическом воспитании детей средствами искусства, приобретен некоторый опыт формирования экологической культуры школьников в общении с музыкой и другими искусствами.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.Е.Экологическое воспитание средствами искусства/Г.Е.Абрамова. - Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников,1998. - 76 с.

2. Асафьев Б.О русской природе и русской музыке/ Б.Асафьев//Искусство в школе. - 2007. - №1

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// Начальная школа. - 1999. - №1.

4. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой/В.Д.Бондаренко. - М.: Просвещение - 1997. - 296 с.

5. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальная музыка и ее использование в экологическом воспитании детей. // Начальная школа. - 1998. - №6.

6. Захарова А.А.Музыкальное восприятие образов природы - средство эстетического и экологического воспитания школьников/А.А.Захарова//Музыка в школе. - 2007. - №6

7. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983. - 250 с.

8. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №3

9. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №4

10. Кнященко Н.И., Лейзеров Н.Л.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя / Н.И. Кнященко - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.

11.Реймерс Н.Ф.А.В.Яблокова Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы/Н.Ф.Реймерс - М.,1982

12.Смолянинов И.Ф.Природа в системе эстетического воспитания/И.Ф.Смолянинов. - М.:Просвещение,1984. - 206 с.

13. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания./В.И.Старостин. - М.: Высшая школа, 1999. - 137 с.

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.//В.А.Сухомлинский - Киев: Радянская школа,1972. - 204 с.

15. Осеннева М.С.Безбородова Л.А.Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С.Осеннева. - М.:Академия, 2001. - 368 с.

16. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. - Урал: ГАРК. - 1998. - 377 с.

17. Чемрезов И.П.Природа и музыка в воспитании школьников//И.П.Чемрезов. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.

18. Школяр Л.Школяр В.Музыкальное образование в школе/Л.Школяр. - М.:Академия,2001. - 232 с.

19. Яншин А. Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера. // Начальная школа. - 1998. - №6.

20. Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира/А.В.Яблонов. - М.: Знамя - 1979. - 268 с.

21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся школ.// Е.В.Яковлева. - М.:РАО - 1996. - 181 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Результаты анкетирования на 1-ом этапе опытной работы

Фамилия, имя учащегося

Что изучает наука "экология"? (правильн.ответ: природу, мир.

Какие экологические проблемы существуют в современном мире?" (++две и более проблем, +одна проблема,- без ответа)

Какие решения экологических проблем ты бы предложил (а)? (++два и более решения, +одно,- без ответа)

Будалянц Е.

+

++

++

Булыгин М.

+

++

+

Долинина А.

-

+

-

Семенова С.

+

+

++

Малькова Ю.

-

++

+

Дмитриев Д.

Нет ответа

-

-

Гольшевская В.

+

++

+

Молотов И.

Нет ответа

++

-

Ошкокова С.

+

+

-

Старчикова А.

+

++

+

Кузнецов В.

-

+

-

Баринова А.

+

++

++

Волкова П.

+

++

++

Мартеросян О.

Нет ответа

++

++

Ахвердиев Р.

+

++

-

Дмитриева Л.

Нет ответа

-

-

Оруджева Р.

-

++

-

Рыхтир А.

+

++

++

Крылова С.

-

+

+

Приложение 2

"Как ты думаешь, что изучает наука "экология"?"

"Какие экологические проблемы существуют в современном мире?"

"Какие решения экологических проблем ты бы предложил (а)?"

Приложение 3

Результаты анкетирования на 3-м этапе опытной работы

Фамилия, имя учащегося

"Чему учит нас песня Ю.Антонова?"

Если бы ты написал песню в защиту природы, о чем она была бы ?

Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?

Будалянц Е.

+

+

+

Булыгин М.

+

+

+

Долинина А.

+

+

+

Семенова С.

+

+

+

Малькова Ю.

+

+

+

Дмитриев Д.

+

+

+

ГольшевскаяВ.

+

+

+

Молотов И.

+

-

-

Ошкокова С.

+

+

+

Старчикова А.

+

+

+

Кузнецов В.

+

+

-

Баринова А.

+

+

+

Волкова П.

+

+

+

Мартеросян О.

-

+

+

Ахвердиев Р.

+

+

+

Дмитриева Л.

+

+

+

Оруджева Р.

+

+

+

Рыхтир А.

-

+

+

Крылова С.

+

+

-

Всего:

17

18

16

Сумма всех положительных ответов - 51

Отрицательных ответов - 6

Сумма положительных ответов - 92% от всех полученных ответов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.