- Эти же проблемы отражали и творческие люди в своем творчестве. Великие художники писали картины о природе, призывая к ее сохранению, поэты воспевали ее в стихах и поэмах, подчеркивая красоту. Не обошли экологические проблемы и музыку. Вот сейчас мы послушаем с вами музыку, которая отражает красоту одного природного явления, написал эту музыку Эдвард Григ. Послушайте и скажите, какое природное явление отражено в музыке? Что вы чувствуете, слушая ее? (утро, рассвет)
- Верно. Это "Утро". А как вы узнали, что это именно утро? (солнце чуть всходит, первые лучики пробиваются)
- Как развивается музыка? (мелодия постоянно повторяется у разных групп инструментов, каждый раз с более ярким динамическим развитием)
- В какой музыкальной форме изложено произведение? (вариации)
- Как выражает свое отношение к природе композитор? (с любовью, с восхищением)
- Как мы называем людей, которые любят родной край, родную природу? (патриот)
- Чему учит нас эта музыка? (любить природу, окружающий мир)
- Природа, красота природы ярко отражена в творчестве этого композитора, так как он любил свой край, любил природу окружающую его. Так же как и он, мы должны понимать и любить окружающий нас мир, природу. И у многих композиторов тема природы, родного края проходит красной нитью в творчестве.
- Моя планета - человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: "Больше не могу".
- Посмотрите на эти картины, что вы видите на них? Какие экологические проблемы вы видите? (демонстрация наглядных изображений экологических нарушений и проблем)
- А что нужно делать, чтобы этого не было? (ответы)
- Молодцы. Так и надо поступать. Только это должен делать каждый.
- Еще со старины далекой народ почитал силы природы, поклонялся им. Это нашло выражение в календарных праздниках, обрядах и русских песнях. В русских народных песнях очень часто воспевалась красота природы песни "Реченька", "Волга-матушка", "Полюшко-поле". А скажите, ребята, какое дерево- символ России? (береза)
- Верно, береза. Ее называли деревом четырех дел: мир освещать - тепло и свет березовых дров; крик утешать - рукоделия из бересты для детей; чистоту соблюдать - березовые веники в бане; больных исцелять - лечебные свойства березы. И одна из самых известных песен о березе, какая? ( Во поле береза стояла)
- Верно. Молодцы. Вот ее мы сейчас и попробуем исполнить (работа над песней)
- Но не только в давние времена люди видели красоту природы, воспевали ее, но и в современности продолжают писать песни, музыку. Экологических проблем много: с ними, выйдя на улицу встретится каждый из вас. Эти проблемы мы вызываем сами - войнами, катастрофами, выбросами химических веществ в природу. Мы не понимаем, что губим себя.
- Всю эту боль и переживание за погибающую планету, которую мы плохо оберегаем, передал известный американский певец Майкл Джексон в песне, которую он назвал "Песня Земли". Мы ее не только услышим, но и увидим. Посмотрите клип внимательно и скажите, какие чувства вызывает у вас увиденное и услышанное? Обратите внимание на титры, сопровождающие песню, это перевод.
Просмотр клипа М. Джексона "Песня Земли".
- Какие экологические проблемы отразил певец в этой песне?
- Как певец голосом выражает он свое отношение к тому, что происходит на земле?
- Что происходит в самом конце клипа и песни?
- Какие чувства вызывает у вас такое окончание песни?
- Переживали за состояние окружающей среды и природы и наши отечественные эстрадные певцы, такие как Юрий Антонов, песню которого мы сегодня и разучим (разучивание песни "Живет на свете красота").
- Прозвучавшая на сегодняшнем уроке музыка может называться экологически чистой музыкой, так как ее содержание - сама жизнь, с ее вечными идеалами красоты, добра, человеческого счастья.
3.Контролирующий этап.
На данном этапе мы провели исследование роли уроков музыки в решении проблемы взаимоотношения школьников с окружающим миром, насколько проведенные уроки по экологическому воспитанию повлияли на сознание учащихся. Исследование проводилось в форме анкетирования. Сводная таблица представлена в Приложении 3. Учащимся предлагалось ответить на три вопроса:
1) Чему учит нас песня Юрия Антонова "Живет на свете красота"?
2) Если бы вы написали песню в защиту природы, о чем бы она была?
3) Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?
Положительные ответы составили 92% от всех полученных в ходе анкетирования ответов. Это наглядно показывает нам, что учащиеся понимают, насколько музыка может воздействовать на отношение к природе, окружающему миру.
В ответах на первый вопрос дети писали: "Песня учит нас держать природу в чистоте и не рвать цветы", "Песня учит нас понимать красоту природы", "Песня учит нас не мусорить в окружающем мире".
В ответах на второй вопрос дети писали: "Написал бы песню о красоте природы", "Написала бы песню о русском лесе и цветах", "Написал бы песню о том, чтобы не загрязняли планету и не мусорили".
Ответы детей очень разнообразны, но все они говорят об одном - ребята чувствуют и понимают, как правильно поступать, имеют представление о том, насколько важна здоровая окружающая среда, красивая природа и помогает им в этом музыка, песня. Ответы учащихся в большей части изложены грамотно, с пониманием смысла вопроса, практически все ответы, требующие мнения ребенка, были полными.
Подавляющее большинство детей, участвующих в анкетировании, способны услышать, увидеть и осознать влияние музыки на формирование бережного отношения к природе родного края, они понимают и знают, что нужно для того, чтобы сохранять окружающий мир в чистоте и порядке, как этому может научить песня, рассказать музыка и какова ее роль в этой непростой задаче.
Заключение
Изучив опыт учителей музыки, литературу по данной теме, проведя исследование, мы сделали вывод о том, насколько важна роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников. Для успешного формирования экологической культуры необходимы художественно-педагогические условия, которые этому бы способствовали. Это включение в урок бесед о природе и музыки, наполненной образами природы, песен о природе, родном крае, наглядных иллюстраций, литературных произведений соответствующего содержания, поэзии, фильмов о природе. Необходимо создавать на уроке атмосферу заинтересованного отношения к окружающему миру, природе, экологическим проблемам. Результаты, полученные в ходе опытной работе, привели нас к выводу о том, что гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Экологическое воспитание средствами искусства прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться неравнодушно воспринимать окружающий мир, научиться бережно относиться к природе. И все это возможно, благодаря искусству, музыке, живописи. Экологическая литература и книги о взаимосвязи природы и музыки, педагогические журналы помогли нам в понимании экологических проблем, встающих перед нами, в осознании связи музыки и природы, эстетического и экологического воспитания.
В ходе работы по данной теме был изучен опыт работы учителей музыки школ Ярославской области в экологическом воспитании детей средствами искусства, приобретен некоторый опыт формирования экологической культуры школьников в общении с музыкой и другими искусствами.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.Е.Экологическое воспитание средствами искусства/Г.Е.Абрамова. - Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников,1998. - 76 с.
2. Асафьев Б.О русской природе и русской музыке/ Б.Асафьев//Искусство в школе. - 2007. - №1
3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// Начальная школа. - 1999. - №1.
4. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой/В.Д.Бондаренко. - М.: Просвещение - 1997. - 296 с.
5. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальная музыка и ее использование в экологическом воспитании детей. // Начальная школа. - 1998. - №6.
6. Захарова А.А.Музыкальное восприятие образов природы - средство эстетического и экологического воспитания школьников/А.А.Захарова//Музыка в школе. - 2007. - №6
7. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983. - 250 с.
8. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №3
9. Казанцева Н.Природа в музыке / Н.Казанцева.//Искусство в школе. - 2004. - №4
10. Кнященко Н.И., Лейзеров Н.Л.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя / Н.И. Кнященко - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.
11.Реймерс Н.Ф.А.В.Яблокова Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы/Н.Ф.Реймерс - М.,1982
12.Смолянинов И.Ф.Природа в системе эстетического воспитания/И.Ф.Смолянинов. - М.:Просвещение,1984. - 206 с.
13. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания./В.И.Старостин. - М.: Высшая школа, 1999. - 137 с.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.//В.А.Сухомлинский - Киев: Радянская школа,1972. - 204 с.
15. Осеннева М.С.Безбородова Л.А.Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С.Осеннева. - М.:Академия, 2001. - 368 с.
16. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры.//Л.А.Чистякова. - Урал: ГАРК. - 1998. - 377 с.
17. Чемрезов И.П.Природа и музыка в воспитании школьников//И.П.Чемрезов. - М.: Просвещение, 2008. - 92 с.
18. Школяр Л.Школяр В.Музыкальное образование в школе/Л.Школяр. - М.:Академия,2001. - 232 с.
19. Яншин А. Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера. // Начальная школа. - 1998. - №6.
20. Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира/А.В.Яблонов. - М.: Знамя - 1979. - 268 с.
21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся школ.// Е.В.Яковлева. - М.:РАО - 1996. - 181 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Результаты анкетирования на 1-ом этапе опытной работы
Фамилия, имя учащегося
Что изучает наука "экология"? (правильн.ответ: природу, мир.
Какие экологические проблемы существуют в современном мире?" (++две и более проблем, +одна проблема,- без ответа)
Какие решения экологических проблем ты бы предложил (а)? (++два и более решения, +одно,- без ответа)
Будалянц Е.
+
++
Булыгин М.
Долинина А.
-
Семенова С.
Малькова Ю.
Дмитриев Д.
Нет ответа
Гольшевская В.
Молотов И.
Ошкокова С.
Старчикова А.
Кузнецов В.
Баринова А.
Волкова П.
Мартеросян О.
Ахвердиев Р.
Дмитриева Л.
Оруджева Р.
Рыхтир А.
Крылова С.
Приложение 2
"Как ты думаешь, что изучает наука "экология"?"
"Какие экологические проблемы существуют в современном мире?"
"Какие решения экологических проблем ты бы предложил (а)?"
Приложение 3
Результаты анкетирования на 3-м этапе опытной работы
"Чему учит нас песня Ю.Антонова?"
Если бы ты написал песню в защиту природы, о чем она была бы ?
Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?
ГольшевскаяВ.
Всего:
17
18
16
Сумма всех положительных ответов - 51
Отрицательных ответов - 6
Сумма положительных ответов - 92% от всех полученных ответов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9