Рефераты. Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

p align="left">Нравственное, эстетическое, патриотическое, гуманистическое воспитание учащихся на современном этапе должно опираться на благодатную "почву" высокого музыкального искусства, представленного лучшими образцами и шедеврами различных музыкальных направлений и стилей: классической,народной,духовной,эстрадной,джазовой,поп-рок-музыкой. Музыку, формирующую высокий художественный вкус слушателя, я имею смелость назвать "экологически чистой музыкой". Именно такая "экологически чистая почва" искусства даст "всходы" и "плоды" в образовании и воспитании человека, в формировании его внутреннего мира, экологии его души. "Плодом" такого подхода будет являться воспитание музыкально грамотного человека, любящего искусство, ценителя с высоким художественным вкусом, имеющего активную жизненную позицию, направленную на созидание по законам гармонии-разума и чувства, законам красоты, разумного использования Природы-источника этой красоты.

Осуществляя на уроках музыки экологическое воспитание, необходимо решать следующие задачи:

1.Эстетические: пробуждая прекрасное - пробуждаем доброе в душе человека, от красоты и правды искусства -- к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни, где источник красоты -- Природа, а ее красота часто невосполнима.

2.Гуманно-нравственные: воспитание любви к Природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности, осознание человеком проблемы "ограниченность ресурсов и безграничность потребностей".

3.Патриотические: "С чего начинается Родина?" - эти строки из песни М.Блантера заставляют задуматься и понять, что то место, где родился человек -- это не только его дом, семья, но и родные края, матушка-земля, луга, поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года, словом все то, что свято и дорого, а главное, требует заботы и любви, бережного обращения или даже защиты. Обобщением сказанного могут стать слова М.Пришвина "Охранять природу-это значит охранять Родину".

4.Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, ее воздушного, водного бассейна, ее недр, климата -это долг современного человека перед будущими поколениями.

Таким образом, знакомя учащихся с красотой, богатством мира музыки, отображающей красоту и богатство окружающей жизни, чувств и мыслей человека, решая сверхзадачу "музыка и жизнь" программы Кабалевского, можно и нужно проводить экологическое воспитание и образование подрастающих поколений, воспитывая их эстетически, нравственно, патриотически, интернационально, гуманистически грамотными людьми.

Реализацию концепции я связываю с действующей, несмотря на критику, программой "Музыка" для общеобразовательной школы. Непроходящей ценностью этой программы является тематическое построение, основанное на новых принципах, методах музыкальной педагогики, педагогики искусства, цель которой, говоря словами В.Сухомлинского - "...воспитание не музыканта, а человека".Воспитательная сущность программы плюс творческая деятельность учителя -- вот основные, на мой взгляд, критерии оценки ее, как актуальной и современной. Именно эта программа, разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского, позволяет сделать уроки музыки уроками искусства, т.е., говоря словами русского педагога П.Блонского "Не жизнь сужать до урока, а урок расширять до жизни".На каждом уроке, начиная с первого класса я, знакомя учащихся с музыкальными произведениями, обращаю их внимание на роль природы, на ее художественное отображение в искусстве. Музыкальные пейзажи, зарисовки, явления природы, вызванные ими чувства и мысли человека -- вот та атмосфера, которую я создаю на уроке, и которая помогает решать задачи воспитания, обучения и развития. Одушевленность Природы в искусстве более выразительно и динамично воплощает музыка, но для целостного восприятия необходимо сочетание ее с изобразительным искусством и с художественной литературой. Природа всегда была источником вдохновения для творчества художников, писателей, композиторов, особенно фольклора.

Жизнь народа издревле связана с природой: вода, земля, солнце, ветер и многое другое имели символическое значение. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня -- это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание ее красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Вот примеры таких русских песен: "Родина", "Эй, ухнем", "Ты взойди, солнце красное", "На зоре было на зореньке", "Ой, да ты, калинушка", "Степь да степь кругом", "Тонкая рябина", "Зеленая рощица" и многие другие. Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций, через совершенствование культуры русского языка -- это еще один путь эколгического воспитания.

Вернемся к термину "Экологически чистая музыка". Это - музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, дружбы и любви. Эти произведения должны представлять различные музыкальные стили и направления. Очень важно, чтобы найден был баланс их включения в уроки, соответствие теме, их педагогическая и художественная целесообразность, воспитательное значение.

В наше время музыкальный мир для многих представляет собой поток, в котором преобладает развлекательная музыка не лучшего качества. Нередко ее коммерческое значение бывает важнее художественного содержания и исполнительского мастерства. Именно такая, более простая и примитивная музыка может быть названа "грязной" музыкой. Она путем многократного механического воспроизведения "зацикливает" восприятие и сознание слушателя, снижает и объединяет его культуру, его художественный вкус, засоряет музыкальный кругозор. Пути и способы борьбы с такими явлениями сложны и долговременны, но необходимы и важны. И уж кто, как не музыкальные работники и учителя детских дошкольных учреждений, общеобразовательных и музыкальных школ, преподаватели училищ, концертные исполнители руководители оркестров, а также средства массовой информации должны заниматься пропагандой произведений высокого музыкального искусства различных жанров, создавая этим предпосылки для воспитания богатого внутреннего мира человека, экологии его души, формирования человеческого сознания и улучшения общественного строя.

Рост числа великодушных людей за счет сокращения количества бездушных, равнодушных, малодушных -- таковы должны быть результаты этой целенаправленной работы."[2,с.45]

2.4 Исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников

В ходе работы по данной теме нами было проведено исследование роли урока музыки в формировании экологической культуры школьников в 5 классе Ростовской гимназии. Исследование проводилось в форме опытной работы состоящей из трех этапов.

1.Констатирующий этап.

На данном этапе мы провели анкетирование учащихся, направленное на выявление степени осведомленности школьников об экологических проблемах современности.

Анкета состояла из 3 вопросов:

1) Что изучает наука "экология"?

2) Какие экологические проблемы существуют в современном мире?

3) Какие решения экологических проблем ты бы предложил(а)?

Цель анкетирования - выяснить, насколько учащиеся владеют информацией по экологическому состоянию планеты, понимают ли, насколько серьезно могут проблемы экологии отражаться на их существовании в этом мире, каков их уровень знаний о науке "экологии".

Результаты анкетирования мы выразили в сводной таблице (Приложение 1) и диаграммах. (Приложения 1,2)

На вопрос анкеты "Что изучает наука "экология"?" большая часть учащихся (10 из 19 человек) дали на вопрос правильные ответы, 5 человек дали неправильный ответ, 4 человека оставили вопрос без ответа. Мы можем сделать вывод, что большинство учащихся имеют представление о науке "экологии", о том, что она изучает.

На вопрос анкеты "Какие экологические проблемы существуют в современном мире?" 12 детей из 19 анкетируемых описали 2 и более экологических проблем, 2 учащихся оставили вопрос без ответа и 5 дали 1 ответ. Мы так же видим, что большая часть детей в классе знают, какие экологические проблемы существуют в современном мире, могут их назвать и даже описать.

На вопрос анкеты "Какие решения экологических проблем ты предложил(а)?"

6 учащихся из 19 анкетируемых предложили 2 и более решения самых явных экологических проблем современности, 1 решение предложили 5 учащихся, оставили вопрос без ответа 8 детей.

Анализ ответов учащихся показал, что 8 из 19 анкетируемых не представляют, как можно решить современные экологические проблемы, и чем каждый из них может помочь в разрешении этих непростых вопросов.

2.Формирующий этап.

Для того чтобы углубить знания учащихся в сфере экологии и состояния окружающей среды, о природе, биосфере, мы включили в уроки музыки вопросы, затрагивающие экологические проблемы окружающего мира. А так же провели тематический урок, посвященный связи музыки и природы, художественному отражению природы в искусстве в целом. Мы предполагали, что наполнение уроков подобным материалом, может способствовать формированию у детей любви к родной природе, заинтересованному отношению к проблеме загрязнения окружающей среды и желанию бороться за ее сохранение. Приведем некоторые фрагменты уроков данного этапа.

Фрагмент урока музыки в 5 классе "Природа в музыке"

- Творческим людям природа родного края являлась зачастую источником вдохновения. Она прекрасна в любое время года. Ребята, а какое ваше любимое время года? (ответы: осень, лето, весна, зима)

- У каждого из вас есть любимое время года, оно привлекает вас чем-то, красками, звуками, вы видите ее красоту в любое время года. Вот и один известный русский композитор Петр Ильич Чайковский так же любил созерцать красоту природы и отражал это в своей музыке. Он говорил: "Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства". Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать композитор? (ответы: природа красивее, когда настоящая, а не на картине или фотографии).

- Природа первична, поэтому она для нас важнее всего - ведь это волшебные краски, раздолье, леса, поля, их шум и запах. Какое время года у нас на улице? (ответ: осень)

- Верно, осень. Посмотрите сколько красок в ней, как красивы деревья. Осень наполняет живопись новыми красками, поэзию новыми рифмами, а музыку новыми звуками. Сейчас вы услышите музыку, которую написал П.И.Чайковский, внимательно послушайте и скажите: что вы почувствовали слушая эту музыку? Какое настроение у нее? (слушание и ответы).

- Какую картину природы рисует музыка?

- Как относится композитор к родной природе?

- Что его привлекает в окружающем мире?

- Каким человеком предстает перед нами П.И Чайковский?

- П.И.Чайковский назвал это произведение "Осенняя песнь". Песнь, потому что ярко слышна протяжная и певучая мелодия. Вот так чувствовал красоту природы великий композитор. И каждому из нас нужно пытаться хоть немного приблизиться к такому ощущению окружающего мира, почувствовать его и восхититься им.

Фрагмент урока "Экология и музыка"

- Ребята, сегодня у нашего урока необычная тема: "Экология и музыка". Скажите, что изучает наука экология? (ответы: наука о природе, о загрязнениях земли)

- Верно. Экология изучает состояние окружающей нас среды - природы, морей, океанов, материков и городов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.