Главная беда классической системы образования состоит в том, что она не предназначена для раскрытия собственных творческих способностей ребенка, не учит музыке или искусству, а нацелена на воспроизводство системы навыков вне всякой зависимости от склонностей и способностей детей, вне какой-либо зависимости от духа времени. Такое законсервированное непонятное "неизбежное" зло! Зло, с которым ребенку можно, претерпев стресс, только смириться.
Нельзя сказать, чтобы попытки выйти из этой ситуации не предпринимались. Есть система Судзуки, почти неизвестная у нас, но распространенная в США - особенно в области преподавания игры на скрипке. Предпринимал попытки обучать детей современному искусству композитор и перформер Маурисио Кагель. Наиболее известной и широко распространенной системой художественного (прежде всего музыкального) образования в мире является система немецкого композитора Карла Орфа. Возможно, Орф за пределами нашей страны известен именно своей системой образования (у нас преимущественно благодаря "Кармине Буране" в эстрадных обработках). Орф построил свою систему на ритмах биологической жизни, голосах природы. Ритм, движения тела первичны - затем архаические элементы культуры, народные песни, считалки, присказки, дразнилки. Инструменты - преимущественно ударные, часто собственного изготовления. Такая система образования позволяла прежде всего раскрыть собственные возможности ребенка, помочь начать импровизировать и творить. Возможно, она не так эффективна для воспитания виртуозов в области классической музыки (хотя все же не следует сбрасывать со счетов и то, что австрийское правительство разместило центр орфовской системы в Моцартеуме в Зальцбурге), зато совершенно точно среди взрослых, прошедших в детстве орфовский Шульверк - намного меньше невротиков и психотиков.
Описание творческих работ.
На фортепиано или любом другом звуковысотном музыкальном инструменте играем высокие, низкие и средней высоты звуки. Перед детьми ставим задачу: расположить точки правильно на чистом листе бумаги. Если звук высокий, то вверху, а если низкий, то внизу на листе и т.д. Затем предлагаем детям обвести цветной линией поставленные точки. У всех получается разный рисунок. Получаем точки соприкосновения музыки и живописи.
Материал:
Карточки с изображением идущего колобка вверх, вниз или стоящего на месте. Играем мелодию, движущуюся вверх или вниз, или стоящую на месте, а дети определяют, куда катится колобок.
Текст песни:
Вот поет одна матрешка Голосок у ней хорош, Тоненький и звонкий, Лучше не найдешь!
Три матрешки - это трио Вместе, вразнобой, Ты послушай эту песню, А потом пропой!
Две запели дружно вместе,
Весело живут.
Чуть повыше, чуть пониже -
Так они поют!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7