Рефераты. Система комплексной музыкальной деятельности К. Орфа

p align="left">И дальше побежал. (Половина детей "булькает" на фоне звучащего солнца - кластер.)

Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжжж, в низком регистре) и букашки (ззз-зззз, в более высоком), расправили крылышки (крш, с повышающейся интонацией) и полетели кто куда (тр-тр-тр, шепотом на разной высоте, у кого на какой получится).

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).

И вылез ежик. (Сопит носом, энергично втягивая и выдувая воздух.)

Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник. (Каждый поет острые, веселые звуки в разных регистрах.)

Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно.)

Вот и пришла весна. (Каждый поет свой звук, как в начале упражнения.

Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре.)

РУЧЕЕК

Русская народная песня

(
Нотный пример 1)

1. Дети (говорком).

Мотылек-витилек, Птичье щебетанье,

Принеси нам ветерок,Ручейка журчанье!

2. Дети (говорком после второго исполнения песни).

Мотылек-витилек, И травинки, и цветы

Принеси нам ветерок, От красавицы весны!

Игровая песня с движением. Ее исполняет без сопровождения педагог, играя вместе с детьми в традиционный "ручеек". Дети могут подпевать, если с мелодией их познакомить заранее. В этой модели пение педагога чередуется с речевыми репликами детей, которые говорком зазывают весну. При втором проведении игры дети спокойно двигаются "змейкой" со сменой ведущего. Для движения в этой песне могут быть использованы и другие хороводные формы.

СОЛНЫШКОКОЛОКОЛНЫШКО

Русская народная закличка

(Нотный пример 2.)

1. Солнышко-колоколнышко, выгляни из-за гор-горы.

2. Видело ль ты свою сестру, видело ль красну весну?

3. Видело ль ты другу сестру, старую ведьму зиму,

4. Что стужу да в мешке несла, холодом на землю трясла?

5.А потом оступилася, под гору повалилася.

Игровая песня со звучащими жестами и шумовыми инструментами. Дети стоят свободно по кругу, в центре которого разложены различные шумовые инструменты и предметы, издающие звуки (пучки нарезанной бумаги, связки крупных пуговиц, ключей и т.п.). Каждую строку поют, сопровождая пение звучащими жестами. Педагог может исполнять партию барабана. В конце строки после свободного глиссандирования голосом дети берут инструменты, бегают и звенят ими, приговаривая последние слова (из-за гор-горы, унисон в удобном для всех красну-весну и т.д.) по тексту песни. Звук барабана может быть условным сигналом, чтобы снова собраться в круг и продолжить пение и игру.

ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ

(Нотный пример 3)

1. Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

2. Посмотрели, чем заняться,

Стали каплями кидаться.

3. Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели.

Графическая партитура (Нотный пример 4).

Звукоподражательная игра и пение. Дети, стоя свободно, располагаются по залу, опустив кисти рук перед собой со свободно "болтающимися" пальцами, которые изображают сосульки. До слов "стали каплями кидаться" они поют мелодию, которую можно сопровождать игрой на треугольнике. На слова "стали каплями кидаться" выполняют щелчки в воздухе первым и третьим пальцами.

Затем свободно движутся по залу, озвучивая графическую партитуру, которую для занятия можно вместе с детьми нарисовать крупно. Движение можно удачно озвучить также спонтанной, свободной игрой на металлофоне, глокеншпиле.

Упражнения для работы на уроках (1-3 класс) (с применением рекомендаций Шульверка Карла Орфа).

Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:

Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут рыбки,

Танцуют чашки, блюдца,

А лошади смеются!

Под горою у реки живут гномы-старики.

У них колокол висит, позолоченный звонит:

Диг-диги, диги-дон -

Посмотри, откуда звон!

Черти в озере купались,

Черти рожками бодались,

Черт чертенка как толкнул,

И чертенок утонул!

Мой игрушечный петух

Развивает утром слух!

Песню слышно далеко

Кукареку! Ко-ко-ко!

Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.

Фонопедическое упражнение-игра "Весенние голоса".

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом "волну" - вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой "весенний звук" - дети выбирают звук сами)

Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

Развиваем воображение

"В доме моем тишина" сл. и муз. Т. Боровик

(Нотный пример 5)

1. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно - стукунчики стучат (2 раза)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.