Рефераты. Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

p align="left">В работе с проблемной семьей лучше использовать долговременный подход, предполагающий опору на внутреннюю мотивацию семьи к переменам. Подход, основанный на мобилизации сил самой семьи и строящийся на ее сильных сторонах, более эффективен, поскольку нацелен на раскрытие положительных намерений, которые могут лечь в основу ее действий. Наша задача помочь семье «конструктивно» прочувствовать свой дискомфорт, по-новому осмыслить свои проблемы, понять, что они могут этот дискомфорт преодолеть.

В работе с семьей следует ориентироваться только на серьезные, глобальные внутренние изменения в семье, поскольку поверхностные перемены, не затрагивающие глобальных семейных «основ», не могут привести к серьезным изменениям. Следует понимать, что, сотрудничая с помощниками, члены семьи могут притворяться в надежде, что их оставят в покое. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь семье захотеть измениться, иначе все усилия пропадут даром.

Понятие «мотивация» представляет собой совокупность мотивов человека, которые и «заставляют» его совершать поступки, «двигают» его поведение. Мотивация - это уникальный фактор психологических изменений: человек может изменить что-то в своей жизни только тогда, когда он действительно этого хочет, когда он по-настоящему мотивирован на изменения.

Принцип действия социального работника в значительной степени напоминает принцип действия рычага в механике. Настоящий рычаг - это такой инструмент, который помогает сдвинуть предмет путем приложения к нему силы, которая значительно увеличивается благодаря использованию такого инструмента, как рычаг. При этом своими собственными силами, приложенными к предмету без рычага, мы не сможем ничего изменить.

Попробуем разобраться, как именно в «трехмерном пространстве» должен располагаться «рычаг перемен», как следует строить работу с семьей, чтобы добиться максимального эффекта, пытаясь воздействовать на мотивацию человека, т. к. изменить свою жизнь человек может только сам. Наиболее действенны факторы внутренние, эмоциональные и направленные на достижение чего-то, а не на избегание.

Таким образом, основная задача социального работника в работе с неблагополучной семьей и состоит в том, чтобы наиболее эффективно «запустить» рычаг перемен. Примером такого «запускающего механизма» может быть привязанность матери, страдающей химической зависимостью, к своим детям и ее беспокойство по поводу возможного изъятия детей из дома; идеалистическое представление о себе отца, склонного к физическому насилию над ребенком и т.д.

Итак, пять факторов, определяющих возможность внутренних перемен, не являются исключительно теоретическими понятиями, а вполне реально работают во всех соответствующих ситуациях.

Умение дать установку на возможность перемен и способность помогать людям в их осуществлении являются ключевыми в работе с неблагополучной семьей. По-настоящему важные, необратимые перемены в нашей жизни происходят в результате личного выбора и внутренней мотивации.

Социальные работники, помогающие семьям измениться в лучшую сторону, должны хорошо представлять факторы изменений, чтобы распознавать их в жизни своих подопечных и помогать им, на их основе добиваться эффективных перемен. На жизненный уклад семьи действует ряд причин и факторов, которые во многом способствуют формированию неблагополучных семей.

1.2 Причины, факторы формирования и типы неблагополучных семей

Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.

Причины семейного неблагополучия вызваны причинами макросоциального, мезасоциального и микросоциального характера. (Рисунок 3). Специфика причин представлена на Рисунке 4.

Рисунок 3 - Причины семейного неблагополучия

Дестабилизирующее влияние оказывают:

- Миграция населения.

- Урбанизация.

- Нравственно-психологическая неподготовленность молодых людей вступающих в брак.

- Недостаточная обоснованность этого решения.

- Социальная незрелость.

- Малая ответственность за семью и детей.

- Экономическая и психологическая самостоятельности женщин.

Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживается расхождение во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманчивости и упреки. Чаще всего это связано с кризисным периодом в развитии супружеских отношений /16/

Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки семьям данной категории необходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.

На протяжении восьми лет экспериментальной работы по созданию муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки семьи были выявлены причины попадания семей в группу риска.

Основными такими причинами являются обстоятельства жизни этих семей:

- пьянство одного или обоих родителей;

- их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

- сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

- убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

- оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких семей и детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям./16/

У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова:

- отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом,

- неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,

- гиперактивность, воровство, лживость,

- потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность,

- утрата интереса к труду, лень,

- отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе,

- утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.)/16/

Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных, связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.

Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. /16/

Так, причиной возникновения социальных проблем в полных семьях является в первую очередь малообеспеченность. В таких семьях имеется всего один трудовой доход, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждены жить на пособие по безработице либо на детские пособи. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, выполнением обязанностей по уходу за детьми ход от алиментов, если дети имеют на них право, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям, во всяком случае, их решить проще, чем социально-психологические проблемы, существующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего, это:

- обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи

- чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудную нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания

- нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявил жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует

- затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.

Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители./16/

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы:

- гибель родителей малолетних детей,

- нахождение родителей в тюрьме,

- лишение их родительских прав,

- пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.

Кроме того, малые интервалы и рождение детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального благополучия старших.

Таковы объективные причины формирования неблагополучных семей, не зависящих от имущественного и образовательного статуса родителей.

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Все неблагополучные семьи можно разделить на типы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.