Рефераты. Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

римечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.

Основные виды неблагополучных семейных отношений

1. Деструктивная семья - отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

2. Распадающаяся семья - характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

3. Распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей

4. Неполная семья - отсутствие одного из родителей.

5. Ригидная псевдосолидарная семья - отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители - школа». В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями представлены в таблице 4.

Таблица 4. Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями

УБЕЖДЕНИЕ

разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ

это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ

по формированию нравственных качеств.

Направления и формы работы с неблагополучными семьями представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Направления и формы работы с неблагополучными семьями

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

наблюдения специалистов;

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

интервью узких специалистов;

мини-консилиумы;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

анализ документации паспортно-визовой службы;

сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);

протоколы СКДН; РКДН;

заявки семьи на оказание помощи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

консультации специалистов;

семейная терапия;

индивидуальные беседы;

индивидуальный социальный патронаж семей;

психотерапия;

родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

группы риска;

спортивные группы;

тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для учителей и родителей;

лектории для подростков;

устройство на работу;

летний лагерь;

летняя площадка;

постановка на учет ОВД, КДН. СКД;

дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

институт приемной семьи;

институт молодой семьи;

детские приюты;

акции милосердия;

акция помоги пойти учиться;

материальная поддержка;

привлечение спонсорской помощи;

обмен одеждой, бывшей в употреблении;

лишение родительских прав.

Таким образом, педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с неблагополучными семьями и воспитанием детей.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.

Основная задача социального работника в работе с неблагополучной семьей и состоит в том, что социальные работники должны находить способы помочь семье взять на себя личную ответственность за осуществление перемен к лучшему. Помочь семье или отдельному ее члену узнать, в каких пределах они могут действовать, добиваясь результата, и что нужно для того, чтобы расширить эти пределы.

В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов.

Раннее выявление неблагополучных семей способствует эффективности коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семей и воспитание детей.

2. Практические подходы: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей

2.1 Организация исследования: неблагополучные семьи

Проведенный анализ научно-исследовательской и учебной литературы, материалов периодической печати, публикаций по данному вопросу показал, что педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с образом жизни детей и их семей.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:

- родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);

- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);

- родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица

- попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения со взрослыми и детьми.

В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к социально-педагогической поддержке неблагополучных семей, которые позволят провести опытно-эксперементальную работу по выявлению неблагополучных семей для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы в исходном положении.

Так, как критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития, то целью, опытно-эксперементальной работы является: выявление отношения к ребенку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- выявить особенности внутрисемейных отношений между родителями и детьми

- разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семьей

- дать оценку эффективности программы мероприятий.

Решение поставленных задач предусматривает социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.

I этап - организационный

В исследовании приняли участие ученики МОУ СОШ
№9 г. Благовещенска. Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным характеристикам классных руководителей учащихся.

В выборку вошли 33 ученика в возрасте от 7 до 10 лет - условно назовем группа «1» и их семьи - группа «2», в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 - 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.

Таким образом, в каждой группе было по 33 испытуемых, причем каждому испытуемому - старшекласснику из группы «1» соответствовал испытуемый - родитель из группы «2». Где было необходимо, диагностические мероприятия проводились в целом по семье.

В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и для определения влияния на воспитание ребенка в семье:

1. Для выявления типа неблагополучной семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей. (Приложение А), одновременно был определен состав семьи (Приложение Б)

2. Опрос родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми (Приложение В)

3. Изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты (Приложение Г)

Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность.

4. Для выявления влияния семьи на воспитание ребенка использовалась методика - опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним» (Приложение Д).

Опросник создан Е. Шафером в 1965 г. Эта методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (по мнению подростков) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

- принятие - эмоциональное отвержение

- психологический контроль - психологическая автономия

- скрытый контроль - открытый контроль

Под принятием здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство подростками, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социо-культурным условиям Э. Матейчиком и П. Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми от психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.