Педагогические контрольные испытания. Педагогические контрольные испытания проводилось с целью определения динамики умственной работоспособности и утомляемости учащихся начальных классов.
Для определения умственной работоспособности испытуемым предлагалась работа с фигурными таблицами (прил. 2). Работа с помощью этих таблиц выполняется детьми в течение 2-х минут. Предварительно дается указание: "Просмотрите внимательно фигурки, отыщите среди них треугольник, кружок, флажок. Ставьте в треугольнике черточки (минус), в кружочке - крестики (плюс), во флажки - точку". Задание рисуется на доске. Выясняется, поняли ли дети задание. Для этого предлагается 2 - 3 учащимся повторить его содержание. После этого все нарисованное с доски стирается и подается команда: "Начали работу". Через 2 минуты работа останавливается, таблицы с выполненными заданиями собираются.
Оценка результатов. Оценка выполненного задания проводилась по объему (количеству просмотренных фигур) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур:
X = d*100 / n, где
n - количество просмотренных знаков;
d - количество ошибок.
Помимо этого рассчитывался коэффициент продуктивности умственной работоспособности (Q) по формуле:
Q = c / c + d, где
c - количество просмотренных строчек;
Каждая пропущенная строчка исключалась из общего числа, но считалась за одну допущенную ошибку и прибавлялась к общему числу ошибок (5).
После обработки результатов проводилось распределение индивидуальных показателей умственной работоспособности о качественным градациям:
средний уровень - М + 0,67 ?;
выше среднего - от М + 0,67 ? до М + 1,5 ?;
ниже среднего - от М - 0,67 ? до М - 1,5 ?;
высокий уровень - М + 1,5 ? и выше;
низкий уровень - М - 1,5 ? и ниже ().
Выявление изменения уровня работоспособности проводилось в период с 1 сентября по 20 мая в начале и в конце каждой учебной четверти в начале 3 урока.
При определении динамики умственной работоспособности соблюдались следующие условия: условия проведения были одинаковыми (время и место проведения, проводящий).
Для определения физической работоспособности проводился Гарвардский степ-тест. Испытуемые в течение 2 минут выполняли работу в виде восхождения на ступеньку высотой 35 см. с частотой 30 раз в минуту. Темп движений задавался звуковыми сигналами метронома. Подъем и спуск состоял из четырех движений, каждому из которых соответствовал один сигнал. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения, в положении стоя на скамейке ноги прямые, туловище находится в вертикальном положении. Во время выполнения теста допускалось несколько раз сменить ногу, с которой начинался подъем.
Результаты оценивались следующим образом. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхал в положении сидя. Начиная со второй минуты трижды (по 30-секундным отрезкам времени) подсчитывалось число пульсовых ударов: с 60-й по 90-ю сек., со 120-й по 150-ю и со 180 по 210 секунды восстановительного периода. Результаты тестирования выражались в условных единицах в виде индекса (ИН). ИН рассчитывался по формуле:
ИН=;
Оценка результатов.
очень плохо - ИГ 50 и ниже;
плохо - ИГ от 51 до 60;
достаточно - ИГ от 61 до 70;
хорошо - ИГ от 71 до 80;
очень хорошо - ИГ от 81 до 90;
отлично - ИГ от 91 и выше (40).
Методы математической статистики. При обработке цифрового материала исследования применялись общепринятые методы математической статистики. При этом определялись следующие параметры: средние арифметические величины - «Х», среднее квадратическое отклонение «», ошибки средних арифметических - «m» (3). Кроме того, определялось процентное соотношение отдельных показателей.
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская работа проводилась в период с сентября 2002 года по май 2004 года на базе муниципальной средней школы № 76 и многопрофильной гимназии № 1 г. Белова и включала в себя несколько этапов.
На первом этапе теоретически изучалось состояние проблемы. Задачей первого этапа также являлось выявление особенностей обучения школьников.
Второй этап посвящен изучению динамики показателей умственной и физической работоспособности, состояния здоровья учащихся школы и гимназии. Контрольные педагогические испытания, по результатам которых определялось влияние учебных нагрузок на изменение изучаемых показателей, проводилось в начале ив конце каждой учебной четверти. В исследовании приняло участие 52 школьника.
Третий этап включал в себя обработку и интерпретацию экспериментальных данных, уточнение теоретических и практических выводов, оформление результатов исследования.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение программ обучения, используемых в гимназии и в школе, и организации образовательного процесса в учебных заведениях позволило выявить, что в гимназии осуществляется более углубленная программа знаний. Дети поверхностно затрагивают материал, который в школе изучается в средних и старших классах. Содержание учебного материала более развернуто (много дополнительной литературы), нежели в школе. В гимназии на уроках дети сами определяют цели и задачи данного занятия, много рассуждают, высказывают свое мнение, ведут дискуссию. Поэтому в гимназии дети более общительны, имеют большой словарный запас, речь поставлена хорошо, соответствует детям данной возрастной группы. Также в гимназии в начальных классах изучаются некоторые учебные дисциплины, которые не предусмотрены учебным планом школы - английский язык (2 часа в неделю) и информатика (1 час в неделю). И в школе, и в гимназии уроки проходят в различных формах, с использованием различных методов обучения: группового, индивидуального, фронтального, что способствует лучшему усвоению материала.
Процесс обучения, как в школе, так и в гимназии способствует развитию всех психических процессов: мышлению, вниманию, памяти, воображению, речи. Школьный психолог раз в неделю проводит работу с учащимися: определяет уровень развития психических процессов, эмоционального состояния детей, их отношения со сверстниками и семьей и т.д. В гимназии эту работу проводят со всеми детьми, а в школе - только с теми, кто в этом наиболее нуждается или имеет проблемы в данной области.
Сравнение организации образовательного процесса в школе и в гимназии кроме этого, позволило выявить, что учебная нагрузка в обоих образовательных учреждениях одинакова по количеству учебных часов в неделю. Разница же состоит в трудности обучения. В гимназии преподаются более сложные учебные дисциплины, такие как информатика и иностранный язык, в школе это же количество часов отводится на проведение урока природоведения и дополнительного урока физической культуры, которые не представляют большой сложности для детей (таб. 1). Кроме этого, урок физической культуры способствует увеличению объема двигательной активности школьников, что может оказывать благотворное влияние на состояние их здоровья.
Таблица 1
Показатели трудности обучения в школе и в гимназии
Школа
Гимназия
Недельный балл трудности
155
175
Таким образом, образовательный процесс в школе и в гимназии регламентируется программами, имеющими различную направленность и определяющими различную сложность в освоении учебных дисциплин. Следовательно, можно предположить, что нагрузка на организм учащихся в процессе обучения будет различной и окажет разное влияние на изменение состояния здоровья учащихся школы и гимназии.
Результаты педагогических контрольных испытаний позволили выявить, что во всех классах количественные и качественные показатели умственной и физической работоспособности улучшаются от первого измерения к последнему, что характеризует процесс врабатывания (рис. 1, 2).
Рис. 1.Показатели объема выполненной работы
Рис. 2. Показатели коэффициента продуктивности
Таблица 2
Качественные показатели умственной работоспособности
(в %)
Уровни
Измерения
1
2
3
4
5
6
7
8
высокий
0/0
выше среднего
2/0
1/0
средний
10/12
15/10
20/16
25/25
35/30
45/32
48/35
49/40
ниже среднего
75/78
80/84
77/73
75/75
65/70
55/68
50/65
50/60
низкий
5/5
5/4
3/1
Примечание: в числителе данные учащихся школы, в знаменателе - гимназии.
Проведенное исследование позволило выявить, что школьники быстрее врабатываются в учебный процесс, чем учащиеся гимназии, демонстрируя при этом лучшее качество выполняемых заданий. Обучающиеся в школе допускают меньше ошибок, чем учащиеся гимназии при одинаковой продуктивности умственной работы.
Показатели физической работоспособности, также свидетельствуют в пользу учащихся школы (рис. 3).
Рис. 3 Показатели физической работоспособности
На протяжении всего периода обучения показатели физической работоспособности, как школьников, так и учащихся гимназии повышаются, однако абсолютные значения выше у обучающихся в школе (прил.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7