Рефераты. Содержание и организация образовательного процесса как фактор сохранения здоровья младших школьников

p align="left">Таким образом, умственная и физическая работоспособность у школьников выше, чем у учащихся гимназии. Полученные результаты, вероятно, стали возможны из-за различной организации образовательного процесса в школе и в гимназии. Сохранению работоспособности, очевидно, способствует несколько меньшая сложность учебных дисциплин при сохранении общего объема учебной нагрузки в школе и введения в расписание дополнительного урока физической культуры.

Для более полного изучения изменения состояния здоровья учащихся младших классов проводилось сравнение количества пропущенных по болезни уроков. Исследования показали, что наибольшая заболеваемость детей приходится на II и III четверти (таб.2). Вероятно, это может быть связано со вспышками инфекционных заболеваний в этот период времени (в частности, с эпидемией гриппа).

Таблица 3

Количество пропущенных учебных дней на 1 учащегося школы и гимназии

Четверть

I

II

III

IV

Школа

2

3

3

2

гимназия

3

5

7

6

Проведенное исследование также позволило выявить, что учащиеся гимназии болеют больше, чем школьники. Умственная деятельность, связанная с обучением, является трудной для детей. Нервные клетки их головного мозга, обладая относительно низкими функциональными возможностями, под влиянием учебной нагрузки могут приходить в состояние истощения. Кроме этого, вынужденная статическая поза, преобладающая в течение урока, является дополнительным существенным фактором, способствующим нарушению функции нервных процессов. Таким образом, при интенсивной или длительной учебной работе у школьников развивается утомление, а иногда и переутомление. Обучаясь в гимназии, дети сильнее утомляются, большую часть времени, проводя за учебниками. Утомляемость же школьников меньше, к тому же в расписание их учебных занятий введен дополнительный урок физической культуры, который позволяет снять напряжение, накопившееся во время занятий в классе.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что организация и содержание образовательного процесса, изменение показателей умственной и физической работоспособности и состояния здоровья школьников связаны между собой. Через обучение в школе проходит абсолютное большинство населения страны. И, исходя из вышеизложенного, можно достаточно уверенно говорить о том, факторы риска, связанные с содержанием и организацией образовательного процесса, играют немаловажную роль в изменении соматического и психического здоровья школьников. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья, позволит реально управлять здоровьем школьников в современных условиях.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование, в целом подтвердив гипотезу, позволило сделать ряд общих выводов.

1. В результате теоретического исследования установлено, что учебная нагрузка младших школьников определяется действующим учебным планом и программами.

2. Специфическими патогенными факторами для детей являются факторы риска, связанные с организацией их учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения основное напряжение испытывает нервно-психическая сфера человека, его гормонально активные системы, в рефлекторные изменения вовлекаются дыхание и сердечнососудистая система. При неправильной организации учебного процесса снижаются защитные и адаптивные возможности организма, отмечается рост психо-неврологических отклонений. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как позное напряжение: дети вынуждены проводить за учебным столом в школе и дома треть суток.

3. Исследование позволило выявить разницу в организации образовательного процесса учащихся школы и гимназии. При сохранении общего объема учебной нагрузки сложность преподаваемых дисциплин в школе ниже, чем в гимназии. Кроме того, в расписание учебных занятий школьников введен дополнительный третий урок физической культуры.

4. Проведенное исследование показало, что учащиеся школы быстрее врабатываются в учебный процесс, чем обучающиеся в гимназии. В ходе исследования выявлено, что школьники допускают меньше ошибок при выполнении заданий, чем гимназисты при одинаковой продуктивности умственной работы.

5. В исследовании показано, что заболеваемость у учащихся школы в течение учебного года ниже, чем у обучающихся в гимназии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании результатов исследования нам представляется возможным дать практические рекомендации преподавателям начальных классов, работающим в школе и в гимназии.

1. Проводить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов.

2. Уделять особое внимание формам двигательной активности в режиме учебного дня: проводить гимнастику до занятий, организовывать подвижные перемены.

3. Для предупреждения утомления и снижения работоспособности во время учебных занятий проводить физкультурные паузы и минутки.

4. Осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья детей совместно с родителями. В планы проведения родительских собраний включать вопросы о режиме дня младшего школьника, о пользе двигательной активности для сохранения здоровья, о методах закаливания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авраменко В.А. Урок физкультуры и формирование здорового образа жизни школьников // Материалы научно-практической конференции «Физкультура и здоровый образ жизни / Под ред. П.А. Виноградова. - М., 1990. - С. 3-5.

Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования Новосибирск, 1996. - 26 с.

Антропова М.В., Манге Г.Г., Кузнецова М.М., Бородина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 26-31.

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.

Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -.М.: Высшая школа, 1980. - 456 с.

Богина Т. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 9-15.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая педагогика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. -№ 7. - С. 11-16.

Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. - 1997. -№ 2. - С. 8-12.

Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе / Под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 1995. - 203 с.

Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе: Учеб.-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.

Воленко О.И., Петракова Т.И. Как растить здоровое поколение // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 52-56.

Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1980. - 440 с.

Гутько И.П. Азбука здоровья. - Минск: Полымя, 1988. - 173 с.

Ефимова Т.В. О подготовке будущих воспитателей - учителей начальных классов по дисциплинам оздоровительного цикла // Начальная школа. - 1995. - № 12. - С. 63-67.

Жолдак И.В. Валеологические проблемы оздоровительной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. - С. 58-64.

Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятельности // Валеология. - 1997. - № 2. - С. 18-22.

Зайцев Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. - 1997. - № 4. - С. 16-20.

Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология. - 1997. - № 4. - С. 9-12.

Казин Э.М., Панина Т.С. и др. Концептуальные валеологические подходы к проблеме здоровья и развития в системе образования Кузбасса. - Кемерово, 1995. - 27 с.

Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. - М.: Медицина, 1983. - 264 с.

Корчагин Е.А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения // Специалист. - 1998. - № 3. - С. 26-28.

Коханович Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. - М., 1994. - 28 с.

Куган Б. Сохранить здоровье детей // Народное образование. - 1993. - № 1. - С. 99-103.

Лотоненко А.В. Физическая культура, спорт и работоспособность студентов. - Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1986. - 136 с.

Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М., 1984. - 370 с.

Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Департ. образован., ОблИУУ, КемГУ; Под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 1997. - 109 с.

Новая парадигма психологии и практика инновационного образования // Вестник Московского университета. - 1998. - № 2. - С. 88-92.

Новиков В. Стратегический резерв образования // Педагогический калейдоскоп. - 1997. - № 33-34. - С. 3-5.

Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физкультура в школе. - 1996. - № 1. - С. 2.

Образование - залог здоровья // Российская газета. - 1997. - № 157. - С. 13.

Образование. Личность, Здоровье: Коллективная монография / Под ред. М.Н. Лазутовой, Э.М. Казина. - Кемерово, 1996. - 160 с.

Педагогика. Учеб. пособие для студ-ов вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 600 с.

Педагогика: Учеб. пособие для студ-ов пед. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

Подласый И.П. Педагогика: Уч-к для студ-ов вузов. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 17-20.

Состояние здоровья молодого поколения России (аналитическая записка по материалам республиканского исследования) // Народное образование. - 1993. - № 5. - С. 43-52.

Темина С. Развитие личности учащихся в различных образовательных системах // Мир образования. - 1997. - № 11-12. - С. 35-39.

Теория и методика физического воспитания: Уч-к для ИФК / Под ред. ЛП. Матвеева (в 2-х томах). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.

Теория и практика личностно-ориентированного образования: круглый стол // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 72-76.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.