Для более полного изучения изменения состояния здоровья учащихся младших классов проводилось сравнение количества пропущенных по болезни уроков. Исследования показали, что наибольшая заболеваемость детей приходится на II и III четверти (таб.2). Вероятно, это может быть связано со вспышками инфекционных заболеваний в этот период времени (в частности, с эпидемией гриппа).
Таблица 3
Количество пропущенных учебных дней на 1 учащегося школы и гимназии
Четверть
I
II
III
IV
Школа
2
3
гимназия
5
7
6
Проведенное исследование также позволило выявить, что учащиеся гимназии болеют больше, чем школьники. Умственная деятельность, связанная с обучением, является трудной для детей. Нервные клетки их головного мозга, обладая относительно низкими функциональными возможностями, под влиянием учебной нагрузки могут приходить в состояние истощения. Кроме этого, вынужденная статическая поза, преобладающая в течение урока, является дополнительным существенным фактором, способствующим нарушению функции нервных процессов. Таким образом, при интенсивной или длительной учебной работе у школьников развивается утомление, а иногда и переутомление. Обучаясь в гимназии, дети сильнее утомляются, большую часть времени, проводя за учебниками. Утомляемость же школьников меньше, к тому же в расписание их учебных занятий введен дополнительный урок физической культуры, который позволяет снять напряжение, накопившееся во время занятий в классе.
Таким образом, в результате исследования выявлено, что организация и содержание образовательного процесса, изменение показателей умственной и физической работоспособности и состояния здоровья школьников связаны между собой. Через обучение в школе проходит абсолютное большинство населения страны. И, исходя из вышеизложенного, можно достаточно уверенно говорить о том, факторы риска, связанные с содержанием и организацией образовательного процесса, играют немаловажную роль в изменении соматического и психического здоровья школьников. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья, позволит реально управлять здоровьем школьников в современных условиях.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование, в целом подтвердив гипотезу, позволило сделать ряд общих выводов.
1. В результате теоретического исследования установлено, что учебная нагрузка младших школьников определяется действующим учебным планом и программами.
2. Специфическими патогенными факторами для детей являются факторы риска, связанные с организацией их учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения основное напряжение испытывает нервно-психическая сфера человека, его гормонально активные системы, в рефлекторные изменения вовлекаются дыхание и сердечнососудистая система. При неправильной организации учебного процесса снижаются защитные и адаптивные возможности организма, отмечается рост психо-неврологических отклонений. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как позное напряжение: дети вынуждены проводить за учебным столом в школе и дома треть суток.
3. Исследование позволило выявить разницу в организации образовательного процесса учащихся школы и гимназии. При сохранении общего объема учебной нагрузки сложность преподаваемых дисциплин в школе ниже, чем в гимназии. Кроме того, в расписание учебных занятий школьников введен дополнительный третий урок физической культуры.
4. Проведенное исследование показало, что учащиеся школы быстрее врабатываются в учебный процесс, чем обучающиеся в гимназии. В ходе исследования выявлено, что школьники допускают меньше ошибок при выполнении заданий, чем гимназисты при одинаковой продуктивности умственной работы.
5. В исследовании показано, что заболеваемость у учащихся школы в течение учебного года ниже, чем у обучающихся в гимназии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании результатов исследования нам представляется возможным дать практические рекомендации преподавателям начальных классов, работающим в школе и в гимназии.
1. Проводить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов.
2. Уделять особое внимание формам двигательной активности в режиме учебного дня: проводить гимнастику до занятий, организовывать подвижные перемены.
3. Для предупреждения утомления и снижения работоспособности во время учебных занятий проводить физкультурные паузы и минутки.
4. Осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья детей совместно с родителями. В планы проведения родительских собраний включать вопросы о режиме дня младшего школьника, о пользе двигательной активности для сохранения здоровья, о методах закаливания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авраменко В.А. Урок физкультуры и формирование здорового образа жизни школьников // Материалы научно-практической конференции «Физкультура и здоровый образ жизни / Под ред. П.А. Виноградова. - М., 1990. - С. 3-5.
Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования Новосибирск, 1996. - 26 с.
Антропова М.В., Манге Г.Г., Кузнецова М.М., Бородина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 26-31.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.
Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -.М.: Высшая школа, 1980. - 456 с.
Богина Т. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 9-15.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая педагогика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. -№ 7. - С. 11-16.
Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. - 1997. -№ 2. - С. 8-12.
Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе / Под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 1995. - 203 с.
Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе: Учеб.-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.
Воленко О.И., Петракова Т.И. Как растить здоровое поколение // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 52-56.
Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1980. - 440 с.
Гутько И.П. Азбука здоровья. - Минск: Полымя, 1988. - 173 с.
Ефимова Т.В. О подготовке будущих воспитателей - учителей начальных классов по дисциплинам оздоровительного цикла // Начальная школа. - 1995. - № 12. - С. 63-67.
Жолдак И.В. Валеологические проблемы оздоровительной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. - С. 58-64.
Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятельности // Валеология. - 1997. - № 2. - С. 18-22.
Зайцев Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. - 1997. - № 4. - С. 16-20.
Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология. - 1997. - № 4. - С. 9-12.
Казин Э.М., Панина Т.С. и др. Концептуальные валеологические подходы к проблеме здоровья и развития в системе образования Кузбасса. - Кемерово, 1995. - 27 с.
Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. - М.: Медицина, 1983. - 264 с.
Корчагин Е.А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения // Специалист. - 1998. - № 3. - С. 26-28.
Коханович Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. - М., 1994. - 28 с.
Куган Б. Сохранить здоровье детей // Народное образование. - 1993. - № 1. - С. 99-103.
Лотоненко А.В. Физическая культура, спорт и работоспособность студентов. - Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1986. - 136 с.
Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М., 1984. - 370 с.
Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Департ. образован., ОблИУУ, КемГУ; Под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 1997. - 109 с.
Новая парадигма психологии и практика инновационного образования // Вестник Московского университета. - 1998. - № 2. - С. 88-92.
Новиков В. Стратегический резерв образования // Педагогический калейдоскоп. - 1997. - № 33-34. - С. 3-5.
Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физкультура в школе. - 1996. - № 1. - С. 2.
Образование - залог здоровья // Российская газета. - 1997. - № 157. - С. 13.
Образование. Личность, Здоровье: Коллективная монография / Под ред. М.Н. Лазутовой, Э.М. Казина. - Кемерово, 1996. - 160 с.
Педагогика. Учеб. пособие для студ-ов вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 600 с.
Педагогика: Учеб. пособие для студ-ов пед. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
Подласый И.П. Педагогика: Уч-к для студ-ов вузов. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 17-20.
Состояние здоровья молодого поколения России (аналитическая записка по материалам республиканского исследования) // Народное образование. - 1993. - № 5. - С. 43-52.
Темина С. Развитие личности учащихся в различных образовательных системах // Мир образования. - 1997. - № 11-12. - С. 35-39.
Теория и методика физического воспитания: Уч-к для ИФК / Под ред. ЛП. Матвеева (в 2-х томах). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.
Теория и практика личностно-ориентированного образования: круглый стол // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 72-76.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7