Щедрина А.Г. Педология - наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. - Новосибирск, 1996. - 43 с
50
Приложение 1
Анализ программ, регламентирующих учебную деятельность младших школьников
Наименование предмета
Описание программ
многопрофильная гимназия № 1
муниципальная средняя школа № 76
Математика
Л.Г. Петерсон. Предлагаемая программа ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Одна из основных задач курса - обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира.
Серьезное внимание уделяется формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линий, которые получают свое развитие в процессе изучения арифметических, алгебраических и геометрических вопросов программы.
М.И. Моро и др. В курсе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу курса составляет представление о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах.
Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами.
Включение в программу алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления.
Русский язык
Л.М. Зимина, Т.Е. Хохлова.
Программа построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы.
Цель - познакомить учащихся с нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Программа ориентирована на формирование у школьников приемов анализа языкового материала.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности.
Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих.
Т.Г. Рамзаева.
Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, формирование познавательных способностей, умственное и речевое развитие.
Конкретные задачи обучения русскому языку тесно взаимосвязаны между собой:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики; формирование умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Чтение
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Цель уроков чтения - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания текста; приобщение детей к литературе через введение элементов литературоведческого анализа; развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности.
Программа включает следующие разделы:
тематика чтения;
формирование приемов понимания прочитанного;
эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста;
практическое знакомство с литературоведческими понятиями;
речевое развитие.
Природоведение
А.А. Плешаков. Приоритетеной задачей курса является формирование у учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей и всего живого.
Содержание курса охватывает вопросы от элементарных правил личной гигиены до знаний о планете, о странах и народах мира. В курсе раскрываются доступные для учащихся взаимосвязи, существующие природе и общественной жизни.
История
Н.И. Ворожейкина. Проргамма отражает одну и сторон "окружающего мира" - "обществознание".
Основное содержание программы курса дается в хронологической последовательности - с древности до современности. Изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Пропедевтический курс начального исторического образования ставит целью подготовить учащихся к учвоению систематического материала истории в старших классах.
Задачи: ввести ребенка в мир истории через вещественно-матариальную среду; научть детей видеть историю "вокруг себя"; помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Курс активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.
Риторика
Т.А. Ладыженская. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения: умения оценивать и анализировать общение, созданный текст; формирующие умения говорить, слышать, писать, читать, умения общаться.
Трудовое обучение
Т.М. Геронимус. Трудовое обучение ставит своей целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании и изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
Трудовое обучение - составляющая часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе трудового обучения решаются следующие задачи: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; нравственное, этическое и физическое воспитание; развитие творческих способностей.
Важным условием обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми учебными предметами в начальных классах.
Физическая культура
В программе предусматривается решение взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач: содействие гармоническому развитию, укрепление здоровья, закаливание организма; воспитание нравственных и волевых качеств; вооружение учащихся необходимыми знаниями по физической культуре, обучение важнейшим двигательным умениям и навыкам; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие интереса к повседневным занятиям физическими упражнениями, спортом.
Основное требование к уроку физической культуры - высокая двигательная плотность, динамичность, эмоциональность в сочетании общеобразовательной направленностью.
На уроках необходимо осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Приложение 2
Сложность учебных предметов (в баллах)
Учебный предмет
Балл
Математика, русский язык
11
Иностранный язык
10
Физика, химия
9
8
Родной язык, литература
7
Естествознание, география
6
Физкультура
5
Труд
4
Черчение
3
Рисование
2
Пение
1
Приложение 3
Количественные показатели умственной работоспособности
Показатели
Измерения
Объем работы
200±20
220±25
220±20
240±25
243±15
263±18
270±20
250±18
196±12
202±16
210±30
236±20
250±20
254±19
230±25
Коэффициент продуктивности
15±0.2
14±0.5
15±0.3
14±0.3
16±0.5
18±0.5
16±0.1
13±0.3
12±0.4
13±0.1
16±0.2
17±0.3
14±0.6
Примечание: в числителе данные учащихся школы, в знаменателе - гимназии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7