Рефераты. Содержание и организация образовательного процесса как фактор сохранения здоровья младших школьников

p align="left">Чурьянова М.И., Круглова И.И. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие // Здравоохранение Российской Федерации. - 1994. - № 4. - С. 25-33.

Щедрина А.Г. Педология - наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. - Новосибирск, 1996. - 43 с

50

Приложение 1

Анализ программ, регламентирующих учебную деятельность младших школьников

Наименование предмета

Описание программ

многопрофильная гимназия № 1

муниципальная средняя школа № 76

Математика

Л.Г. Петерсон. Предлагаемая программа ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Одна из основных задач курса - обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира.

Серьезное внимание уделяется формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линий, которые получают свое развитие в процессе изучения арифметических, алгебраических и геометрических вопросов программы.

М.И. Моро и др. В курсе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу курса составляет представление о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах.

Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами.

Включение в программу алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления.

Русский язык

Л.М. Зимина, Т.Е. Хохлова.

Программа построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы.

Цель - познакомить учащихся с нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

Программа ориентирована на формирование у школьников приемов анализа языкового материала.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности.

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих.

Т.Г. Рамзаева.

Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, формирование познавательных способностей, умственное и речевое развитие.

Конкретные задачи обучения русскому языку тесно взаимосвязаны между собой:

овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики; формирование умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Чтение

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Цель уроков чтения - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания текста; приобщение детей к литературе через введение элементов литературоведческого анализа; развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности.

Программа включает следующие разделы:

тематика чтения;

формирование приемов понимания прочитанного;

эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста;

практическое знакомство с литературоведческими понятиями;

речевое развитие.

Природоведение

А.А. Плешаков. Приоритетеной задачей курса является формирование у учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей и всего живого.

Содержание курса охватывает вопросы от элементарных правил личной гигиены до знаний о планете, о странах и народах мира. В курсе раскрываются доступные для учащихся взаимосвязи, существующие природе и общественной жизни.

История

Н.И. Ворожейкина. Проргамма отражает одну и сторон "окружающего мира" - "обществознание".

Основное содержание программы курса дается в хронологической последовательности - с древности до современности. Изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Пропедевтический курс начального исторического образования ставит целью подготовить учащихся к учвоению систематического материала истории в старших классах.

Задачи: ввести ребенка в мир истории через вещественно-матариальную среду; научть детей видеть историю "вокруг себя"; помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Курс активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.

Риторика

Т.А. Ладыженская. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения: умения оценивать и анализировать общение, созданный текст; формирующие умения говорить, слышать, писать, читать, умения общаться.

Трудовое обучение

Т.М. Геронимус. Трудовое обучение ставит своей целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании и изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

Трудовое обучение - составляющая часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

В процессе трудового обучения решаются следующие задачи: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; нравственное, этическое и физическое воспитание; развитие творческих способностей.

Важным условием обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми учебными предметами в начальных классах.

Физическая культура

В программе предусматривается решение взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач: содействие гармоническому развитию, укрепление здоровья, закаливание организма; воспитание нравственных и волевых качеств; вооружение учащихся необходимыми знаниями по физической культуре, обучение важнейшим двигательным умениям и навыкам; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие интереса к повседневным занятиям физическими упражнениями, спортом.

Основное требование к уроку физической культуры - высокая двигательная плотность, динамичность, эмоциональность в сочетании общеобразовательной направленностью.

На уроках необходимо осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Приложение 2

Сложность учебных предметов (в баллах)

Учебный предмет

Балл

Математика, русский язык

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

6

Физкультура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение

1

Приложение 3

Количественные показатели умственной работоспособности

Показатели

Измерения

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем работы

200±20

220±25

220±20

240±25

243±15

263±18

270±20

250±18

196±12

202±16

210±30

236±20

250±20

250±20

254±19

230±25

Коэффициент продуктивности

15±0.2

14±0.5

15±0.3

14±0.3

15±0.2

16±0.5

18±0.5

16±0.1

13±0.3

12±0.4

13±0.1

16±0.5

16±0.1

16±0.2

17±0.3

14±0.6

Примечание: в числителе данные учащихся школы, в знаменателе - гимназии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.