Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в слушании, говорении, чтении и письме.
Для этих упражнений характерны следующие особенности:
1. Они должны составлять неотъемлемую часть объяснений;
2. новые лексические единицы следует предъявлять в знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале;
3. в упражнениях должны предусматриваться не только элементарные операции, но и сложные умственные действия, развивающие творческие возможности учащихся.
На начальном этапе первичное закрепление может носит игровой характер. Большое значение имеет узнавание нового слова в речи учителя. Для этого существует ряд приёмов, например:
1) Игра «Угадай» - учитель называет слово и показывает на предмет, который оно обозначает или не обозначает. Дети реагируют на это утверждение или отрицание;
2) Игра «Найди на картинке» - учитель называет слово. Ребёнок показывает на картинке обозначаемый этим словом предмет;
3) Игра «Что пропало?» - учитель показывает предметы, затем накрывает их, и один из предметов «исчезает», а дети должны назвать пропавший предмет.
Упражнения для подготовки к чтению направлены на выработку у школьников приёмов расширения потенциального словарного запаса за счёт вычленения знакомых элементов в новых словах, опоры на знания в родном и иностранном языках. Работа по расширению словаря способствует формированию познавательных способностей учащихся, творческого отношения к учению, к применению знаний и т.д. [4,c.135]
Глава II. Экспериментальная работа по совершенствованию лексической стороны английской речи у учащихся 8 классов
2.1 Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК:
1) УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.);
2) УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.).
1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебников “Happy English.ru” для 5-11 классов, предназначенных для учащихся основной и средней школы. Курс состоит из 4-х частей: “Happy English.ru” для 5 класса, “Happy English.ru” для 6 класса, “Happy English.ru” для 7 класса, “Happy English.ru” для 8 класса.
Курс обучения по данному УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, устной и письменной речи, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках обозначения тематики. Курс учитывает реальную ситуацию общеобразовательных школ. В этих условиях необходимо сохранить мотивацию учащихся на достаточно высоком уровне. Для этого авторы постарались:
а) сделать содержание курса нестандартным и привлекательным (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного страноведческого материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и т.п.);
б) обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разных уровней подготовки (подробные и доступные объяснения, повторяемость материала);
в) предоставить возможность построения индивидуальной траектории для отдельных учащихся при сохранении общего темпа прохождения курса (разноуровневые задания, творческие задания, проекты);
г) обеспечить повторение пройденного материала.
Данный УМК состоит из: учебника, книги для учителя, рабочих тетрадей 1, 2 с раздаточным материалом и аудиокассет 1,2.
В данном учебнике во внимании оказывается комплексная информационно-куммуникативная компетенция, учащимся предлагается 7 тематических разделов, объединенных единой смысловой направленностью. Общая тема «Я и мир информации вокруг меня».
Информационная компетенция гораздо шире по своему значению, чем коммуникативная компетенция. Она предполагает не только готовность и способность к речевому взаимодействию, но и умение отбирать и использовать нужные факты, мнения, суждения для решения профессиональной и коммуникативной задачи. Именно информационная компетенция является залогом успешной реализации в различных сферах общения. Чем раньше будут сформированы следующие умения, тем успешнее пройдет процесс обучения и социализации школьников:
- умение находить нужную информацию в различных источниках;
- находить необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное;
- определять степень достоверности информации путем сравнения с другими источниками;
- эффективно использовать полученную информацию;
- сохранять информацию.
Особенностью построения является использование оригинальной сквозной сюжетной линии, которая связывает воедино все УМК данной серии. Сюжет построен таким образом, что Миша и его английские друзья путешествуют по России, Англии и США, а также регулярно обмениваются информацией об особенностях жизни и быта своих стран. Такой ход позволяет обеспечить постоянное сравнение культур.
Основной спецификой учебника является его социокультурная и воспитательная направленность. Все тематические серии имеют единую структуру, и уроки часто объединены попарно.
Важной позицией является то, что социокультурные знания и умения формируются сквозь призму восприятия британской и американской культуры гражданами России. Содержательная часть учебника отбиралась таким образом, чтобы обсуждаемые темы были интересны и актуальны, а задания соответствовали интеллектуальному уровню российского школьника.
В основе данного УМК лежат следующие принципы:
- сознательность в изучении языковых и речевых особенностей иностранного языка;
- посильность, что проявляется в строгом дозировании и поэтапности формирования навыков и умений;
- образовательная и воспитательная ценность содержания упражнений и заданий;
- социокультурная направленность;
- развитие коммуникативных умений;
- мыслительная активность учащихся в процессе;
- дифференциация и интеграция;
- многократность повторения;
- опора на родной язык;
- постоянная обратная связь.
2) УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (автор Т.Б.Клементьева) - это трехуровневый английский курс, созданный для средней школы. Он состоит из трех частей:
“Happy English-1” - это I уровень обучения для начинающих;
“Happy English.-2” - это II часть курса, специально предназначенная для детей 13-15 лет.
“Happy English” представляет языковые структуры в контексте языкового умения чтения, аудирования, говорения и письма, которые практикуются и развиваются через упражнения.
Игры, кроссворды, пазлы и истории способствуют развитию интереса к изучению языка и эффективному общению учащихся. Большое внимание уделяется словарю и языковой структуре. В конце каждого раздела есть контрольный тест.
Нами была проанализирована II часть курса “Happy English-2” (промежуточный). Эта часть состоит из книги для учащихся, книги для учителя, аудиокассеты, книги для чтения, грамматической игры «Лото», плакатов и видекассеты.
Книга для учащихся состоит:
- основной части, которая содержит введение, 9 разделов и заключение;
- остальной части книги, которая включает в себя фонетические опоры, грамматические опоры, приложение, аудитивные тексты, ответы.
Введение - это соединение “Happy English-1” и “Happy English-2”. Заключение в свою очередь связывает “Happy English-2” и “Happy English-3”.
Каждый раздел учебника начинается с тематической беседы. Затем представлен грамматический материал, практические задания и словарь. Главным героем является 13-летний русский мальчик Александр. Он приехал в Америку как ученик по обмену. Материал учебника представлен в форме диалогов, которые описывают жизнь мальчика: его пребывания в американской семье, посещение американских школ и общественных мест (музеи, галереи). Учащиеся представляют себя главными героями и обыгрывают диалоги. Каждый диалог заканчивается серией вопросов для обсуждения, фразовыми глаголами, мудрыми выражениями и речевым этикетом.
Каждый раздел имеет 9 секций:
1) Conversation practice
2) Grammar practice
3) Test yourself
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5