Рефераты. Современные модели организации обучения

p align="left">Мы пришли в 1 класс. Мы - это дети, учителя, воспитатели и родители. Мы еще мало знаем друг о друге. Нам еще только придется стать классом, найти каждому свое место, занять свою нишу и отстоять себя, научиться жить вместе.

Постепенно складывается ритм нашей жизни, вырабатывают-ся первые правила: звонит колокольчик - начало уроков. Пере-мена - можно заняться своим делом (побегать, попрыгать, даже покричать), но не мешать окружающим, полазить на спортивном комплексе, установленном в классе (на нем не должно быть более пяти человек, иначе это опасно, можно упасть, столкнуть-ся, сбить товарища). Во время сна в спальне должна быть тиши-на, если ты не спишь, то можно притвориться (и многие, притворяясь, засыпали), чтобы не мешать спать товарищу.

Важно, чтобы эти правила складывались совместно детьми и взрослыми, были понятны всем. Одно из правил - жалобы принимаются только в письменном виде. Однако хочется немед-ленно восстановить справедливость и высказать обиду. Поэтому в своем классе мы повесили почтовый ящик для жалоб. Ребенок мог написать, что случилось, кто его обидел; если он не умеет писать -- рисует происшествие. С одной стороны, такой ход поз-воляет излить свой гнев не на окружающих, а на бумагу. С дру-гой стороны, пока ребенок изображает случившееся, он успокаи-вается, сосредоточивается не на ссоре, а на письме или рисунке. Когда жалоба оформлена и опущена в почтовый ящик, ребенок спокойно включается в работу класса. В удобное время мы выни-маем все жалобы и разбираем их всем классом. Делается это так: взрослый пытается прочитать написанное или пересказать нари-сованное ребенком. Чаще всего (так как дети еще плохо пишут) понять из такого письма мало что возможно. Иногда взрослый притворится, что ничего не понимает. Разыгрывается немое кино. Обидчики не рассказывают, а показывают, не дотрагиваясь друг до друга, как все было. Свидетели (дети из класса), если таковые имеются, поправляют, добавляют, исправляют поступки главных героев, но тоже без слов. Зрители задают вопросы, и герои действия пантомимой пытаются объяснить, почему и из-за чего все произошло. В процессе показа главные герои перебивают, дополняют, исправляют то, что, им кажется, было не так, по хо-ду придумывают то, чего не было, чтобы выглядеть более благо-пристойно, но свидетели начеку и немедленно вмешиваются. В итоге такого немого обсуждения и целого действа, которое со стороны выглядит очень забавно, обиды уходят, как бы стирают-ся. На первое место незаметно выходят другие приоритеты - сыграть роль, показать себя публике, расслышать, удивить и уди-виться, следить за партнерами и в итоге помириться. При этом зрительный зал покатывается со смеху и, в конце концов, сами исполнители начинают смеяться. Здесь главное - не рассмеяться учителю. Он должен с серьезным лицом досмотреть все до кон-ца, а потом спросить, а как можно было решить проблему, из-за которой весь сыр-бор. Дети начинают показывать, как они лю-бовно и бережно договариваются, мирно решают свои проблемы.

Постепенно жалоб в почтовом ящике становится все меньше, а через некоторое время его можно убрать совсем. Цель такой формы - снять в какой-то мере напряжение в классе, отвлечь ребят от конфликта. Здесь проявляется и другой эффект. Ребенок начинает понимать, что он недостаточно хорошо пишет, не знает некоторых букв (иногда ребенок по нескольку раз подбегает и спрашивает, как пишется та или иная буква). Ему хочется быть понятым, а для этого надо научиться писать. Но главное - это научить ребят договариваться, уступать, преодолевать минутный порыв настоять на своем любой ценой, научиться культурной коммуникации. Разумеется, одного почтового ящика здесь недо-статочно. Обсуждая с ребятами нашу жизнь в классе (включая и план работы на сегодняшний день, и предстоящую олимпиаду, и поход в лес, и празднование Нового года, и домашние задания, и происшествия в классе, и события в школе и т. д.), мы стара-лись сделать логику нашей жизни понятной ребенку. Здесь важ-но увидеть, понимают ли нас дети. Вербальный способ общения не органичен для шестилетнего ребенка, для него более понятен язык тела, и на нем дети свободно и адекватно «разговаривают». Поэтому одним из условий жизни шести-, семилетнего ребенка являются занятия музыкальным движением и музыкой. Главное, чтобы ребенок не просто разучивал какие-то движения, а именно разговаривал языком танца, выражал себя, свои чувства.

В своем классе мы решили поставить балет «Ежик в тумане» и показать его на новогоднем празднике. Каждый ребенок выб-рал роль, и начались репетиции. Надо сказать, что работа над балетом отличалась с самого начала от репетиций в привычном смысле слова. Ребятам предлагалось под музыку попробовать сыграть образ зайчиков, лошади, ежика, тумана. Для каждого персонажа выбиралось несколько вариантов музыкального сопро-вождения. Оставался тот музыкальный фрагмент, под который образ получался наиболее выразительным. Эта работа была в самом начале. Мы заметили, что вместо образов из знакомой сказки у ребят начинает получаться что-то совсем другое. Они пытались рассказать языком танца не историю ежика, а свою собственную историю, то, что их волнует сейчас, чем и как они живут, как они строят отношения между собой, с нами, с окру-жающим миром. Страстно и экспрессивно, эмоционально, с упо-ением дети рассказывали нам о любви, нежности, самоотвержен-ности, борьбе, жизни и смерти.

Начало балета мы назвали «Зарождение космоса». Под «кос-мическую» музыку по залу проносились кометы (мальчики) и застывали в позе, которую мы назвали «ожидание». Музыка менялась, легкие, воздушные, плывущие по поверхности появля-лись феи (девочки) - олицетворение всего живого. В руках фей были белые шелковые платки. Белый платок - символ добра, нежности, чистоты и незащищенности. Подбрасывая платки, кружась с ними, закрываясь ими и показываясь вновь, девочки-феи рассказывали нам о красоте мира, дыхании ветра, шелесте деревьев, кружении листьев и снежинок в воздухе, порхании ба-бочек. Вдруг мощный музыкальный аккорд вновь изменяет наст-роение. Кометы, которые застыли в ожидании, разделились на злые и добрые силы. И вот злые силы пытаются разрушить, унич-тожить жизнь. В музыке нарастает трагическая тема, и драма-тические события разворачиваются в спектакле. Злым силам удается отнять белые платки у фей, они погибают, и космические злодеи начинают колдовать над белыми платками, мять их, скру-чивать, варить непонятное злое варево. Эта часть балета заканчи-вается победой злых сил. Затем начинает звучать оптимистичес-кая музыкальная тема. Добрые силы вступают в борьбу со злыми, завязывается настоящий бой. Цель победы - воскрешение жиз-ни или уничтожение всего живого. В прыжках, в полете, падая и поднимаясь, добрым силам удается завладеть символом жиз-ни - белыми платками. Музыка начинает звучать светло и гру-стно, и добрые силы, дотрагиваясь платками до каждой из фей, оживляют их.

В первом варианте балета злые силы погибли. При обсужде-нии в классе, которое происходило не менее бурно, чем сам балет, мальчики, исполнявшие роль злых сил, наотрез отказались погибнуть злыми. Надо сказать, что исполнители ролей постоян-но менялись. Отыграв одну роль (злую), ребенок отыгрывал добрую, и наоборот. Но погибнуть злым не желал никто.

Эмоциональная жизнь в классе шла очень бурно. В какой-то момент обнаружилось, что пропали все белые платки. Мы нигде не могли их найти, а те, кто ими завладел, ни за что не призна-вались, где пропажа. Мы даже не знали (и не знаем до сих пор), кто виновник похищения. Перевернув вверх дном весь класс, взрослые (дети делали вид, что им ничего не известно) обнаружили платки в спальне, под матрацами. Сила страстей, их накал, важность разговора, который вели с нами дети, были таковы, что все хотели завладеть главным символом жизни -белыми платками.

Детьми предлагались разные варианты окончания спектакля. Кто-то предлагал злым силам опять превратиться в комету и уле-теть в другую Галактику, кто-то - стать камнем, можно даже драгоценным. Было предложение выпасть космическим дождем. Дети показывали недюжинные познания в астрономии, эмоции накалялись, а решение не приходило. Наконец, по предложению Вани Г. (который, кстати, первым и отказался умирать злым) решено было переколдовать злых в добрых. Под теплым и лю-бовным влиянием фей и добрых сил злые постепенно превраща-лись в добрые силы. В окончательном варианте кто-то превра-тился, кто-то находился в процессе перевоплощения, а кто-то все-таки погиб.

Чтобы разговор с детьми средствами пластики состоялся, необходим ряд условий. Вначале дети двигаются под музыку, кто как хочет. Когда ребята освоятся, можно выбрать роль, которую хочется исполнить. После того как ребенок исчерпает возможности своего пластического языка, взрослый может пока-зать ему движения, делающие танец более ярким и насыщенным, и таким образом расширить пластическую лексику ребенка. Очень важно в самом начале не сбить детей на готовые, нарабо-танные формы танца, иначе они не смогут выразить свои мысли и чувства, и этот, подчеркиваем еще раз, органичный язык детей шести - восьми лет станет обедненным, скучным и невостребо-ванным.

Желательно сделать соучастниками происходящего родителей. Мы не просто рассказали мамам и папам о том, что надо приго-товить костюм к выступлению, мы предложили им вместе с ре-бенком подумать, как он будет выглядеть. Совместно дети, роди-тели и учителя обсуждали, как лучше одеться фее, исполнителям злых и добрых ролей. Мамы приходили на репетиции, слушали музыку к спектаклю (мелодии менялись, но характер музыки ос-тавался прежним), смотрели, как пытается пластически разгова-ривать их ребенок. Позже, на импровизированном собрании, мы обсуждали с родителями, что ребята хотели сказать.

Балет, события, которые происходили в нем, стал стержнем, на который нанизывалась остальная жизнь в классе. Постепенно дети стали рассказывать о том, что они чувствуют, когда танцуют. Балет создал ту атмосферу в классе, которая так необходима для написания свободных текстов. Ниже приведены некоторые выска-зывания детей.

«Мое время сегодня -- легкая, воздушная фея, розовый пони, свет лучей солнца» (Настя Б.).

«Когда я танцую, я чувствую, что я как будто бы летаю в об-лаках, и я фея в космосе и пространстве» (Света К.).

«Зима, снег, вальс снежинок, снежная птица и счастье - это я» (Даша В.).

Все детские тексты обязательно прочитывались в классе. Дети вместе с учителем обсуждали написанное, и выяснялось, что мно-гие устно могут сообщить больше, чем письменно. Тем, кто мог и хотел рассказать о себе письменно, выдавались тетради (до сих пор ребята писали только на альбомных листах). Это послужило мощным стимулом к тому, чтобы скорее научиться писать тем, у кого это плохо получалось. Кроме того, придумывая названия к частям балета, дети произносили: любовь, жизнь, смерть, счас-тье, свобода. Стало возможным обсудить с детьми, что они пони-мают под этими словами, когда они чувствуют себя счастливыми, свободными и т. д. Появились целые трактаты о свободе. Егор Ю. всю вторую четверть писал только об этом. Каждый день он добавлял одну фразу к написанному ранее, и в итоге получился объемный текст о том, как он понимает свою свободу. Вот неко-торые его высказывания:

«Свобода -- это когда можно бежать вприпрыжку»;

«Свобода -- это когда можно кататься на велосипеде, сколько хочешь, свобода - это когда можно поваляться на диване, поесть шашлычков в лесу, почитать книжку, посмотреть телевизор».

Аня С. так пишет о свободе и счастье:

«Свобода -- когда я нюхаю шиповник и он щекочет нос».

А это высказывания на ту же тему других ребят:

«Я была счастлива, когда смотрела на закат и в сердце чувст-вовала радость и благодать» (Света К.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.