Рефераты. Современные модели организации обучения

p align="left">«Я была счастлива, когда я гуляла с мамой на море, я увидела, что море волнуется, много рыбок плавало» (Даша В.).

«Я счастлива, когда я иду и нюхаю махровый шиповник, когда я шлепаюсь в горох, он меня осыпает стручками, как дождем, мне смешно, и я счастлива» (Аня Я.).

Как можно ответить на главный вопрос: для чего нам нужен был балет и зачем такая форма работы?

Суть дела заключается в том, что, как нам кажется, одним из главных, универсальных умений каждого человека является уме-ние задавать и отвечать на вопросы: кто я такой? какой я? зачем я здесь? При помощи балета дети пытались показать себе и нам, что в каждом есть злое и доброе (недаром ребята меняли роли и все сыграли и злые, и добрые силы), что человек рождается для счастья и свободы и что главное в нем - его внутренний мир, каждый хочет быть услышанным и понятым. А это первый шаг к тому, чтобы приблизиться к своему внутреннему «Я», начать осознавать свое место в мире, строить свою внутреннюю жизнь, воспитывать в себе жизненные ценности.

Второй класс

Закончилось лето, пора в школу. Что можно придумать, что-бы, с одной стороны, не потерять так трудно зарождающуюся позицию ученика, а с другой - удержать очень важную для ребят летнюю пору в нашей школьной жизни. Все должно иметь свое продолжение, тема воспоминаний о лете активно жила у нас недель шесть, до середины октября. Вот какие формы вполне успешно использовались в классе в этой связи.

Пресс-конференция

Пресс-конференция позволяет ребятам попробовать себя в двух ролях: я - главный герой, рассказчик о летних путешест-виях, и я - корреспондент такой-то газеты или журнала, задаю-щий вопросы герою с тем, чтобы точнее представить, что дове-лось пережить ему этим летом. Учитель -- ведущий конференции следит за тем, чтобы спрашивающий не переходил в позицию рас-сказчика и удерживал свою задачу - задать толковый вопрос. Очень важно поддерживать хороший темп конференции, помнить о форме обращения к коллегам: «Пожалуйста, журнал «Вокруг света», ваш вопрос». «Журналисты», конечно, заранее готовят ви-зитки, расставляют их на столах. Когда ведущий сообщает о том, что осталось время для последних трех вопросов, активность в за-ле резко возрастает. В день мы так играли минут 30--35.

Пресс-конференция - хорошая диагностика устной речи ре-бят. Выяснилось, что рассказать о своей жизни очень непросто, а тем более так рассказать, чтобы удержать внимание своих товари-щей, да еще вызвать у них желание задавать про это вопросы.

Карта летних поездок и совместные домашние задания

Какие можно было бы предложить ребятам способы представ-ления самому себе и другим своего летнего отдыха? Как можно взглянуть на себя летнего? Появилась идея - нарисовать карты путешествий, представить свою жизнь как путешествие и через логику понимания и ощущения пространства взглянуть на свою жизнь. Это было домашнее задание на выходные дни.

Очень важно точно донести смысл такой работы. Родители не контролеры и не «толкатели» детей, а равноправные соратни-ки, сотрудники в выполнении домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе поды-скивают нужный материал, вместе оформляют задания. Очень приветствуется, когда часть текстов или рисунков сделана детской рукой, а часть - маминой или папиной. В 1 классе популярной и у ребят, и у мам была серия заданий «Мой первый... седьмой годы жизни». Вся семья вспоминала первые слова, первые игруш-ки и игры, любимые укромные местечки дома и на даче, первые книги и первые придуманные ребенком смешные истории. Подбирались самые интересные фотографии. В понедельник выполненные задания разглядывались и прочитывались. У каждого из ребят в классе есть папка, которая постепенно превращается в книгу «Я сам», в ней хранятся все задания, они не пропадают, а становятся страницами книги о себе.

Эти задания, которые даются только на выходные, не закреп-ляют пройденный в классе материал, а предполагают, что совме-стная деятельность поможет родителям понять, что происходило в школе на текущей неделе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижения. Для детей такое задание - воз-можность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль -- школьник -- вызывает ува-жение взрослых.

Вернемся к летним картам как к возможности увидеть свою жизнь в форме путешествия по неизведанным местам. Появляет-ся необходимость понять, как люди договорились сообщать друг другу о путешествиях, используя только лист бумаги, какие знаки они для этого придумали, понять, как можно соотносить план и реальное пространство, попытаться всем вместе составить план похода в ближайший лес. На основе плана можно приду-мать множество задач, например определить длину пути от шко-лы до леса, если одна клетка в плане равна одному метру на ме-стности. Затем усложнить - одна клетка равна двум (или трем) метрам. Начертить кратчайший путь, найти его длину.

Можно начертить план пути от нашего кабинета в физкуль-турный зал, кабинет музыки, столовую, полагая, что одна клетка в тетради - это один, два или три шага в реальности. Или рисовать такие планы, основываясь на интуиции, а потом прове-рять путем точных измерений. Такая работа дает новый опыт вну-треннего ощущения пространства, его освоения и отображения.

Это было актуальным еще и потому, что реальная жизненная ситуация вынуждала поскорее понять, как устроено незнакомое, новое для второклассников трехэтажное здание школы, как в нем организована жизнь людей.

А год назад, в 1 классе, ребята рисовали план классной ком-наты, свою парту на ней, места своих друзей. С помощью плана разыскивали клад или помечали на плане свои тайные места.

Пространственный опыт ребята приобретали и когда получа-ли совсем чистый лист бумаги, без линеек и клеток. Как на лес-ной поляне им нужно было посадить неизвестные науке растения, похожие на буквы А, Б и т. д. Разглядывание этих полянок помо-гало увидеть, как по-разному можно распорядиться листом бума-ги - в одном случае растения равномерно разрослись по всем грядкам рядами, в другом -- заполнили поляну большими окруж-ностями, а в центре расположился самый крупный экземпляр, в третьем - все цветки-буквы сосредоточились на нижнем крае листа и выглядели сиротливыми и неуверенными.

Ввели мы и ограничения по времени буквы должны вырасти за одну минуту. Как только садовник поймет по своим «внутренним часам», что время вышло, он поднимет руку, закончит работу, а на ухо учителю прошепчет реальное время в мину-тах и секундах. Потом результаты отмечаются на числовой оси, и выясняется, у кого «часы» сильно спешат, у кого отстают, да так, что результат не помещается на доске и числовую ось при-ходится мысленно продлевать, чтобы понять, где будет распола-гаться время такого запаздывающего «будильника».

Развитие внутреннего ощущения пространства, способности перенести представление о реальном пространстве на план и, на-оборот, с плана в реальность естественно продолжить на уроке физкультуры, где ребенок проживает пространство своим телом. Совсем нетрудно в спортивном зале или школьном коридоре, расставить в случайном порядке какие-то предметы. Мы часто ис-пользуем большой мягкий конструктор. На крупном листе бума-ги или на доске мы пытаемся изобразить пространство леса, гор-ной страны. Даем каждому препятствию свое название: Малое ущелье, Бурная река и т. д. Придумываем вместе роли для себя и способы передвижения. Почему-то чаще всего это роли животных.

На плане выбираем и помечаем маршрут. Иногда ребята отправляются на маршрут вдвоем. Очень важно, чтобы ведущий заботился о партнере и не увеличивал расстояние между ними более чем на метр. Обязательна смена ролей: только что был лидером, а теперь подчинись решению своего товарища.

Еще сложнее работа на спортивном комплексе, когда навстре-чу одной группе идет другая. Как разойтись, чтобы никто не упал, -- это сложная задача. Я помню, как одна пара сумела, слов-но лемуры, повиснуть над доской, над «шумной рекой», а другая пара благодаря этому рискованному трюку легко, без потерь пере-бралась на противоположную сторону. В такой работе бывает мно-го драматических ситуаций. Мы с ребятами всегда их обсуждаем.

Летние коллекции, или «Летний бутерброд»

Кто-то из ребят, готовясь к пресс-конференции, принес в класс несколько камней и кость неизвестного животного, при-везенные с Селигера. Естественно, что рассказ свелся к ответам на вопросы «журналистов» об этих предметах, кость даже пыта-лись прикладывать к себе, разгадывая, что это за часть скелета.

Затем и другие путешественники стали приносить свои летние запасы камней, корней, ракушек, засушенных растений, остатки гранат и гильз, фотографии. Все это порождало много вопросов, не всегда ребята могли на них ответить, мы искали в школе людей, способных нам помочь, постепенно узнавая своих соседей.

Но далеко не у всех сложилась летняя коллекция как матери-ализованная память, разглядывая которую можно погрузиться в свои прежние состояния, наполненные теплом, солнцем, поко-ем. Ведь это лето непременно надо сберечь «и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробрать-ся на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» (Р. Брэд-бери. «Вино из одуванчиков»).

Мы стали придумывать такую коллективную коллекцию. Несколько дней не снимали со стены лист ватмана, и все в клас-се - и ребята, и учителя, и родители - записывали на нем то, что каждому хотелось бы запомнить, сохранить как память о ле-те: кусочек смолы, запах моря, хвои, лаванды, летних яблок, шум корабля, иголку с большого кактуса, велосипед, куст шиповни-ка у дачного окна, ощущения от немного колючей подушки в деревне, баночку клубничного варенья, абрикосовый компот, медузу, белую жемчужину, барашков на море, камень - полоса-тый, древний и морской и т. д.

В воскресенье ребята со своей семьей придумывали такую до-машнюю коллекцию. Однажды, когда мы в классе собирались пить чай и готовили бутерброды, пошутили: а нельзя ли взглянуть на лето и на себя летнего, как на большой такой бутерброд? А что такое бутерброд? Получилось, что это нечто слоеное, сохраняющее форму нижнего, главного слоя - хлеба, дающее новый вкус при одновременном надкусывании всех слоев. Вот такая модель; а ес-ли с ее помощью взглянуть на себя, что может получиться?

Кому-то пригодилось строгое слово «коллекция», а кому-то смешной образ - «бутерброд». Ребята очень часто сами находят и подсказывают нам новые способы и формы, с помощью кото-рых им легче выразить себя. Учителю нужно всего-то не прогля-деть эту ситуацию, поддержать, усилить ее.

Однажды, когда мы всем классом гуляли в лесу, к учителю подбежал самый молчаливый наш мальчик, раскрыл ладошку, а на ней уютно расположились желудь, маленькая шишка, кусо-чек бересты и красная ягода рябины. Правда, красиво? Хочется сохранить, а в классе есть целый мешок круглых деревянных подставок, на которых можно все это разместить. Начинается неде-ля всеобщего увлечения инсталляциями. В ход идет все: листики деревьев, хвоя, шишки, ягоды, ветки, сухая трава, цветы, лепест-ки лунарии, семена, кусочки ткани, нитки, пуговицы, клей, пластилин. У каждого получилось по 3--4 работы. Неожиданные, интересные работы и названия к ним удивительные!

Свободные тексты

Снова возвращаемся к текстам. Читаем «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери: «Они приходили неслышно. Уходили почти бесшум-но. Трава пригибалась и распрямлялась вновь. Они скользили вниз по холмам, точно тени облаков... Это бежали...» О ком это? Ваше продолжение? Горячие споры -- это туманы, ветры, насеко-мые, какие-то таинственные животные, инопланетяне. А у Брэд-бери: «Это бежали летние мальчики».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.