Рефераты. Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

p align="left">Все перечисленные функции могут выступать сами в качестве объектов прогнозирования. С позиций такого подхода прогнозирование служит прогностической основой для всех подпроцессов, составляющих их функций и стадий. Так, с переходом от низшего к высшим уровням управления возрастает дальность и обратимость процессов прогноза, что позволяет им развиваться в направлении от начального момента деятельности к конечному, от настоящего к будущему, и наоборот.

Наши представления о составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс управления для всех целеустремленных, самоуправляемых систем, сводятся к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (см. схему № 1).

Схема №1

Взаимосвязь и взаимодействие функций управления как видов целенаправленной деятельности

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки на диагностической основе фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Объект и субъект управления. Объектами управления являются различные педагогические системы, подсистемы, необходимость, потребность и возможность управления которыми появляется у субъектов управления. Субъект управления имеет свойства и способы, необходимые для осознанного определения целей, для моделирования, конструирования и выбора специфических педагогических условий, совокупности способов, средств, воздействий для установления факта достижения целей и для реализации собственно процесса управления педагогической системой.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих основных положений, вытекающих из основополагающих исходных понятий и принципов теории управления образованием:

1) Модернизацию структур управления целостной педагогической системы необходимо осуществлять с учетом стоящих перед системой и подсистемой целей. Цели первичны, структуры управления вторичны и должны быть направлены на создание педагогических условий к эффективному достижению конечных целей.

2) Проектирование структур управления педагогическими системами (управляющих и управляемых) необходимо проводить с учетом развития процесса управления и технологии управления, а также развития практики педагогической технологии.

3) Структура основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем (орган образования и образовательное учреждение) в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции, подфункции и стадии управления.

4) Непрерывность в целостной системе управления образованием предполагает четкое определение прав, полномочий, ответственности и обязательное их исполнение. Не осуществление этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправленческих в той или иной подсистеме.

5) Обновление целостной системы управления образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должен быть наделен правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций.

6) В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов, а также правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного и общественного управления.

7) Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем (органы образования и ОУ) необходимо постоянно осуществлять функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние.

8) В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, педагогической инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий принятия решений о совокупности оптимальных педагогических условий, способах, средствах и воздействиях по достижению целей исполнителям при условии соблюдения принципов педагогической теории управления.

Информация и связь. Информационное обеспечение управления педагогических систем (управляющих и управляемых) необходимой, достоверной, своевременной, достаточной и полезной информацией - основное условие для осуществления эффективного процесса управления, т.е. целеопределения, педагогического анализа, прогнозирования, планирования, организации исполнения, контроля (экспертизы) и диагностической оценки, регулирования и коррекции.

Связь - это факт однозначного взаимопонимания содержания информации между двумя и более субъектами (например, управляющей и управляемой подсистемы). Прямая и обратная связь между подсистемами является частью целого понятия информационной связи. Без наличия информации и связи управление невозможно. Поэтому структура (управляющей и управляемой) подсистем должна в своем составе иметь звенья, выполняющие основные подпроцессы, функции управления, но и звенья обеспечения управления информацией и связью.

Рассмотрение и определение всего состава управленческого цикла позволяет перейти к формированию его содержания по уровням управления.

Принципы управления образованием устанавливают те исходные позиции, правила, руководствуясь которыми можно уверенно идти к намеченной цели. В литературе по теории управления проблеме принципов уделяется особое внимание. Однако общепринятой классификации принципов управления нет. Точки зрения различных авторов, совпадая в главном, отличаются в определении числа и формулировки отдельных принципов

Принципы, отражая основополагающие, фундаментальные правила управления обществом, дают достаточные основания для выделения принципов управления образованием на современном этапе демократизации.

Среди таких принципов, отражающих закономерности социально-экономических преобразований в обществе, следует назвать принципы, позволяющие руководствоваться ими применительно к системе образования: принцип развития сочетания общественных и государственных начал в управлении; гуманизации; научности; объективности и конкретности; оптимальности и эффективности; системности.

Определение принципов управления образованием на основе общих позволяет субъектам (органам) управления брать их в основу своей деятельности и применять их в качестве критериев при оценке результатов качества управления.

Методы управления существуют объективно и вытекают из принципов управления. Вместе с тем, методы в отличие от принципов более вариативны, предполагают определенную свободу выбора для достижения намеченной цели. Задача органов управления и самих руководителей образовательных учреждений состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления.

Между принципами и методами управления существует определенная связь. Методы - это пути, способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. В теории управления методы выделяются по содержанию, направленности воздействия и организационным формам. Методологической основой методов управления являются принципы системности, оптимальности и эффективности, соотношения государственных и общественных начал в управлении и др.

Метод управления есть прежде всего организация, идея и способ объединения, сплочения людей в рабочую группу (команду) в соответствии с объективными требованиями и возможностями вне и независимо от руководящего лица. Стиль управления - это устойчивая совокупность личностных, субъективных, психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуется тот или иной метод управления. Метод и стиль управления тесно связаны между собой и влияют друг на друга в различных отношениях. Каждому из сложившихся методов управления адекватен вполне определенный стиль управления, т.е. каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенной направленностью его индивидуальной активности, приобретающей форму устойчивого стереотипа.

Однако тот или иной метод управления на практике реализуется в самых различных стилях, вследствие чего одни и те же методы управления в различных условиях обнаруживают различный эффект. Стиль управления по отношению к методу обладает более относительной автономностью. Метод управления является более подвижным, изменчивым и чувствительным к новым общественным потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль управления. Однако, при всех своих отличительных особенностях, метод и стиль всегда существуют в определенном единстве. Если метод является содержанием стиля, его объективно-функциональной стороной, то стиль служит формой реализации метода, его субъективно-личностной стороной.

Существуют различные основания для классификации, или типологии, методов и стилей управления. В теории и практике управленческой деятельности в последние годы сложилось несколько подходов к типологии методов и стилей управления.

Наиболее известные из этих подходов определяются по следующим важным основаниям:

- по сущности воздействующего на группу (коллектив) или на личность фактора: это экономический, административный и социально-психологический методы и, соответственно, прагматический, административный и морализаторский стили;

- по целевому признаку (по характеру цели управленческой деятельности: деловой и бюрократический методы и стили);

- по степени применения формальных и неформальных способов воздействия на группу или личность: директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский (свойский) методы и стили;

- по преобладанию единоличных или групповых способов воздействия, по степени проявления и коллегиальности: автократический (авторитарный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.

Взаимодополняющий характер различных компонентов содержания функций управления, как и связанных с ними целей, принципов, методов управления, позволяет говорить о системе взаимосвязанных форм управления, отвечающих задачам современной системы образования. Исходя из определения «педагогическая система», данного выше, следует говорить о целостной, взаимосвязанной системе форм, направленных, с одной стороны, на повышение устойчивости, а с другой - динамичности развития системы образования как социально-педагогической системы.

1.3Проблемы управления развитием образования

Несмотря на происходящие позитивные изменения, управление образованием все еще находится в промежуточной стадии своего движения от одного способа работы к качественно иному и сохраняет еще ряд существенных недостатков прошлого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.