Не отвечают современным требованиям и организационные механизмы управления. Они более или менее отлажены применительно к управлению процессами функционирования, однако механизмы управления развитием образования сегодня находятся только в стадии формирования и отладки. Здесь сказывается узость функций управления развитием, реализовавшихся в недавнем прошлом и, как следствие, малый опыт и слабое владение управленческим персоналом методами, необходимыми для реализации этих функций.
Управление развитием еще недостаточно целенаправленно и системно. Постановка конкретных и реалистичных целей - одно из наиболее слабых мест в действующих системах управления. Управления без целей не бывает, поскольку без них оно лишается одного из важнейших своих компонентов - обратной связи. Но часто на практике действительные цели подменяются псевдоцелями. Формулировки типа «повысить уровень удовлетворения образовательных потребностей...», «создать условия для полноценного развития учащихся» и т.п. свидетельствуют об отсутствии четкого видения перспективы и ориентации на конкретные результаты. Недостаточная системность управления проявляется в разрывах горизонтальных связей между подразделениями органов управления и, как следствие, несогласованности их действий. Планируемые изменения в образовательных системах и учреждениях плохо координируются друг с другом и не образуют единого целого. Анализ федеральной программы развития образования, многих региональных, муниципальных и школьных программ показывает, что в подавляющем большинстве случаев они представляют собой традиционные планы мероприятий, слабо связанных между собой и не имеющих четко поставленных целей.
Нескоординированность действий различных подразделений органов управления при решении задач управления развитием во многом обусловлена негибкостью существующих организационных структур. В этих структурах достаточно хорошо отлажены связи для решения стандартных, регулярно повторяющихся задач. Однако наличие «межфункциональных барьеров» и неотлаженность механизмов горизонтальной координации негативно сказываются при решении нестандартных задач, требующих согласованных действий нескольких подразделений. Это приводит к тому, что на плечи перворуководителя ложится основная тяжесть обеспечения интеграции усилий разных функциональных подразделений. Верхний уровень руководства оказывается перегруженным решением задач внутренней координации.
При управлении развитием слабо реализуются прогностические функции. Поэтому действующие механизмы управления способны обеспечивать лишь запаздывающую реакцию, включаясь, когда ситуация обостряется настолько, что не принимать решения нельзя, т.е. они реализуют реактивный тип управления, неэффективный применительно к процессам развития.
Наряду с повышением целенаправленности, системности и гибкости управления развитием требует расширения участие общественности, и прежде всего педагогической, в определении перспектив развития образования и экспертизе программ развития. Пока оно еще незначительно и во многом формально. Усиление демократических начал в управлении - одна из важнейших задач, решение которой требует особого внимания.
Недостатки управления становятся фактором, в наибольшей мере влияющим как на стабильность функционирования, так и сдерживающим развитие системы образования. Поэтому необходимо обеспечивать опережающее развитие управления, рассматривая это как одну из наиболее приоритетных проблем, от решения которой зависит эффективность решения всех других проблем образования.
Новые ориентиры управления развитием образования.
В настоящее время в образовании наблюдаются новые тенденции, связанные с коренными преобразованиями в социально-политической и экономической сферах.
По сути происходит смена эпох, коренной перелом в жизни страны, подлинное значение которого мы сможем оценить лишь по прошествии значительного периода времени. Мы в него включены. А для того, чтобы понять смысл и направленность происходящего, необходимо новое концептуальное и практическое осмысление путей развития отрасли - образование.
Прежняя концепция образования закладывалась в пору, когда культура по существу была ведомственной.
Глава2 Анализ деятельности управления системой образования Челябинской области
2.1 Общие положения деятельности министерства образования и науки Челябинской области
Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику в сфере образования, науки, научной, научно-технической деятельности, а также молодежной политики.
В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами РФ, Уставом (основным законом) Челябинской области, законами Челябинской области и другими нормативно-правовыми актами РФ и Челябинской области, а также Положением о Министерстве образования и науки Челябинской области.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством образования и науки РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными организациями, органами исполнительной власти Челябинской области, Законодательным собранием Челябинской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением полного герба Челябинской области, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и соответствующие бланки, счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством.
Основной задачей Министерства является реализация единой государственной политики в сфере образования, науки, молодежной политики с учетом областных социально-экономических, демографических, национальных, экологических, культурных и других особенностей.
В соответствии с возложенной задачей Министерство выполняет следующие функции:
участвует в разработке проектов областных законов, нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, разрабатывает проект плана работы и прогнозных показателей деятельности Министерства, участвует в разработке федеральных программ;
разрабатывает и реализует областные целевые программы развития образования, научных исследований, экспертной деятельности, молодежной политики;
осуществляет в пределах своих полномочий лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию образовательных учреждений и организаций;
определяет порядок и осуществляет контроль за государственной итоговой аттестацией выпускников образовательных учреждений и организацией, создает и организует работу областных и медальных комиссий;
осуществляет экономический анализ деятельности находящихся в ведении Министерства государственных областных унитарных предприятий и организаций, утверждает экономические показатели их деятельности;
обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства, по мобилизационной подготовке;
совместно с Министерством здравоохранения Челябинской области совершенствует механизм контроля за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. Принимает участие в развитии сети учреждений оздоровления детей и молодежи. Организует летнюю оздоровительную кампанию для учащихся и воспитанников образовательных учреждений;
совместно с Министерством культуры Челябинской области, главным управлением по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области, учреждениями дополнительного образования, творческими союзами, добровольными обществами организует работу по развитию художественной самодеятельности, краеведения, туризма, технического творчества. Разрабатывает комплекс мер по стимулированию творческого и добросовестного отношения учащихся и студентов к учебе;
разрабатывает и утверждает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, областной базисный учебный план (ОБУП); осуществляет инспекционый контроль за деятельностью муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и организацию по исполнению ими законодательства Российской Федерации, Челябинской области в сфере образования, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организует в пределах своей компетенции проведение аттестации руководящих, педагогических и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений и организаций Челябинской области, аттестация проводится Главной аттестационной комиссией, действующей на основании Положения утверждаемого Министром образования и науки Челябинской области;
создает научно-методические советы, межведомственные комиссии, экспертные и рабочие группы по вопросам в установленной сфере деятельности, координирует их деятельность;
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, советами директоров учреждений начального, среднего профессионального образования, Советом ректоров учреждений высшего профессионального образования, руководителями образовательных учреждений:
разрабатывает и реализует региональную программу профессионального образования молодежи и высвобождающегося населения с учетом их потребностей;
разрабатывает предложения по установлению регионального (областного) перечня профессий, направлений и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное образование в Челябинской области;
организует социальную поддержку и реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии и инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, детей с девиантным поведением;
создает и реализует систему социализации учащихся студентов
обеспечивает руководство подведомственными учреждениями и организациями, в том числе учреждениями начального и среднего профессионального образования, и в рамках своей компетенции, осуществляет координацию деятельности образовательных учреждений среднего, высшего, профессионального, после вузовского профессионального образования, научных учреждений и организаций;
определяет стратегию развития и координирует деятельность муниципальных образовательных систем, образовательных и научных учреждений и организаций всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в целях обеспечения преемственности и непрерывности процесса образования, оказания государственных услуг в области образования, науки и научно-технической деятельности, молодежной политики, реализуемой на территории Челябинской области;
осуществляет совместно с Министерством образования и науки РФ контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10