Рефераты. Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

p align="left">На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Положение с изданием учебников по государственным стандартам становится критическим. Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для системы образования.

Актуальной проблемой является устранение неодинаковой, вследствие социально-экономических условий мобильности обучающихся, и выравнивание таковых возможностей представителей различных групп населения к качественному образованию всех уровней.

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования Челябинской области в 2005 году актуальными, остаются следующие вопросы:

- выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, повышение доступности образования,

- отработка моделей профильного обучения на старшей ступени школы, в том числе за счет интеграции общего и дополнительного образования, - развитие системы непрерывного профессионального образования, рационализация сети образовательных учреждений,

- интеграция науки и образования,

- рациональное использование всех имеющихся ресурсов,

-поиск внутренних источников развития, в том числе ресурсов эффективного управления,

- соорганизации различных подсистем, управленцев,

- интеграция ресурсов семьи, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг,

- ответственности педагогических коллективов и органов управления образованием за результат.

Исходя, из обозначенных актуальных вопросов сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования Челябинской области.

3.2 Основные направления развития системы образования в Челябинской области

Целью управления системой образования области является развитие и повышение роли образования как ключевого, определяющего фактора устойчивого социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности области; сохранение лидирующих позиций Челябинской областной образовательной системы в России, непрерывности и единства образовательного процесса.

Целью является создание условий для модернизации системы образования области на основе сформулированных задач:

- обеспечить условия для реализации прав граждан на образование всех уровней;

- создать условия и механизмы для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях на основе реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области;

- сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для оптимизации, реструктуризации и развития системы непрерывного профессионального образования;

- обеспечить переход образовательных учреждений на нормативное финансирование из расчета на 1 ученика и отраслевую систему оплаты труда;

- обеспечить общественное участие в управлении образованием;

- обеспечить эффективное использование кадрового потенциала, в том числе подготовку и переподготовку работников образования (педагогических кадров) - инициаторов и лидеров изменений в школе, координаторов и методистов информационных технологий всех уровней, овладение компьютерными компетенциями широкого спектра;

- правовое обеспечение функционирования и развития областной образовательной системы;

- обеспечение доступности дошкольного образования для всех слоев населения, повышение охвата детей дошкольным образованием;

- обеспечение необходимых условий для возрастания качества воспитания и дополнительного образования детей в системе образования области;

- обеспечение доступности профессионального образования и профессиональной подготовки за счет использования различных форм обучения, в том числе и дистанционных.

Необходимо дать характеристику основным направлениям развития системы образования Челябинской области по базовым блокам системы

Дошкольное образование

К 2010 году в системе дошкольного образования должны гореть две цифры 85% и 100%.

85% детей во всех городских округах и муниципальных районах должны посещать детские сады. 100% детей шестилетнего возраста последний год перед школой должны посещать детские сады. Мы должны выровнять стартовые возможности детей перед поступлением их в первый класс.

Уже сегодня первую задачу (85%) решили в Снежинске (там в детские сады ходят 97% детей), в Трехгорном, Южноуральске, близки к этой цели - Варненский район, Верхний Уфалей, Сатка, Кыштым, Златоуст, Копейск.

Но очень много стоит потрудиться главам городов и районов, чьи показатели на сегодня менее 60% - Чебаркульский, Ашинский, Аргаяшский, Карталинский, Каслинский районы, чьи показатели ниже 70%.

Подробно этот вопрос рассмотрен на общем аппаратном совещании у Губернатора Челябинской области Сумина П.И. - 10 августа т.г. В настоящее время в 1504 детских садах воспитывается 146,1 тыс. детей. Очередность на 10 августа составляет 24 тыс. детей. 5 тыс. мест будет введено в этом году. За 5 лет дополнительно необходимо ввести 25-30 тыс. мест. Активно к этой проблеме подключились главы г.Челябинска, Магнитогорска, Троицка, Аши, Снежинска, Агаповского, Сосновского, Кизильского районов.

В то же время нам хотелось бы обратить особое внимание глав Аргаяшского, Ашинского, Брединского, Верхнеуральского, Еткульского, Каслинского, Кусинского, Октябрьского, Троицкого районов, городов Миасса и Златоуста на то, что плановые задания в этих территориях, которые они сами себе установили за I полугодие не выполнены. Необходимо срочно активизировать работу по их исполнению.

На совещании 10 августа было решено, что для решения проблемы ликвидации очередности в детские сады на уровне муниципалитетов необходимо:

- проанализировать и дополнить муниципальные программы «Дошкольное образование до 2010 года»;

- рассмотреть вопрос о возврате зданий детских садов по назначению (298 бывших детских садов заняты другими муниципальными учреждениями);

- решить вопрос о строительстве новых детских садов;

- создавать группы кратковременного пребывания детей;

- развивать и содействовать созданию в крупных городах частных детских садов.

В соответствии с новой демографической политикой, предложенной Президентом Путиным В.В. по установлению льгот по родительской плате за детские сады в размере 20% (за ребенка в однодетной семье), 50% (за ребенка в двухдетной семье) и 70% (в семьях имеющих 3-х и более детей) Министерством сделаны расчеты (требуется порядка 400 млн. рублей в год) и направлены в федеральное Министерство.

Общее среднее образования

1. 100% средних школ уже к 01.01.2007г. должны иметь выход в сеть Интернет, АРМ учителя, АРМ библиотекаря и не менее 50 цифровых образовательных ресурсов. Для решения этой задачи выделены финансы и она будет решена. Коркино, Снежинск, Трехгорный уже выполнили эту задачу. Наиболее активно подключали к сети Интернет школы в Магнитогорске (97%), Челябинске, Троицке, Коркино, Пласте, Уйском, Красноармейском районах.

2. До 90% должно возрасти число педагогов, освоивших информационно-коммуникационные технологии. (На 01.07.2006г. - 35%). По сути это результат работы районных ММЦ.

Выше среднеобластного этот показатель в Чебаркуле, Усть-Катаве, Верхнеуральске, Кыштыме, Озерске, Увельском, Уйском, Еманжелинском, Еткульском, Коркинском, Саткинском районах. Не выполнили план подготовки учителей в Нязепетровске, Пласте, Южжноуральске, Аше, Троицком, Кунашакском районах и Тракторозаводском районе г.Челябинска. Прошу глав названных территорий задать себе и ответить на вопрос: а зачем мы создавали ММЦ?

3. Доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий должна к 2010 году возрасти до 90%.

4. Удельный вес учащихся 9-10 классов, обучающихся по программам профильного обучения должны возрасти к 2010 году до 25%. Вчера с главами поселений нашей области в с.Кундравы Чебаркульского района и состоявшийся там разговор, нацеливает нас на создание на селе, в поселках и малых городах спорных и базовых школ, информационных центров для апробации сетевого взаимодействия для введения профильного обучения старшеклассников.

5. Доля учащихся, поступающих в вуз по результатам ЕГЭ к 2010г. должна возрасти до 90%, с 2009г. ЕГЭ будет обязательным в Российском образовании.

Ставится также задача довести удельный вес численности молодежи из малообеспеченных семей и сельской молодежи, поступившей в вузы на 5% больше, чем в 2005 году. В связи с введением нового эксперимента по предоставлению образовательного кредита предстоит большая подготовительная работа в наших вузах и хотелось, чтобы этот вопрос был рассмотрен сегодня на Совете ректоров. Нам необходимо сформулировать свое отношение к этому эксперименту, а также пакет документов к предстоящему визиту Министра образования и науки России А.А.Фурсенко в Челябинск в конце сентября 2006 года.

Высшее образование

Демографический кризис, который переживала школа, добрался и до высшего профессионального образования. Второй год вузы и их филиалы предлагают мест на I курс больше, чем число выпускников школ. До 2010 года этот кризис еще более обострится из-за отсутствия учеников.

В то же время перед высшей школой становятся непростые задачи. В 2006 году ни один вуз Челябинской области, как и всего Уральского федерального округа не выиграл гран Президента, как лучший вуз России. К предстоящему осенью этого года новому конкурсу надо серьезно готовиться и представить основательные, официальные программы развития.

Правительство области, Министерство образования и науки обеспечат материальную поддержку молодых специалистов, будет и впредь стимулировать результативный труд учителей.

Одна из ведущих тенденций развития образования в современном мире - повышение обязательного порога среднего образования.

Введение в будущем по инициативе Президента РФ обязательного бесплатного общего среднего (полного) образования - стержень современного этапа инновационного развития образования.

На фоне демографического спада введение всеобщего среднего образования не потребует существенных бюджетных затрат, ведение предполагает развитие различных форм и видов его получения: очная, вечерняя, заочная, обучение на дому, дистанционная подготовка, экстернат, профильная и профессиональная подготовка в рамках школ в УНПО и ССУЗах.

В рамках национального приоритетного проекта «Образование» школы области получат огромное количество техники: 65 автобусов; около 400 компьютерных классов (за предыдущие 6 лет было получено 900 классов!); 800 АРМов учителя и библиотекаря, 100 новых учебных классов химии, физики, биологии, географии, технологическое оборудование. Главное для нас обеспечить сохранность оборудования и его использование в учебном процессе.

Жизнь ставит перед нами каждый год новые, более сложные задачи. В течение последних 10 лет в Челябинской области не закрывались, а только строились новые школы. Экономика образования потребовала от нас введение нормативного финансирования. А это значит, что начал работать принцип «деньги следуют за учеником». А это значит, что необходимо по-новому посмотреть на конечный результат работы школы: качество знаний учащихся. Результаты ЕГЭ показывают, что самые слабые знания показывают учащиеся сельских малочисленных классов (от 2 до 10 выпускников). Учителя основных школ жалуются, что самые низкие результаты у детей, пришедших из начальной малокомплектной школы. Обеспечить все школы в равной мере современным компьютерным оборудованием мы не сможем, значит настоятельно возникла необходимость оптимизации и реструктуризации школ, создания и максимального оснащения базовых опорных школ, информационных центров, наподобие ММЦ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.