Рефераты. Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

23

Работа на тему:

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

2006

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Содержание и понятие воспитания 5
  • 2. Направления воспитательной работы 8
  • 3. Сущность воспитания и его особенности 11
  • 4. Цели воспитания 15
  • 5. Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17
  • Заключение 22
  • Список литературы 25
Введение

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процес-сы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сфе-ры исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на раз-витие человека. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993

А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллек-та. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.

Теория и методика воспитания являются разделами об-щей педагогики, в которых уточняется сущность, принци-пы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

На протяжении исторического развития педагогиче-ской мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть». Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состоя-ния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и цен-ностных ориентации воспитуемого.

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

1. Содержание и понятие воспитания

Центральной категорией научного осмысления вос-питательного процесса и профессиональной педагогиче-ской деятельности по воспитанию детей выступает поня-тие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. По-этому обратимся в первую очередь к терминологии.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармлива-ние, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бес-хитростном значении слова процесс воспитания свойст-венен и животным - «питают» своим молоком млекопи-тающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, же-ребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскарм-ливаться.

Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению.

Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «длинное и нудное мора-лизирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: «Не воспиты-вай меня!» - плохо отдавая себе отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, а там, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.

Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежа-щие рядом или тесно связанные с воспитанием. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоя-тельно выстраивать свое поведение, а также обладает спо-собностью осознавать свои отношения с миром и произво-дить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

первый - це-ленаправленность, наличие какого-то образца, пускай са-мого общего, как социально-культурного ориентира;

вто-рой - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития че-ловечества;

третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.

Становление личности, свершающееся в жизни ре-бенка, рождает еще одно педагогическое явление, полу-чившее название «самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социаль-но-культурный образец с поведением станет сам воспи-танник. Подрастающий ребенок принимает воспита-тельную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования.

«Самовоспитание» подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника - он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Воспитание инициирует са-мовоспитание. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле. Педагог обязан профессионально разбираться как в закономерно-стях воспитания, так и в социально-психологических ме-ханизмах самовоспитания, а следовательно, еще один ве-ер педагогических терминов станет средством профессио-нального осмысления воспитательной работы с детьми: «самоконтроль», «самооценка», «саморегуляция», «самочув-ствие», «самоприказ», «самоубеждение», «аутотренинг» (самотренинг), «саморазвитие». Веер этих терминов огра-ничивает внешние воздействия - они как будто условно не принимаются во внимание, истоком всего набора дан-ных психолого-педагогических явлений объявляется сам воспитанник как таковой на данный этап его личност-ного развития, который определен воспитанием.

Латентный характер протекающих в личности процессов и длительность их за-вершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и не-развитости некоторых качеств, востребованных современ-ной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога. Стремление скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вошло в педагогическую терминологию понятие «перевоспитание» как отражение этой стороны педагоги-ческой деятельности.

Приставка «пере-» уже сама по себе говорит о жела-нии что-то изменить, сделать не так, как оно есть сейчас.

К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь за-ходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях.

«Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Предполагалось, что отрицательные качества нужно «уда-лять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять», а положительные - вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магни-тофоном, в который педагог может вставить нужную кас-сету с хорошей, чистой записью, а дурную кассету с не-пристойными записями удалить.

Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике, апеллирующей к медицинской аналогии: педа-гог «якобы» иногда должен быть подобен хирургу, скаль-пелем удаляющему «ненужное» в организме или заме-няющему «больной орган» «здоровым».

Центральные категории теории воспитания отлича-ются от такого же рода категорий любой другой науки тем, что язык других наук складывался в стороне от по-вседневной практики и по мере исследования каких-то новых явлений вырабатывался наукой специальный язык, и потом, по истечении некоторого времени, выработан-ные новые понятия входили в повседневность.

2. Направления воспитательной работы

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю-дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер-но проведенных воспитательных акций и действий. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. - М., «Просвещение», 1989.

Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос-питательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо-собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель-ного и образовательного процессов;

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех-нологиями;

· а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты круго-зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова-ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше-ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри-ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе-ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по-стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче-ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз-личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха-рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.