Рефераты. Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

оль педагога состоит, в таком случае, в разворачи-вании перед воспитанником веера разнообразных жиз-ненных выборов и научении ребенка производить сво-бодный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность.

Разумеется, у данного выбора существуют границы, очерченные культурой. Современность выработала вполне определенный, хотя и весьма широкий образ достойной жизни для сегодняшнего человека. «Достойная жизнь» - это жизнь, соответствующая всем предназначениям чело-века, позволяющая ему раскрыть все потенции, реали-зующая его сущностные функции, в корне отличающие его от животного, это жизнь, основанная на Добре, Ис-тине, Красоте. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни,

В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить Жизнь, достойную Человека.

5. Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве

Динамика жизни и кардинальные социально-по-литические события в стране резко изменили националь-ный состав социального пространства, обострив межна-циональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполнен-ное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик от бессилия перед обездоленностью собственного реального положения, не может не сказываться на отрицатель-ном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных про-блем.

Несмотря на то, что малышам не свойственно разделе-ние людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга.

Исходным положением данного вопроса является от-ношение к человеку как таковому. Формирование ценно-стного отношения к человеку как феномену мира и куль-туры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям раз-ных национальностей. Обратясь к многообразию соци-альных ролей, которыми наделен человек и которые ему приходится играть, педагог выделяет ключевую централь-ную роль - роль Человека. И формирует у детей образ достойного человека. Идея Человека - сплачивающая и консолидирующая. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие карти-ну особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловлен-ность этих особенностей географическим расположением народа на земле.

Несходство наций разъединяет людей - идея Челове-ка объединяет людей разных наций.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Детям современной школы этот вопрос наиболее близок: в одной учебной группе находятся степенные якуты, взрывчатого нрава грузины, неугомонные африканцы, сдержанные и внешне холодные эстонцы, мягкие татары и трудолюбивые чува-ши. Особенности характера вносят осложнения в проте-кание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность. Педаго-гическая инструментовка высокой ценности индивиду-ального своеобразия человека как представителя другой нации принесет соответствующий духовный результат, и очень скоро дети научаются учитывать особенности на-ционального характера.

Однако не следует игнорировать национальную при-надлежность отдельного человека и инструментовать от-сутствие таковой в детской группе. Наоборот, важно со-действовать идентификации ребенком себя с представи-телями вполне определенной нации. Национальная иден-тификация выступает условием осознания уникальности каждой нации. К тому же она помогает ребенку чувство-вать еще большую привязанность к жизни и людям, так как с новой стороны открывается его связь с людьми на земле. Необходимо обязательно правильно расставлять педагогические акценты: принадлежность к какой-либо нации не дает никаких преимуществ, однако возлагает некоторую ответственность на человека, который в своем поведении представляет национальную группу, а по нему судят о нации.

Человек обладает способностью переживать стыд за своих братьев по национальной принадлежности. Весть о преступлении, слух о подлости, сообщение о катастрофе всегда сопровождается указанием на национальную принадлежностъ субъектов деяния. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высо-кий дар человека.

Противоречие, которое скрыто в осмыслении своей национальной принадлежности, легко разрешает педагог с детьми методом аналогии: с одной стороны, каждый член общества; с другой стороны, каж-дый представляет определенную семью.

Дети легко улавливают сущность вопроса благодаря этой аналогии. Иногда развивают предложенный метод ос-мысления: «С одной стороны, я человек земли, а значит космополит; с другой стороны, я сын своего Отечества, а значит - патриот. Я несу в себе две роли, одна - общая, другая - частная». Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружест-ва, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информа-ционных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшед-шем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям.

Нельзя обойти вниманием явление мирового масшта-ба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни. «Обрусевшие евреи», «обрусевшие немцы», «обрусевшие испанцы» могут стать тому ярким примером. Смешение наций - тенденция развития мира. Борьба за суверенитет протекает в рамках стремления к единению. И об этом противоречии следует говорить с детьми.

Остатки старой культуры в виде диких националист-ских и расистских предрассудков обязательно следует об-суждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассуд-ков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.

Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, располо-женности к содружеству с людьми любой нации и жела-нии блага представителям всех национальных принад-лежностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса меж-национального общения станет личный пример педагога: он будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкрет-ный наглядный образ практического воплощения этиче-ской идеи интернационализма.

Заключение

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реа-лизовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными це-лями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспита-тельное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от по-зиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание тео-рии и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали ис-следовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, по-рой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.

Итак, сегодня воспитание понимают как: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000

· передачу социального опыта и мировой культуры;

· воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (пря-мое и косвенное, опосредованное);

· организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

· воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

· создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, обще-нии или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практи-ческую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспи-танник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протека-ния.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще-ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объек-тивных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализует-ся в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаим-ной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь слож-но устанавливать закономерности воспитания.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще-стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют ум-ственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, граждан-ское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связан-ные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринцип-ности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» все-гда оставаться человеком.

Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993

2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

3. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. - М., «Просвещение», 1989.

4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.