Рефераты. Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

22

Содержание

Введение

Глава 1. Цели и задачи деятельности коллектива УПК

Глава 2. Педагогические основы обучения школьников в УПК

2.1. Дидактические принципы в обучении

2.1 Методы преподавания

Заключение

Литература

Введение

Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Все эти функции выполняет учебно-производственный комбинат (УПК). Каждую неделю школьники из старших классов приходят туда осваивать одну из выбранных ими профессий. До сегодняшнего дня судьба многих УПК незавидна - большинство из них прекратили свое существование. Но в последнее время в связи с новой реформой школы заговорили о введении в старших классах профильного обучения. Поэтому УПК будет играть немаловажную роль в новом образовательном процессе.

Глава 1.Цели и задачи деятельности коллектива УПК

Основной целью работы коллектива является создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

Для учащихся 9-11 классов эта цель решается через учебный предмет образовательной области "Технология". Обучение - не только усвоение знаний, умений, навыков, но и освоение учащимися различных видов деятельности через осознание себя субьектами творчества, живущими не только в мире вещей, но и в разннобразных сферах взаимодействия с другими людьми.

Коллектив УПК своей работой решает следующие задачи:

1.Создание условий для подготовки личности, ориентирующейся в современной общественной ситуации, способной к самореализации, владеющей приемами саморегуляции, способной действовать в ситуациях неопределенности, поддерживающий физическое здоровье свое и окружающих.

2.Развитие способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу; обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, престижным, хорошо оплачиваемым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста.

3.Обеспечение возможности профессионального выбора ( экономическое,

техническое, гуманитарное, художественное направления), дать теоретические

знания основ и практические навыки в выбранной профессии; психологические

и технологические основы, подготавливающие человека к выживанию в условиях конкуренции на рынке труда.

4.Осуществление диагностики склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей учащихся с целью дифференцированного подхода к их обучению.

Научить учащихся пользоваться доступными методиками выявления интересов, склонностей, способностей, оценивать свои качества при выборе профессии; соотносить индивидуальные особенности личности с требованиями выбранной профессии; работать с профессиограммами и другими справочными источниками с использованием информационных технологий.

5. Продолжение работы по личностно-ориентированному процессу обучения учащихся, повышению качества начального профессионального обучения через индивидуальную работу мастера с учащимися, в условиях перехода на новое содержание образования, внедрение 10-балльной системы оценки знаний учащихся.

6. Повышение качества эффективности идеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

7. Укрепление материально-технической базы комбината, эстетическое оформление учебных кабинетов и мастерских, разработка учебных материалов и методических пособий.

Глава 2.Педагогические основы обучения школьников в УПК

2.1. Дидактические принципы в обучении

Одна из важных и постоянных задач педагогики -- это при-ведение содержания и методов обучения в соответствие с тенден-циями развития науки, техники, производства и последними до-стижениями в работе новаторов производства. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устарев-ший материал. Однако, как правило, изменения в науке, технике, на производстве происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы од-новременно с преподаванием программного материала знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и мето-дами труда передовиков и новаторов производства. Благодаря это-му учащиеся получат такую подготовку, которая позволит им луч-ше приспособиться к современному производству и к частым из-менениям, происходящим на нем в связи с внедрением новых на-учно-технических достижений и передовых методов труда. Напри-мер, знакомя школьников с методами кладки кирпича, необходимо рассказать о современных зданиях, о новых архитектурных технологиях, о типах зданий с применением камня и кирпича. Однако далеко не со всеми новейшими сведениями научно-технического и производственного характера нужно и возможно знакомить учащихся. Поэтому при отборе та-кие сведения надо оценивать с точки зрения следующих требо-ваний: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тен-денциям в развитии науки, техники и производства; связь с тем видом труда и профессиями, которые изучают учащиеся; доступ-ность для понимания школьниками новых сведений и возможность увидеть приемы и методы работы передовиков и новаторов произ-водства.

Систематичность и последовательность в обучении. Знания, умения и навыки учащихся должны представлять собой определен-ную систему, а их формирование -- осуществляться в такой после-довательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Выдающийся рус-ский педагог К. Д. Ушинский предупреждал педагогов о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похо-жа на кладовую, в которой сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.

В результате трудового и профессионального обучения у вы-пускников школы должна быть сформирована целостная система общетрудовых, общепроизводственных умений и специальных умений и навыков, необходимых для труда по конкретной профессии - базе целостной системы знаний по общим научным основам временного производства. Поэтому, например, от класса к классу учащиеся знакомятся все более широко и глубоко с вопросами технологии и овладевают умениями и навыками по выполнению доступных технологических операций, а в результате этого полу-чают целостное представление о процессе создания продукта труда. Например, изучая свойства кирпича, разновидность кладки, технологию и т. п. у школьников формируется целостное представление о работе современного каменщика.

Другой пример. Мастер производственного обучения, обучая школьников профессии каменщика , должен опирать-ся на их знания об устройстве и принципе кладки, по-лученные ранее, объяснять сущность от-личий, имеющихся и применяемых на про-изводстве. В процессе очень важно обратить внимание учащихся на совер-шенствование технологий и правил. Таким образом, у школьника последовательно, логиче-ски связанно на различных ступенях обучения будет сформировано понятие целостной современной работе каменщика.

Принцип систематичности и последовательности учитывается прежде всего при составлении учебных программ. Так, сначала предусматривается изучение свойств материалов, а затем техноло-гии их обработки. Поскольку учебный предмет «Трудовое и про-фессиональное обучение» изучается школьниками с IX по XI клас-сы, постольку соблюдение принципа систематичности и последо-вательности возможно лишь при наличии преемственности между частями этого предмета на различных возрастных ступенях. По-этому в содержании трудового обучения на различных ступенях последовательно развиваются такие вопросы, как материалове-дение, технология.

Для приведения знаний учащихся в систему важную роль иг-рает обобщение изучаемого материала. В связи с этим учащим-ся дают знания о наиболее общих закономерностях развития про-изводства, знакомят с такими предметами, средствами и процесса-ми труда, в которых наиболее полно отражается комплекс науч-ных знаний и выражаются достижения и тенденции ускорения на-учно-технического прогресса.

Доступность обучения. «Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных умственных возможностей школь-ников, чтобы содержание, формы и методы преподавания опреде-лялись с учетом ближайшего этапа развития интеллектуальных сил школьников. Принцип доступности требует, чтобы ученики не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегру-зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче-ском здоровье, чтобы они в учении не допускали чрезмерных, пре-вышающих гигиенические нормы, затрат времени и усилий. Дан-ный принцип опирается на возрастные и индивидуальные нормы интенсивности... деятельности»[6,81].

Доступность не тождественна легкости в обучении. Процесс учения предполагает определенное напряжение умственных и фи-зических сил школьников. Последнее относится и к объектам тру-да, и к способам обращения с ними.

Доступность в обучении достигается лучше, если умело приме-няются наглядные пособия, учебные демонстрации, организуются самостоятельные упражнения учащихся, учитывается на каждом из этапов обучения уровень подготовленности школьников по ос-новам наук и их трудовые знания, умения и навыки, приобретен-ные на предыдущих занятиях. Например, во время объяснения нового материала по теме «Инструменты и приспособления » учитель может по-казать учащимся стенд с образцами различных инструментов приме-няемых в строительстве. Это поможет школь-никам лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их свойствах. Или, например, объ-ясняя на практических занятиях виды кладки, мастер производственного обучения может показать выполненные крупным планом образцы, чтобы школьники лучше поняли технику, способ кладки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.