Рефераты. Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

p align="left">Беседа--один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име-ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от-носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.

Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи-ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.

Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп-роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча-щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ-лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре-деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс-няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).

Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив-ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко-торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате-риала.

Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае-мых объектов, явлений, процессов, например:

«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз-личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».

Нередко вопросы помогают выявить сущность явления, про-цесса, раскрыть причинно-следственные, структурно-функциональ-ные, временные, пространственные и другие связи.

Более сложный характер носят вопросы, ответы на которые тре-буют объяснения, доказательства, формулирования выводов, обоб-щений, например: «Объясните сущность принципа работы режу-щих инструментов»; «Докажите, что от прочности кирпича, плотности швов»; «Сделайте вывод по результату прове-денного опыта».

Поисковый или проблемный характер вопросов усиливает ин-терес школьников, активизирует их внимание. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле.

Вопросы учителя, которые он ставит в процессе беседы, долж-ны удовлетворять педагогическим требованиям: формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, вариативными; воп-росы следует строить на известном учащимся учебном материале, необходима опора на предшествующую подготовку и личный опыт школьников; логика постановки вопросов должна соответствовать плану беседы, а вопросы быть связанными между собой (связь предшествующего с последующим); содержание вопросов долж-но отвечать теме беседы и направлять учащихся на усвоение глав-ного, существенного в изучаемом материале; в вопросе не должно быть ответа; во время ответа не следует прерывать речь школьни-ка; каждому ответу следует давать краткую оценку, ориентируя учащегося на правильный в содержании ответ; если беседу прово-дят при проверке усвоения знаний, следует вначале формулиро-вать основные вопросы, а затем дополнительные; в ходе беседы необходимо усложнять вопросы, направлять их на развитие само-стоятельности школьников.

К ответам учащихся также предъявляется ряд требований: формулировки ответов должны быть четкими, фактически и логически правильными, содержать существенное в знаниях учащихся; ошибки в ответах учащихся целесообразно исправлять товарища-ми по классу и лишь в случае затруднений учителем; дополнения к ответу также должны давать учащиеся, а в случае затруднений учитель.

Беседа как метод обучения может быть эвристической, объяс-нительной, обобщающей.

Эвристическая беседа--это беседа, при которой учи-тель ставит вопросы, побуждающие учащихся самостоятельно обобщить известные им факты и наблюдения, сопоставить их с информацией учителя, сформулировать логические умозаключе-ния, помогающие обоснованному решению данного вопроса.

Важно обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи.

Объяснительная беседа -- метод устного изложения учебного материала с проверкой усвоения и привлечением школь-ников к решению вопросов. Обычно объяснительную беседу учи-тель проводит в том случае, когда учебный материал сложен по своему содержанию и потому необходимо одновременно и объ-яснять учащимся содержание, и проверять его усвоение.

В практике трудового и профессионального обучения метод объяснительной беседы применяют при ознакомлении учащихся с технической терминологией, свойствами материалов, содержанием и структурой трудовых операций, а также в процессе инструктажа по порядку сос-тавления и чтения чертежа, приемов обращения с инструмента-ми, выполнения трудовых операций и т. п. В ходе объяснительной бесед; учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые тре-буют привлечения знаний по другим предметам: физике, химии, математике, биологии.

Вопросы, поставленные перед учащимися в ходе объяснитель-ной беседы и в конце ее, направлены на воспроизведение в па-мяти ранее усвоенных знаний, получение новых знаний и на применении их в практике.

Рассмотрим пример объяснительной беседы с элементами рас-сказа. Учитель: «Производительность труда каменщика во многом зависит от качества при-меняемого ручного инструмента:

Кельма типа КБ -- это лопатка из тонколистового стального полотна с изогнутой ручкой из древе-сины твердых пород. Она применяется для разравнивания раствора, запол-нения вертикальных швов и подрезки излишков раствора.

Молоток-кирочка типа МКИ массой 0,55 кг с деревянной руч-кой длиной до 300 мм используется для рубки или тески кирпича, керамическо-го камня. При этом лезвие молотка должно быть под прямым углом к по-верхности ребра кирпича.

Растворная лопата типа ЛР

имеет полотно из листовой стали толщиной 1,6 мм. Круглый металли-ческий стержень длиной 320 мм предо-храняет от износа деревянный черенок. Лопата необходима для подачи и раз-равнивания раствора, а также для перемешивания его в ящике.

Расшивки типа РВ-1. и РВ-2

имеют рабочую часть в форме разрезанной вдоль стальной трубки с ручкой из древесины твердых пород. Обработку и уплотнение швов кладки ведут стальными расшивками, имею-щими вогнутую и выпуклую поверх-ность.

Для ускорения производства кир-пичной кладки и повышения произ-водства кирпичной кладки и повыше-ния ее качества используют малога-баритные ручные приспособле-ния.

Причальные скобы П-образной формы закрепляют в швах кладки; скобы из листовой стали наде-вают на кирпич, уложенный плашмя.

Крученый причальный шнур толщиной 1,5...3 мм натягивают вдоль выкладываемой стены. Он пред-назначен для соблюдения горизон-тальности выкладываемых рядов.и т. д.» Эта беседа проходит с демонстрационным материалом.

Так же на занятии учитель может проводить объяснительную беседу, в ходе которой познакомит учащихся о прочности и устойчивости кладки.

Цель обобщающей беседы -- выяснение уровня усвоения школьниками теоретических знаний и формирования практических умений; выделение сущест-венного и систематизация знаний и умений учащихся, установле-ние связи между основными и второстепенными сведениями, раз-витие мышления, конкретизация знаний и умений учащихся и вы-яснение их знаний, необходимых для будущей трудовой подго-товки и практической деятельности.

Так, на занятиях теме «Технология кирпичной кладки» обобщающую беседу можно провести примерно по таким вопросам:

1.. Что понимают под кладкой?

2. Какие размеры имеет керамический кирпич? Утолщенный кирпич? Керамический камень?

3. Какие швы различают в кладке?

4. Назовите виды каменной кладки.

5. Что называют системой перевязки?

6. Что понимают под перевязкой?

7. Какие кирпичи образуют наружную вер-сту?

8. Что называют забуткой?

9. Чем отличается тычковый ряд от ложкового?

10. Что характерно для однорядной системы перевязки кирпичной кладки?

Из приведенного выше примера видно, что в ходе коллектив-ной беседы обобщаются знания учащихся. Однако бывает необ-ходимо при проверке работы учащихся проведение индивидуаль-ных бесед с целью выяснения знаний учащихся и готовности их к выполнению практических работ.

Объяснение--подробное изложение учебного материала с ана-лизом фактов, приведением доказательств и формулировкой вы-водов. Этот метод устного изложения учебного материала исполь-зуют для объяснения трудовых операций, выполняемых учащими-ся, и разъяснения трудового задания со всеми входящими в него

80 операциями. К объяснению предъявляют в основном те же тре-бования, что и к рассказу.

Объяснение носит доказательную форму изложения. Объясняя выполнение того или иного приема, трудовой операции, учитель доказывает, почему следует делать так, а не иначе. Обычно этот метод применяют в ходе изучения теоретического материала или практической деятельности учащихся в том случае, когда учебный материал сложен для усвоения. Например, объяснение необходи-мо при изучении школьниками принципа устройства и работы ма-шин, механизмов, технологических процессов, работы с инструмен-тами или на станках. Часто объяснение сочетают с показом прие-мов работы.

Объяснение проводят в строгой логической последовательнос-ти: перед учащимися ставят вопрос, проблему, которые затем раз-решают последовательным, логическим доказательством.

Объяснение может быть различным по степени сложности и предусматривать разную степень самостоятельности мышления учащихся. Используя разнообразные методические приемы во вре-мя объяснения, учитель приучает школьников ко многим логиче-ским операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.), развивает научное мировоззрение их, вырабатывает осознанную мотивацию учения. С этой целью учитель может не только задать вопросы, но и предложить задания, логические задачи, упраж-нения, которые помогут учащимся применить новые знания в са-мостоятельной работе.

В классах наряду с рассказом, беседой и объяснением используют школьную лекцию. Содержание лекции раскрывает перед учащимися анализ изученных фактов, явлений, процессов, закономерностей, идей; их взаимосвязи; выводы и обобщения, имеющие строгое научное обоснование.

Лекцию обычно проводят на вводных занятиях, при ознаком-лении учащихся с целями и задачами нового курса обучения или на заключительном занятии по большой теме, разделу. Успеху лекции способствует правильное использование средств нагляд-ности (схем, диаграмм, графиков, таблиц, плакатов, экранных по-собий и др.) для иллюстрации основных ее положений. Опыт ра-боты передовых учителей показывает, что логика построения лек-ции, эрудиция учителя, умелое использование средств нагляднос-ти в большой степени активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Лекция может в большей степени способствовать обобщению знаний и умений учащихся, развивающих научное мировоззре-ние. К таким лекциям, например, относятся проводимые в стар-ших классах лекции для ознакомления учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, перспективами развития отраслей народного хозяйства, научными принципами техноло-гических процессов и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.