2.1 Методы преподавания
Методы устного изложения учебного материала
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно-го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.
Эффективность применения методов устного изложения и объ-яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы--составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи-тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче-ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя.
Логические приемы--приемы формирования мыслитель-ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст-венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.
Технические приемы предусматривают рациональное ис-пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно-го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.
В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван-ных и других приемов.
Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про-должить формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов.
В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей--зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность труда.
К устному изложению, объяснению учебного материала предъ-являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти-ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча-щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер-жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор-мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб-ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.
Рассказ--метод устного изложения материала, который но-сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди-тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети-ческого или практического характера.
С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред-ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи-мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос-ти изложения.
Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа-нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо-циональность учащихся.
Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про-исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна-чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа-гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят-но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе-ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом-ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.
Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи-мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро-ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про-ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово-го хозяйства.
При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска-за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча-щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.
Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ
инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж-дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен-ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..
Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью це-ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе-седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни-ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4