Рефераты. Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК

ознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении (при руководящей роли учителя). Данный принцип требует, чтобы учитель ставил учащихся в такие условия, когда им самим приходится добывать знания, проявлять самостоятельность в формировании умений и навыков, овладевать методами учения. Актуальность рассматриваемого принципа для трудового и профес-сионального обучения определяется тем, что вне труда (актив-ной самостоятельной деятельности) невозможно сформировать трудовые умения и навыки. Поэтому деятельность учащихся долж-на быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под ру-ководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, лабораторно-практические и учебно-про-изводственные работы, изучали техническую литературу и доку-ментацию, решали технические, технологические и экономические задачи.

Рассматриваемый принцип предполагает применение в обу-чении проблемного подхода к выполнению трудовых заданий школьниками и к изложению учебного материала, проведению бе-сед учителем. Например, получив задание, уча-щиеся должны самостоятельно планировать предстоящую рабо-ту, подбирать необходимые материалы, инструмент и оборудова-ние, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем приступить к работе. Конечно, выполнять все ука-занные выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. На первых порах они самостоятельно выполняют только отдель-ные элементы таких действий. Постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, трудового опыта школьники выполня-ют задания творческого характера, например: решают задачи с неполными данными; выполняют самостоятельные наблюдения ка-кого-либо явления или процесса и путем аналитико-синтетической деятельности делают выводы; путем проведения сельскохозяйст-венных опытов принимают участие в решении проблем повыше-ния урожайности различных культур или продуктивности живот-ных.

При проблемном изложении учебного материала учитель не ограничивается сообщением принятых положений, а рассказы-вает, как возникла та или иная проблема на производстве, какими путями сна решалась. Поэтому специалистами ведется активный поиск различ-ных приспособлений, способствующих повышению производитель-ности труда. Так, с помощью приспособления--шаблона можно прямо в кабинете попробовать самому ученику осуществить кладку кирпича.

Оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Осуществляя руководство коллективной работой, учи-тель должен помнить об индивидуальных особенностях учени-ков. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным об-разом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностны-ми (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравст-венные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.

Особенно большие возможности для осуществления данного принципа дают различные виды практических работ, ежегодная трудовая практика и производительный труд учащихся. Индиви-дуализации способствует также применение методов программи-рованного обучения.

В ряде случаев в целях оказания воспитательного воздейст-вия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического кол-лектива проводит индивидуальную работу, направленную на ук-репление трудовой дисциплины, развитие профессиональных ин-тересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, во-левых и нравственных качеств.

Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний, умений и навыков представляет собой процесс их получе-ния, углубления, уточнения и закрепления. Для достижения проч-ности в усвоении знаний, умений и навыков учащимся необходи-мо, руководствуясь учебной программой, тщательно отбирать ма-териал для каждого занятия. При этом внимание прежде всего необходимо уделять основному содержанию нового материала, который постепенно должен расширяться, иллюстрироваться но-выми фактами, использоваться для повторения в различных си-туациях и для применения на практике. В прочном формиро-вании практических умений и навыков решающую роль играют тренировочные упражнения, лабораторно-практические и учеб-но-производственные работы, производительный труд. Определе-ния основных понятий, важнейшие формулы, последовательность технологических операций, правила безопасной работы и подоб-ные сведения ученики должны осмысленно заучить и твердо за-помнить.

Рассматриваемый принцип требует не только прочности зна-ний, умений и навыков, но и их действенности: умения применять знания при решении различных практических задач, при выполнении общественно полезного, в том числе производительного, труда.

Каждый из рассмотренных выше дидактических принципов оди-наково важен, а осуществление их на практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии. Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или другим дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания учащихся.

2.1 Методы преподавания

Методы устного изложения учебного материала

В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.

Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно-го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.

Эффективность применения методов устного изложения и объ-яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы--составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи-тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче-ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя.

Логические приемы--приемы формирования мыслитель-ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст-венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.

Технические приемы предусматривают рациональное ис-пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно-го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.

В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван-ных и других приемов.

Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про-должить формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов.

В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей--зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность труда.

К устному изложению, объяснению учебного материала предъ-являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти-ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча-щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер-жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор-мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб-ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.

Рассказ--метод устного изложения материала, который но-сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди-тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети-ческого или практического характера.

С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред-ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи-мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос-ти изложения.

Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа-нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо-циональность учащихся.

Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про-исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна-чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа-гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят-но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе-ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом-ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.

Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи-мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро-ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про-ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово-го хозяйства.

При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска-за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча-щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.

Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ

инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж-дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен-ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..

Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью це-ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе-седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни-ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.