Рефераты. Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

p align="left">За счет личностной направленности обучения и воспитания произошло наибольшее проникновение в сознание человека ценностных установок бытия, и они (ценностные установки) стали внутренними саморегуляторами экологически цивилизованного человеческого мировоззрения. Выпускникам экспериментальных групп в большей мере, как следует из результатов социологического исследования, присущ «гармонический» тип сознания и лучший уровень общей культуры, в меньшей мере присущи проявления «маргинального» типа сознания.

Таким образом, разработанная методика позволила выполнить одновременно миссию воспитания и формирования «экологического сознания», что является значимым компонентом ценностных установок личности в общей структуре экологической компетентности.

В ходе исследования также выявлено, что преподавание дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» в профессионально-личностной технологии способствовало повышению интереса к экологическим проблемам безопасности жизнедеятельности. В экспериментальных группах доля таких респондентов составила 47%, в контрольных - 21%. Студенты из экспериментальных групп оказались лучше осведомлены, чем студенты контрольных групп, о действиях, предпринимаемых в г. Курске и области для улучшения состояния условий труда на рабочих местах и производственной безопасности, улучшения демографической ситуации и качества окружающей природной среды (соответственно 67 и 35%).

В заключении отмечается, что решение проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера в современных условиях является весьма значимым в силу необходимости обеспечить в условиях производства необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность. Данная проблема актуальна, поскольку вписывается в гуманитарную парадигму развития общества.

Отправной точкой выполненного исследования стала идея о возможности формирования экологической компетентности будущего инженера путем интеграции научных знаний и представлений о профессиональном, личностном, личностно-ценностном содержании образования и адекватных им теоретических, методических и организационных основ построения учебного процесса, отбора содержания образования, методов, средств и форм обучения, разработки технологии и условий обучения.

Концепция формирования экологической компетентности представляет собой гармонизацию сугубо профессиональных, профессионально-личностных и нравственных компонентов этого процесса в инженерном образовании и обеспечивает научно обогащенное понимание этого процесса. Применение данной концепции позволило решить задачи формирования экологической компетентности путем согласованности в учебном процессе профессиональных требований ГОС ВПО к специалисту и требований общества к обеспечению производственной безопасности.

Теоретическими основаниями концепции формирования экологической компетентности являются: ведущие идеи гуманистического подхода в рамках экологической парадигмы развития общества; источники и факторы среды обитания человека, определяющие цели, содержание и структуру системы формирования экологической компетентности и нравственных качеств личности; идеи профессионально и личностно-ориентированного об-разования; технологичность формирования экологической компетентности.

Значимым фактором формирования экологической компетентности является не только профессионализация подготовки, но и то, насколько много уделяется внимания воспитанию таких качеств, как доброта, готовность прийти на помощь, осознание целей и задач профессиональной деятельности и своей жизни, учитывающих как собственные интересы, так и интересы, согласованные с целями и задачами развития общества в целом. Для воспитания личности и формирования общечеловеческих ценностных ориентаций, экологического сознания следует опираться на примеры жизненных ситуаций в среде обитания.

Благоприятные возможности для дости-жения желаемого результата формирования экологической компетентности в техническом вузе по-являются в условиях профессионально-личностной технологии обучения. Её реализация позволяет раскрывать и расширять творческий потенциал и возможности, как педагога, так и студента, активизировать их обоюдную деятельность, дает возможность значительно повысить качество и устойчивость полученных студентами знаний и умений, перевести их в категории «способности» и «готовность», обеспечивает максимум удобств для творческих проявлений участников педагогического взаимодействия.

Формирование экологической компетентности успешно осуществляется в системном, динамически развивающемся и многоаспектном непрерывном учебном процессе при доминировании личностного аспекта. В нем должен поэтапно разворачиваться процесс обучения: от учебной деятельности осуществляться переход к квазипрофессиональной, далее - к учебно-профессиональной деятельности через соответствующие формы учебных занятий, в которых студент постепенно становится самостоятельным и равноправным участником учебного процесса. Учебный процесс должен моделировать стороны будущей профессиональной деятельности, а ос-новной единицей содержания долж-на выступать про-блемная ситуация, разрешаемая обучаемым.

На этапе учебной деятельности при формировании мотивации действия первостепенное значение играет актуализация профессиональных интересов будущего инженера и включение задач безопасности жизнедеятельности в контекст будущей профессиональной деятельности. Эффективным способом мотивации учебной деятельности является направленность обучения безопасности жизнедеятельности на отраслевые проблемы безопасности жизнедеятельности в регионе проживания обучающихся. Исключительно важной частью работы преподавателя становится содержательный анализ материала с выделением конкретных инвариант, которые позволяют сформировать оптимальный объем подлежащей усвоению информации. Традиционные методы должны сочетаться с активными методами обучения, но их доля должна быть выше, так как это связано с формированием общепрофессиональных компетентностей в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии.

На этапах квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студента необходимо в большей мере использовать систему методов и форм учебной работы, основанных на увеличении самостоятельности обучающегося. Результативным способом активизации познавательной деятельности студентов и формирования экологической компетентности на стадии учебно-профессиональной деятельности является творческая самостоятельная работа студента в виде профессиональных производственных практик и дипломного проектирования.

Экологическая компетентность проявляется как синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Поэтому комплексная оценка уровня сформированности взаимосвязанных структурных компонентов личности эффективно осуществляется по шкалам оценивания уровней развитости компонентов личности (мотивационно-ценностного, познавательного, операционально-деятельностного и социально-психологического).

Экспериментальное исследование показало положительную динамику формирования экологической компетентности студентов строительной специальности в экспериментальных группах, что позволяет сделать вывод об эффективности авторской концепции формирования экологической компетентности будущего инженера, и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии, учебные пособия:

1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Лапин, В.М. Попов, Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков. ? Курск, 1995. ? 238 с. (15,4 п.л. /8,7 п.л.).

2. Экологические проблемы устойчивого развития общества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков, В.М. Попов, В.В. Юшин. ? Курск: КурскГТУ, 1999. ? 106 с. (6,3 п.л. / 3,5 п.л.).

3. Рыжков, Ф.Н. Надёжность технических систем и управление риском [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков. ? Курск: КурскГТУ, 2000. ? 346 с. (21,4 п.л./15,7 п.л.).

4. Акимов, В.А. Надёжность технических систем и техногенный риск [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Акимов, В.И. Томаков, М.И. Фалеев [и др.]. ? М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002. ? 368 с. (23,0 п.л./ 9,0 п.л.).

5. Попов, В.М. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин. ? Курск: КурскГТУ, 2004. ? 144 с. (8,4 п.л./5,1 п.л.).

6. Попов, В.М. Экология для экономистов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин. Курск: КурскГТУ, 2004. ? 128 с. (7,4 п.л./3,5 п.л.).

7. Попов, В.М. Экология для юристов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин. Курск: КурскГТУ, 2004. ? 64 с. (3,7 п.л/2,1 п.л.).

8. Томаков, В.И. Профессионально-личностная технология обучения безопасности жизнедеятельности в инженерном образовании [Текст]: монография / В.И. Томаков. ? Курск, 2006. ?180 с. (10,46 п.л.).

9. Томаков, В.И. Производственно-хозяйственная деятельность и безопасность труда в строительстве. Анализ и прогноз [Текст]: монография / В.И. Томаков. ? Курск, 2006. ?180 с. (10,5 п.л.).

10. Томаков, В.И. Теория и методика формирования компетентности будущего инженера [Текст]: монография: В 2 ч. Ч.1 / В.И. Томаков. ? Курск, 2007. ? 236 с. (13,72 п.л.).

11. Томаков, В.И. Теория и методика формирования компетентности будущего инженера [Текст]: монография: В 2 ч. Ч.2 / В.И. Томаков. ? Курск, 2007. ? 136 с. (7,9 п.л.).

Статьи, материалы конференций

12. Попов, В.М. Концепция непрерывного экологического образования [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Труды юбилейной научной конференции, посвященной 30-летию Курского политехнического института. ? Ч.1. ? Курск, 1995. ? С. 123?125 (0,25 п.л./0,15 п.л.).

13. Попов, В.М. Формирование непрерывного экологического образования в высшей технической школе [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Современные экологические проблемы провинции: сб. матер. Междунар. экологического форума. ? Курск, 1995. ? С. 189-190 (0,13 п.л./0,09 п.л.).

14. Томаков, В.И. Социально-экологическая направленность технического образования при подготовке инженеров-экологов [Текст] // В.И. Томаков, В.М. Попов / Непрерывное образование: теория и практика: сб. матер. Междунар. науч.-метод. конф. ? Красноярск: Изд-во ГАЦМиЗ, 1997. ? С.143-144 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

15. Томаков, В.И. О безопасности труда в условиях рынка [Текст] / В.И. Томаков, В.В. Юшин // ХХIII Гагаринские чтения: сб. матер. Всерос. молодеж. науч. конф. ? М.: Изд-во МАТИ ? РГТУ им. К.Э. Циолковского, 1997. ? С.209-210 (0,17 п.л./0,1 п.л.).

16. Томаков, В.И. Гуманизация технического образования в технических вузах - реальная необходимость [Текст] / В.И. Томаков, В.М. Попов // Человек и общество: тенденции социальных изменений: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. ? СПб.: НИКСИ, 1997. ? С.234-237 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.