Рефераты. Теория преподавания истории Украины в школе

p align="left">Исключительное многообразие образовательно-воспитательных задач, которые решаются в ходе преподавания истории, предъявляет к речи учителя особенно высокие требования. Если учитель хочет пробудить у учащихся устойчивый интерес к истории, дать им прочные знания, оказать влияние на формирование их личности, он должен много и постоянно работать над повышением культуры своей речи, научиться гибко варьировать ее стиль и приемы применительно к содержанию излагаемого материала, к возрасту и развитию школьников.

1.2 Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения

Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д.

Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает документальные первоисточники, на основании которых историк устанавливает и проверяет исторические факты. В этом же смысле оно используется и в методике обучения. Мы будем называть их первоисточниками. «Источники исторических знаний» -- понятие педагогическое. Оно шире первого и включает, кроме первоисточников, также источники, содержащие знания, обработанные и систематизированные наукой, отраженные искусством. Первоисточники являются одним из видов используемых в обучении источников исторических знаний.

Источниками исторических знаний для школьников наряду с учителем и учебными пособиями служат и другие носители исторической информации: музеи, документальные и игровые кинофильмы, памятники, газеты и т. п. Учащиеся черпают в них исторические знания как в процессе обучения, так и вне его.

В методической литературе источники исторических знаний группируются обычно по внешнему признаку -- по характеру восприятия заключенной в них информации нашими органами чувств. Различают устное изложение, текст, наглядность. Эти большие группы делятся на более частные. Так, детальную классификацию форм устного изложения разработал А.А. Вагин, а средств наглядности -- Д.Н. Никифоров.

Мы группируем источники по характеру знаний, которые могут быть в них почерпнуты, и по той познавательном деятельности, которая необходима для осознанного усвоения этих знаний. Такая группировка призвана помочь определению роли и места, различ-ных источников в обучении, их отбору и методическому использо-ванию. Работа с научно обработанными материалами отличается от работы с документами. В силу этого источники исторических знаний мы делим на следующие основные группы:

1) произведения классиков, документы правительства, международные документы, являющиеся первоисточниками, но вместе с тем содержащие глубокие научные обобщения, оценку фактов, важнейшие мировоззренческие выводы;

2) документальные исторические источники, научная обработка которых не вышла за пределы их отбора, адаптации, комментирования;

3) источники, содержащие научно обработанные знания с известной их систематизацией, объяснением и оценкой фактов;

4) источники, воссоздающие прошлое средствами искусства. Некоторые группы источников исторических знаний, в свою очередь, делятся по форме, в которой исторические знания в них выражены, -- слово, условный знак, зрительный образ.

Источники исторических знаний оформляются в виде учебных пособий; некоторые из пособий содержат различные по характеру источники. Например, в учебник включены разнообразные виды текстовых и иллюстративных источников. Учитель также использует в изложении материала различные источники знаний, основу изложения составляют, как правило, научно обработанные и систематизированные знания, но учитель может включить в него отрывок из исторического документа, художественного произведения и т. д .

Например, в учебнике И.А. Коляды История Украины 7 класс на уроках изучения нового материала по теме «Древняя история Украины» большое внимание уделяются формированию следующих знаний, умений и навыков:

1. Периодизация истории Украины (ознакомление с понятиями:палеолит, мезолит, неолит, энеолит).

2. Ознакомление с достижениями людей в период трипольской культуры.

3. Формирование религиозных представлений и развитие искусства.

4. Общественное устройство.

Учитель знакомит учащихся с новыми понятиями, такими, как: «археологическая культура», «исторические источники». В ходе объяснения учителя учащиеся осознают, что наряду с вещественными памятниками истории Украины можно изучать по легендам, песням, пересказам, документам и т.д. Учащиеся записывают изученные новые понятия в свои тетради (словари).

Существенное значение для работы с источниками имеет и техническая сторона их оформления: экранизация, издание в качестве настенных и настольных пособий, экспозиция коллекций, изготовление самодельных пособий.

Документы, сочетая в себе черты исторических первоисточников и величайших научных исследований, содержат непревзойденные образцы анализа и оценки явлений, глубокие мировоззренческие выводы и обобщения. Они составляют особую группу источников знаний, имеющую в обучении истории огромное познавательное, воспитательное и развивающее значение.

Документальные исторические источники (первоисточники). Первоисточники в исторической науке, а отсюда и в обучении истории отличаются большим многообразием. От формы, в которой сохраняются в первоисточнике сведения об отразившейся в нем эпохе, от языка, которым он о ней. рассказывает, в большой мере зависит и методика прочтения его содержания. Все это требует тщательного учета образовательно-воспитательных возможностей, заключенных в источниках, и гибкой методики их использования.

Например, на уроке истории Украины по теме: «Начало жизни в Украине» учитель использует такие обучающие методические пособия, как:

1. Учебники;

2. Первоисточники;

3. Рабочие тетради;

4. Карты;

5. Атласы;

6. Дидактический материал.

Данный урок относится к типу урока применения знаний, формирования умений, и навыков. Учитель применяет вид занятия- путешествие «В предысторию человеческой цивилизации».

Первоисточники, выраженные в слове. За исключением того времени, когда письменности не было, письменным (печатным) первоисточникам принадлежит основное место в познании истории. В дальнейшем мы будем называть их документами. По своему содержанию документы могут быть разделены на несколько видов.

Государственно-правовые документы (конституции, законы, судебные решения), содержат богатую информацию о государственном устройстве, о классовом характере государства и т. п.

Другие документы внутриполитического характера (программы партий, политические речи и статьи, воззвания, прокламации, памфлеты) раскрывают цели и идеологию борющихся классов, формы и средства политической борьбы. На уроке на тему: Киевская Русь во времена княжения Владимира Великого «Введение Христианства как государственной религии» учитель знакомит учащихся с документом «Русская Летопись», затем предлагает заполнить таблицу, основанную на данном документе.

Документы внешнеполитического характера (договоры, дипло-матическая переписка) служат источниками знаний о международ-ных отношениях.

Хозяйственные документы (акты покупки и продажи, торго-вые договоры, деловая переписка) знакомят с уровнем развития производительных сил и с социальным строем общества.

Научные, философские, труды, освещающие уровень развития науки и идеологию изучаемой эпохи, обычно используются в обучении в форме очень краткого изложения, - которое может сопровождаться чтением небольших ярких фрагментов из произведения.

Мифология, материалы религиозного характера (предания, догматы, поучения), дают богатую информацию об идеологии и общественных отношениях.

Например, урок в 7 классе по теме « Культурная и церковная жизнь во второй половине XIV-первой половине XVI столетия». Преподаватель знакомит учащихся развитием православной украинской церкви, вводит в речь учащихся новые понятия, как то: «митрополит», «православие», «католики», «церковь». В ходе объяснения нового материала знакомит учащихся с развитие материальной культуры и церковной жизни на украинских землях, развивает умение анализировать изученный материал, сопоставлять его с новым материалом.

Сочинения повествовательно-описательные (летописи, хроники, исторические сочинения, написанные современниками событий или людьми, располагавшими материалами, которые не сохранились до нашего времени, воспоминания и письма участников пли свидетелей событий, географические описания стран и городов, этнографические описания).

Произведения художественной литературы изучаемой эпохи, отражающие непосредственные впечатления авторов о тех или иных событиях, передающие общий колорит эпохи и содержащие яркие характеристики исторических деятелей; некоторые из этих произведений приближаются по своему характеру к мемуарам.

Крылатые слова и изречения исторических деятелей. В большинстве своем они отражают действительные исторические явления и события.

________________________________________________________

1. Лернер И.Я. Познавательные задания и задачи к курсу истории средних веков .//Преподавание истории в школе.-1999.-№6.-С.43-48.

С увеличением числа письменных источников, тем более с появлением фотографии и кино, значение произведений изобразительного искусства для познания материальной жизни общества уменьшается. Однако для всех эпох произведения изобразительного искусства сохраняют значение исторических первоисточников. Это относится, прежде всего, к истории духовной жизни общества. Произведения изобразительного искусства, так же как литература и музыка, являются первоисточниками по истории культуры. Многие произведения изобразительного искусства в доходчивой форме раскрывают идеологию борющихся классов, их стремление способствовать укреплению или, напротив, ниспровержению социальных и политических порядков, религиозных верований.

Произведения искусства играют важную роль в эстетическом воспитании школьников.

Предметы практического назначения (вещи, сооружения) отразили в себе различные стороны жизни общества. Эти стороны раскрываются через выявление назначения предметов (в производстве, быту, религиозном культе, военном деле), материала, из которого изготовлен предмет (камень, дерево, металл, глина), техники и характера изготовления (литье, ковка, обжиг), через эстетическое оформление предметов.

Предметы практического назначения особенно ценны в препо-давании истории тех эпох, от которых до. нас дошло ограниченное число других первоисточников.

Педагогическая эффективность использования предметов как источников исторических знаний резко возрастает при рассмотрении их не изолированно, а комплексно, в связях друг с другом.

Источники, содержащие исторические знания в научно обработанном виде. Работа с источниками, содержащими исторические знания в научно обработанной и систематизированной форме, составляет основу школьного обучения истории. Только она может обеспечить усвоение учащимися системы знаний, включающей фундамент локализованных во времени и пространстве исторических фактов с диалектико-материалистическим их объяснением. Кроме того, работа с этими источниками имеет важнейшее значение для развития у учащихся способности вдумчиво работать с книгами и статьями по общественным наукам, воспринимать лекции, материал, последовательно и логично излагать, исторически обосновывать и аргументировать суждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.