Список литературы
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков М.,1978., 342с.
2.Андреевская Н.В. Методика преподавания истории в средней школе.М.,1990.,123 с.
3. Активизация учащихся на уроках истории. Из опыта работы учителей Львова. Львов.,1998.-63 с.
4. Александров А.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М.,1989.,115с.
5. Боголюбов Л.Н. Факты и теория в обучении новейшей истории. // Преподавание истории в школе.-1990.-№ 1.-с. 15.
6. Вендровская Р.Б. Межпредметные связи истории и обществоведения. // Преподавание истории в школе.- 1990.-№4.-с. 6-8.
7.Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории. М.,1989., 114 с.
8.Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М.,1989.,100с.
9. Донской Г.М. О новых методических идеях и их использовании в практике. // Преподавание истории в школе.-1994.-№ 1.-с.23-28.
10. Захарова Е.Н. Формирование умения учиться. //Преподавание истории в школе.-1995.-№ 7.-с.25-28
11. Зимак З.О. Формировние мировоззрения учащихся. Минск.,1997.-168с.
12. Купцов А.И. К вопросу о программированном обучении истории. // Преподавание истории в школе.-1999.-№3.-с. 35-40.
13. Клокова Г.В. раскрытие основ теории научения. М.,1999.-342 с.
14. Кинкулькин А.Т. Опыт работы школы по развитию интереса к изучению истории. М.,1995.-180 с.
15. Лернер И.Я. Опыт применения познавательных задач в 5 классе. // Преподавание истории в школе.- 1997.-№1.-с.11-16.
16. Лернер И.Я. Познавательные задания и задачи к курсу истории средних веков. // Преподавание истории в школе.- 1999.-№6.-с. 43-48
17. Линко Г.М. Работа с исторической картой в школе. М.,1992 .-234 с.
18. Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе. М.,1995.-218с.
19. Плунгян Е.М. Учиться работать самостоятельно. М.,1995., 156 с.
20. Полторак Д.И. технические средства в преподавании истории и обществоведения. М.,1989.-119 с.
21. Пунский В.О. Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории. М.,1992.- 300 с.
22. Психология усвоения истории учащимися. /Под ред. А.З. Редько.,М.,1991.-232 с.
23. Развитие познавательных возможностей учащихся при обучении истории. / Под Ред. П.В.Горы и др. М.,1994.- 456 с.
24. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.,1995.,123 с.
25. Сысоенко И.В. Формирование мировоззрения у учащихся старших классов. Исследование на материале школьных курсов истории и обществоведения. М.,1990.-254 с.
26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1995.-218 с.
27. Филиппов Б.А. Методика самообразования учащихся. М.,1998.-221 с.
28. Формирование умений учиться. / Под ред. Э.И. Моносзона., М.-2000.- 323с.
29.Формы организации обучения. / Под ред. Вайнера.,М.,2000.-201 с.
30.Янко-Триницкая А.А. Развитие интереса к изучению истории. СПб.,2003.-125 с.
Приложение 1
УРОК СООБЩЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Тема урока: Античные города-колонии в северном Причерноморье.
Цели урока:
1)Дидактические:
Показать процесс образования и развития политических образований (полисов), которые возникли в результате греческой колонизации в районе Северного Причерноморья.
Рассмотреть содержание различных теорий о причинах грандиозной эллинской миграции, определить на основе их совокупность факторов, которые способствовали «Великой греческой колонизации».
Охарактеризовать периоды в почти тысячелетней истории островков aнтичной цивилизации в Северном Причерноморье и показать их значение в ускорении темпов исторического развития населения Крыма, Приднестровья, Побужья и Приднепровья, а также в определении южного вектора цивилизационной ориентации, что в дальнейшем способствовало контактам Киевской Руси и преемницы греческой культуры - Византии.
2)Социализирующие:
Сформировать у учащихся понимание огромного исторического значения греческой колонизации в жизни местного населения: на местную основу был перенесен демократический полисный строй, что способствовало становлению традиции государственности на территории современной Украины.
Показать учащимся, что греческая колонизация не только ускорила темпы исторического развития Крыма, Поднестровья, Побужья и Поднепровья, но и на долгое время определила южный вектор цивилизационной ориентации будущих государственных образований на территории современной Украины.
Приложение 2
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Тема урока: Древние славяне.
1 Дидактические:
Раскрыть дискуссионные проблемы определения прародины славян иопределить рабочую гипотезу для использования ее в раскрытии темы.
Познакомить учащихся с вещественными памятниками древних славян, письменными источниками.
Вскрыть характер общественных отношений древних славян, познакомить школьников с их занятиями: земледелием, скотоводством и ремеслами. 2)Социализирующие:
Воспитывать у учащихся уважение к многовековой истории славян,их материальной и духовной культуре.
Показать насколько важно определение прародины славян-предковбелорусов, украинцев и русских -для установления полноты и логичес-кой закономерности исторического процесса складывания и развитиядревнерусской государственности.
План урока.
1.Прародина славян.
2.Материальные памятники древних славян.
3.Письменные источники.
4.Общественная жизнь древних славян.
5.Хозяйство древних славян: земледелие, скотоводство и ремесло.
Рекомендации по проведению урока.
Проверка домашнего задания ведется последующим вопросам:
Дайте характеристику греческого (античного) полиса.
Назовите основные причины и особенности греческой колонизации. Охарактеризуйте основные города-колонии: политико-государственную жизнь, хозяйство, духовную культуру.
4.Назовите основные события в жизни Боспорского царства и определите причины eго упадка.
5. Каковы причины упадка греческих городов-государств Северного Причерноморья?
Приложение3
УРОК-БЕСЕДА
Тема урока: Древнейшие земледельцы и скотоводы на территории Украины.
Показать кризис охотничьего общества и вскрыть причины появления земледелия и скотоводства.
Охарактеризовать Трипольскую культуру, прародину трипольцев, их хозяйство и быт, духовную жизнь.
Провести сравнительную характеристику достижений различных археологических культур, особое внимание уделив индоевропейскому массиву.
2)Социализируюшие:
Сформировать понимание того, что трипольские племена сыграли значительную роль в формировании первобытного общества на территории Украины, они были древнейшими предками славян - праукраинцев.
Показать, что разнообразие археологических культур на территории современной Украины говорит о глубоких процессах взаимодействия различных этнических групп друг с другом, отдельные черты которого повлияли на современный облик и менталитет украинского народа, его культуру и традиции.
Приложение 4
УРОК ПО ОПОРНЫМ КОНСПЕКТАМ
Тема урока: Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников.
Показать учащимся историю древнейшего из известных по своему названию племен киммерийцев, которые жили в Северном Причерноморье, их судьбу и влияние на процессы этногенеза в Крыму.
Раскрыть основное содержание Чернолесской культуры как культуры переходного периода от бронзы к раннему железному веку.
Охарактеризовать кочевые ираноязычные племена скифов: расселение и занятия, расцвет скифской державы, духовный мир Великой Скифии и ее упадок.
Раскрыть характер сарматской культуры, ее историческое значение и влияние на культуру антов и других славянских племен.
Сформировать у учащихся понимание сложности этногенеза на Юге Украины и в Крыму, влияние этих процессов на становление и развитие древних славян.
Воспитывать уважение к древним культурам, существовавшим на территории Украины и в Крыму, показав, что и сегодня в нашей жизни остались о них напоминания в виде географических названий и отдельных слов в языке восточнославянских народов
1.Киммерийцы.
2.Чернолесская культура.
3.Скифы: расселение и занятия.
4.Расцвет скифской державы и ее духовная культура.
5.Сарматы.
Приложение 5
УРОК-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Тема урока: Тематическая оценка знаний.
Обобщить знания учащихся по основным темам раздела «Древняя ис-тория Украины» для более успешного изучения последующих тем курса.
На основе индивидуальных заданий выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученному разделу.
Выявить слабые и сильные стороны усвоения учащимися изученного материала, наметить пути коррекции их знаний на последующих уроках.
На данном уроке можно дать письменные задания учащимся, сформировав из них индивидуальные карточки.
Задание №1.
1. Охарактеризуйте жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения Украины.
2. Покажите направления и раскройте механизм формирования цивилизационного общества на территории Украины.
3. Охарактеризуйте основные археологические культуры на территории Украины.
4. Кто такие скифы? Охарактеризуйте их занятия, быт, расселение, духовную культуру.
5. Раскройте причины и особенности греческой колонизации Северного Причерноморья.
6. Какой теории о прародине славян вы отдаете большее предпочтение и почему?
7. Определите место славян во время Великого переселения народов.
Задание №2.
Дайте определение следующим терминам и понятиям:
Палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Первобытное человеческое стадо.
Присваивающий и производящий характер хозяйства.
Неолитическая революция.
Родовая и соседская община.
Род, племя, союз племен.
Матриархат и патриархат.
Материальная и духовная культура.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, готы, анты.
Язычество.
Цивилизация.
Аграрно-ремесленная цивилизация.
Задание №3.
Выберите правильный ответ:
1 .Первой общественной формой объединения людей были:
а) род;
б)стадо;
в) племя.
Приложение 6
Глоссарий
1.Автократия- форма государственного правления, проявляющаяся в неограниченной и бесконтрольной власти одного лица (деспотия, тирания и др.)
2.Богохульство- хула Бога, образа церковных реликвий, обрядов, обычаев.
3.Бунчук-военная регалия, в.т.ч. украинских гетманов.
4. Верв-сельская громада в Киевской Руси.
5. Гайдамачина- народно-освободительное движение на Правобережной Украине в 18 столетии против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета со стороны Польши.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8