Рефераты. Теория преподавания истории Украины в школе

p align="left">Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель -- организатор и руководитель процесса обучения -- определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся.

Список литературы

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков М.,1978., 342с.

2.Андреевская Н.В. Методика преподавания истории в средней школе.М.,1990.,123 с.

3. Активизация учащихся на уроках истории. Из опыта работы учителей Львова. Львов.,1998.-63 с.

4. Александров А.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М.,1989.,115с.

5. Боголюбов Л.Н. Факты и теория в обучении новейшей истории. // Преподавание истории в школе.-1990.-№ 1.-с. 15.

6. Вендровская Р.Б. Межпредметные связи истории и обществоведения. // Преподавание истории в школе.- 1990.-№4.-с. 6-8.

7.Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории. М.,1989., 114 с.

8.Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М.,1989.,100с.

9. Донской Г.М. О новых методических идеях и их использовании в практике. // Преподавание истории в школе.-1994.-№ 1.-с.23-28.

10. Захарова Е.Н. Формирование умения учиться. //Преподавание истории в школе.-1995.-№ 7.-с.25-28

11. Зимак З.О. Формировние мировоззрения учащихся. Минск.,1997.-168с.

12. Купцов А.И. К вопросу о программированном обучении истории. // Преподавание истории в школе.-1999.-№3.-с. 35-40.

13. Клокова Г.В. раскрытие основ теории научения. М.,1999.-342 с.

14. Кинкулькин А.Т. Опыт работы школы по развитию интереса к изучению истории. М.,1995.-180 с.

15. Лернер И.Я. Опыт применения познавательных задач в 5 классе. // Преподавание истории в школе.- 1997.-№1.-с.11-16.

16. Лернер И.Я. Познавательные задания и задачи к курсу истории средних веков. // Преподавание истории в школе.- 1999.-№6.-с. 43-48

17. Линко Г.М. Работа с исторической картой в школе. М.,1992 .-234 с.

18. Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе. М.,1995.-218с.

19. Плунгян Е.М. Учиться работать самостоятельно. М.,1995., 156 с.

20. Полторак Д.И. технические средства в преподавании истории и обществоведения. М.,1989.-119 с.

21. Пунский В.О. Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории. М.,1992.- 300 с.

22. Психология усвоения истории учащимися. /Под ред. А.З. Редько.,М.,1991.-232 с.

23. Развитие познавательных возможностей учащихся при обучении истории. / Под Ред. П.В.Горы и др. М.,1994.- 456 с.

24. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.,1995.,123 с.

25. Сысоенко И.В. Формирование мировоззрения у учащихся старших классов. Исследование на материале школьных курсов истории и обществоведения. М.,1990.-254 с.

26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1995.-218 с.

27. Филиппов Б.А. Методика самообразования учащихся. М.,1998.-221 с.

28. Формирование умений учиться. / Под ред. Э.И. Моносзона., М.-2000.- 323с.

29.Формы организации обучения. / Под ред. Вайнера.,М.,2000.-201 с.

30.Янко-Триницкая А.А. Развитие интереса к изучению истории. СПб.,2003.-125 с.

Приложение 1

УРОК СООБЩЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Тема урока: Античные города-колонии в северном Причерноморье.

Цели урока:

1)Дидактические:

Показать процесс образования и развития политических образований (полисов), которые возникли в результате греческой колонизации в районе Северного Причерноморья.

Рассмотреть содержание различных теорий о причинах грандиозной эллинской миграции, определить на основе их совокупность факторов, которые способствовали «Великой греческой колонизации».

Охарактеризовать периоды в почти тысячелетней истории островков aнтичной цивилизации в Северном Причерноморье и показать их значение в ускорении темпов исторического развития населения Крыма, Приднестровья, Побужья и Приднепровья, а также в определении южного вектора цивилизационной ориентации, что в дальнейшем способствовало контактам Киевской Руси и преемницы греческой культуры - Византии.

2)Социализирующие:

Сформировать у учащихся понимание огромного исторического значения греческой колонизации в жизни местного населения: на местную основу был перенесен демократический полисный строй, что способствовало становлению традиции государственности на территории современной Украины.

Показать учащимся, что греческая колонизация не только ускорила темпы исторического развития Крыма, Поднестровья, Побужья и Поднепровья, но и на долгое время определила южный вектор цивилизационной ориентации будущих государственных образований на территории современной Украины.

Приложение 2

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема урока: Древние славяне.

Цели урока:

1 Дидактические:

Раскрыть дискуссионные проблемы определения прародины славян и
определить рабочую гипотезу для использования ее в раскрытии темы.

Познакомить учащихся с вещественными памятниками древних славян, письменными источниками.

Вскрыть характер общественных отношений древних славян, познакомить школьников с их занятиями: земледелием, скотоводством и ремеслами. 2)Социализирующие:

Воспитывать у учащихся уважение к многовековой истории славян,
их материальной и духовной культуре.

Показать насколько важно определение прародины славян-предков
белорусов, украинцев и русских -для установления полноты и логичес-кой закономерности исторического процесса складывания и развития
древнерусской государственности.

План урока.

1.Прародина славян.

2.Материальные памятники древних славян.

3.Письменные источники.

4.Общественная жизнь древних славян.

5.Хозяйство древних славян: земледелие, скотоводство и ремесло.

Рекомендации по проведению урока.

Проверка домашнего задания ведется последующим вопросам:

Дайте характеристику греческого (античного) полиса.

Назовите основные причины и особенности греческой колонизации. Охарактеризуйте основные города-колонии: политико-государственную жизнь, хозяйство, духовную культуру.

4.Назовите основные события в жизни Боспорского царства и определите причины eго упадка.

5. Каковы причины упадка греческих городов-государств Северного Причерноморья?

Приложение3

УРОК-БЕСЕДА

Тема урока: Древнейшие земледельцы и скотоводы на территории Украины.

Цели урока:

1 Дидактические:

Показать кризис охотничьего общества и вскрыть причины появления земледелия и скотоводства.

Охарактеризовать Трипольскую культуру, прародину трипольцев, их хозяйство и быт, духовную жизнь.

Провести сравнительную характеристику достижений различных археологических культур, особое внимание уделив индоевропейскому массиву.

2)Социализируюшие:

Сформировать понимание того, что трипольские племена сыграли значительную роль в формировании первобытного общества на территории Украины, они были древнейшими предками славян - праукраинцев.

Показать, что разнообразие археологических культур на территории современной Украины говорит о глубоких процессах взаимодействия различных этнических групп друг с другом, отдельные черты которого повлияли на современный облик и менталитет украинского народа, его культуру и традиции.

Приложение 4

УРОК ПО ОПОРНЫМ КОНСПЕКТАМ

Тема урока: Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников.

Цели урока:

1)Дидактические:

Показать учащимся историю древнейшего из известных по своему названию племен киммерийцев, которые жили в Северном Причерноморье, их судьбу и влияние на процессы этногенеза в Крыму.

Раскрыть основное содержание Чернолесской культуры как культуры переходного периода от бронзы к раннему железному веку.

Охарактеризовать кочевые ираноязычные племена скифов: расселение и занятия, расцвет скифской державы, духовный мир Великой Скифии и ее упадок.

Раскрыть характер сарматской культуры, ее историческое значение и влияние на культуру антов и других славянских племен.

2)Социализирующие:

Сформировать у учащихся понимание сложности этногенеза на Юге Украины и в Крыму, влияние этих процессов на становление и развитие древних славян.

Воспитывать уважение к древним культурам, существовавшим на территории Украины и в Крыму, показав, что и сегодня в нашей жизни остались о них напоминания в виде географических названий и отдельных слов в языке восточнославянских народов

План урока.

1.Киммерийцы.

2.Чернолесская культура.

3.Скифы: расселение и занятия.

4.Расцвет скифской державы и ее духовная культура.

5.Сарматы.

Приложение 5

УРОК-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Тема урока: Тематическая оценка знаний.

Цели урока:

1 Дидактические:

Обобщить знания учащихся по основным темам раздела «Древняя ис-тория Украины» для более успешного изучения последующих тем курса.

На основе индивидуальных заданий выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученному разделу.

Выявить слабые и сильные стороны усвоения учащимися изученного материала, наметить пути коррекции их знаний на последующих уроках.

Рекомендации по проведению урока.

На данном уроке можно дать письменные задания учащимся, сформировав из них индивидуальные карточки.

Задание №1.

1. Охарактеризуйте жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения Украины.

2. Покажите направления и раскройте механизм формирования цивилизационного общества на территории Украины.

3. Охарактеризуйте основные археологические культуры на территории Украины.

4. Кто такие скифы? Охарактеризуйте их занятия, быт, расселение, духовную культуру.

5. Раскройте причины и особенности греческой колонизации Северного Причерноморья.

6. Какой теории о прародине славян вы отдаете большее предпочтение и почему?

7. Определите место славян во время Великого переселения народов.

Задание №2.

Дайте определение следующим терминам и понятиям:

Палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Первобытное человеческое стадо.

Присваивающий и производящий характер хозяйства.

Неолитическая революция.

Родовая и соседская община.

Род, племя, союз племен.

Матриархат и патриархат.

Материальная и духовная культура.

Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, готы, анты.

Язычество.

Цивилизация.

Аграрно-ремесленная цивилизация.

Задание №3.

Выберите правильный ответ:

1 .Первой общественной формой объединения людей были:

а) род;

б)стадо;

в) племя.

Приложение 6

Глоссарий

1.Автократия- форма государственного правления, проявляющаяся в неограниченной и бесконтрольной власти одного лица (деспотия, тирания и др.)

2.Богохульство- хула Бога, образа церковных реликвий, обрядов, обычаев.

3.Бунчук-военная регалия, в.т.ч. украинских гетманов.

4. Верв-сельская громада в Киевской Руси.

5. Гайдамачина- народно-освободительное движение на Правобережной Украине в 18 столетии против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета со стороны Польши.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.