Рефераты. Теория преподавания истории Украины в школе

p align="left">Таблицы. «Экстракт» некоторых тематических систематизированных знаний содержат таблицы. Материал группируется по вертикальным или и другим графам (колонкам). В обучении истории используются таблицы, различающиеся друг от друга по характеру раскрываемых в них связей и отношений между явлениями. Само расположение в таблице отдельных ее элементов помогает выявлению связей между ними. Хронологические таблицы группируют факты на основе временных между ними отношений. Разновидностью их являются таблицы синхронистические. В таблицы тематического перечисления включаются однородные факты, например войны, восстания, научные открытия с указанием самых существенных признаков каждого факта. Таблицы сравнения, вычленяя существенные признаки исторических явлений, аналогичные или способствуют выявлению отношений сходства и различия между ними, например, между общественными классами, формами государственного устройства, общественно-экономическими формациями. Таблицы играют важную роль в вычленении и обобщении признаков понятий.

1.Пунский В.О. Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории.М.:Просвещение.-1992.-С.234.

2. То же.-С.235.

Таблицы развития выявляют качественные изменения, динамику отдельных исторических явлений. В отличие от таблиц сравнения в них сопоставляются не различные явления, а различные этапы развития одного и того же исторического явления.

Таблицы соответствия отражают различные связи и отношения между историческими явлениями: целого и его частей, явления и его существенных признаков, причины и ее следствия. Таковы, например, таблицы, обозначающие соотношение общественных классов и выражающих их увидеть на фотографии или картине. Внося изменения в рисунок, можно продемонстрировать действие предмета или его развитие. Схематический рисунок может служить источником знаний не только о материальных предметах, но и о некоторых действиях людей; например, на рисунке может быть схематически изображен воинский строй в соответствующую эпоху.

Наибольшей познавательной действенностью схематический чертеж обладает при выполнении его на глазах учащихся и с применением аппликаций -- изображений людей и предметов, символизирующих определенные общественные явления.

Реконструкция исторической действительности средствами искусства. Почти все виды искусства черпают сюжеты не только в современной жизни общества, но и в его истории, воссоздавая прошлое в художественных образах. Использование произведений искусства, реконструирующих прошлое, имеет в обучении истории некоторые общие черты с использованием документальных произведений изобразительного ис-кусства и литературы.

_____________________________________________

1. Психология усвоения истории учащимися./Под. Ред. А.З. Редько.,М.: Факел.-1991.-С.175.

И те и другие способствуют образности, и конкретизации исторических знаний, повышению их эмоциональности, решению задач эстетического воспитания. Вместе с тем между ними есть и существенные различия -- как с точки зрения исторической пауки, так и с точки зрения их использования в обучении истории.

Реконструирующее искусство черпает материал в исторической науке, дополняя его художественным домыслом. Произведения реконструирующего искусства отражают идеологию не той эпохи, которую они воспроизводят, а той, в которую создаются. В силу этого они не являются первоисточниками для изучения истории. Однако реконструирующее искусство, опираясь на материалы исторической науки, например археологии, может полнее и доходчивее раскрыть в художественных образах историческую действи-тельность, чем это смогли сделать ее современники. Подход к реконструированию истории с демократических позиций позволяет выявить важнейшие, наиболее существенные черты исторического процесса.

Чем ближе время создания произведений к реконструируемой эпохе, тем труднее их разграничить с произведениями документального характера.

Во всех случаях использования произведений искусства в обучении истории обязательно знание учащимися их происхождения и хотя бы приблизительного времени их создания. Также обязательно и понимание школьниками различий между документальным и реконструирующим искусством и выработка на этой основе различного подхода к ним.

Среди художественных реконструкций исторической действительности большое значение для школьного обучения истории имеют картины и рисунки. Многие из них содержат богатую информацию, раскрытую в доходчивой форме и вызывающую важные для воспитания школьников эмоции.

Сочетание нескольких картин или рисунков, отражающих последовательные моменты процесса, показывает его ход. На этом принципе основываются диафильмы, серии диапозитивов с рисованными кадрами, связанными общим сюжетом.

Скульптурные реконструкции содержат, как правило, меньше информации, чем картины. Однако скульптура, как правило, более символична и содержит характеристику события или исторического деятеля. Именно в обучении истории можно и нужно воспитывать у учащихся интерес и внимание к скульптурным памятникам, и лучший к этому путь -- рассмотрение памятника в связи с изучением события или деятельности лица, которые памятник увековечивает. Это же относится к панно, фрескам и другим произведениям изобразительного искусства, посвященным историческим темам.

1.3 Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Формирование у учащихся с доступной для них глубиной понимания истории пронизывает весь процесс обучения истории в школе. Оно основывается на объяснении и на осмыслении сущности исторических явлений, разносторонних связей и отношений между ними.

Сущность исторических явлений, познаваемая мышлением, находит свое выражение в понятиях. «...Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений) означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира». Понятия есть осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и существенных признаках явлений.

Возможны разные пути познания учащимися сущности исторических фактов. Основной из них заключается в том, что мышление учащихся следует за объяснением сущности исторических фактов учителем или учебником. Наряду с этим учащиеся могут самостоятельно, под руководством учителя и с помощью учебных пособий, выявить некоторые стороны сущности исторических фактов. В практике обычно сочетаются оба пути. Но во всех случаях осознанное усвоение сущности фактов и формирование на этой основе исторических понятий возможны только в результате мышления учащихся. При этом, чем выше активность их мыслительной деятельности, тем глубже и осознаннее усвоение исторических понятий.

Понятие есть не только сохраняемый в памяти учащихся результат их мыслительной деятельности, результат ее восхождения от фактов к обобщениям. «Являясь узловыми пунктами познания, понятия выполняют вместе с тем и роль средства познания. Мышление понятиями есть научное мышление и, как всякое мышление, оно представляет собою отражение действительности».

Исторические понятия служат объяснению, систематизации фактов, осмыслению других понятий, все более глубокому проникновению в сущность исторического процесса. Уже четвероклассники в обучении истории владеют и оперируют многими историческими понятиями (крестьяне, рабочие, война, восстание, родина). Чем богаче и четче исторические понятия школьника, тем большую информацию он может усвоить, тем глубже, разностороннее и самостоятельнее в ней ориентироваться и ее систематизировать. Являясь средством познания новых фактов и более частных понятий, обобщающие понятия сами обогащаются новым содержанием и глубже осознаются учащимися.

Работа с историческими понятиями -- формирование их и опе-рирование ими -- осуществляется на всех этапах обучения истории. Это должно учитываться и при подготовке учащихся к изучению нового материала, при сообщении, фактов, локализации их во времени и пространстве и, конечно, в ходе их разбора и обобщения. Отбирая факты, образы, даты, терминологию для сообщения учащимся, определяя последовательность и логику их изложения, необходимо учитывать следующее: во-первых, на какие понятийные знания смогут опереться учащиеся при восприятии и осмыслении нового материала; во-вторых, что нового этот материал внесет в их понятийные знания, в научное понимание ими истории.

Только при соблюдении этих условий процесс обучения может приобрести четкую образовательно-воспитательную целенаправленность и способствовать формированию у учащихся диалектического мировоззрения на основе усвоения ими системы исторических знаний.

Динамичность и взаимосвязанность исторических понятий. Важнейшая черта понятий -- их динамичность. «...Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов...».

Развитие исторических понятий школьников в обучении предмету идет по двум основным направлениям. Во-первых, оно отражает само развитие исторических явлений. Как историческая действительность находилась и находится в постоянном движении, так движутся и отражающие ее понятия. Например, развитие в обучении истории понятия «общественный класс» отражает в сознании учащихся само развитие классовых обществ от зарождения классов до современности. Во-вторых, исторические понятия школьников развиваются, движутся в ходе обучения за счет познания новых признаков исторических явлений, новых связей и отношений между ними, более глубокого проникновения в их сущность. «...Из объекта... как бы вычерпывается все новое содержание... в нем выявляются все новые свойства». В обучении истории происходит не только количественное накопление сведений об объекте, но и повышение понятийных знаний на качественно, новую ступень -- осмысление их с теоретических позиций диалектического и исторического материализма.

1. Клокова Г.В. Раскрытие основ теории научения. М., С.99.-112.

2. Там же. С. 110.

Представления пополняются из внеучебных источников информации, а в VIII--IX классах в курсах «Основы государства и права» и истории формируется научное понятие революции, которое отличается несравненно более богатым содержанием.

Формирование понятия продолжается и в X классе, при изучении новых революций, дальнейшем расширении теоретических знаний в курсе обществоведения и более глубоком осознании последствий и всемирно-исторического значения революции.

Как в исторической действительности явления связаны друг с другом отношениями сходства и различия, части и целого, причины и следствия, так и исторические понятия, отражающие эти отношения между явлениями, взаимосвязаны друг с другом, способствуют осмыслению друг друга, складываются в системы. В сознании учащихся формируются так называемые иерархии понятий, сочетающие в себе общие и частные взаимосвязанные понятия. Следующие понятия обобщают такое огромное число представлений, что их уже невозможно выразить в образах. Все исторические понятия связаны с представлениями, но эти связи различны, и это оказывает существенное влияние на методику их раскрытия. В обучении истории используются разнообразные приемы раскрытия первоначальной основы понятия -- существенных при-знаков отражаемых им явлений. Выбор этих приемов зависит от содержания, сложности понятия и от подготовленности учащихся к его усвоению. В формировании понятий, непосредственно связанных с представлениями, эффективной опорой для познаний их существенных признаков служит образная наглядность (картины, диафильмы, фотографии, кинофрагменты).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.