Известно, что термин «компетенция», введенный в научный оборот Н. Хомским, достаточно полно обоснован в исследованиях, которые проводятся учеными под эгидой Совета Европы. В психолого-педагогической литературе компетенции (от лат. competentia) -- «это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [2]. Следовательно, компетенция -- это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, то есть соответствие лица, занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Целый ряд ученых (Зимняя И.А., Хуторской А.В,. Щукин А.Н. и др.), в том числе и авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» приводят собственное видение содержания основных ключевых компетенций и компетентностей.
В разработанной нами модели формирования этнокультурной толерантности у школьников в процессе изучения образовательной области «Технология», мы выделили ряд педагогических условий, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе лишь учителем, обладающим этнокультурной толерантностью [1]. Рассмотрим данную модель подробнее:
1. Содержание образования (НРК). Национально-региональный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учет этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально -- культурный потенциал, обеспечивает ответственную поведенческую, жизненно -- смысловую ориентацию учащихся, их социокультурную адаптацию и профессиональное развитие;
2. Реализация учителем ситуаций межэтнического взаимодействия учащихся гарантированно обеспечивает соответствующее взаимодействие (получение учащимися позитивного опыта межнационального взаимодействия) и обеспечивает положительное отношение к данному опыту, развивает навыки межэтнической коммуникации;
3. Особенности личности учителя, ее воспитательное влияние. Характеризуются статусом учителя, его референтностью и аттрактивностью; социальными и профессиональными установками учителя, а именно: диалогичностью общения с учениками, этнотолерантной направленностью.
В рамках проблемы формирования этнокультурной толерантности на уроках технологии нам бы хотелось акцентировать внимание на уровнях и проявлениях толерантности в образовании (Дмитриев Г. Д.):
1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у учителя и ученика терпимости культурных различий и либеральное отношение к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимание относительности их точности.
2. Понимание и принятие другой культуры -- предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям. Если учащийся принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее.
3. Уважение культурных различий -- предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий.
4. Утверждение культурных различий -- на этой стадии учитель и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция.
С учетом всего вышесказанного, на наш взгляд, ведущей компетенцией учителя технологии сегодня должна являться этнокультурная толерантность.
Существует Профессиональный стандарт -- система требований к качествам (компетентности) учителя, которые определяют возможность занятия и возможность успеха в деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности -- система требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность -- качество действий учителя, которое обеспечивает эффективное решение профессиональных проблем и задач.
Учителем используется при этом его жизненный опыт, имеющаяся квалификация, общепризнанные ценности, современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами, использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.
Профессиональная компетентность является показателем внутреннего, субъективного содержания личности педагога, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой. Она не может рассматриваться как результат механического внедрения в сознание педагога многообразных внешних воздействий, прежде всего профессиональных знаний. Профессиональная компетентность -- есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.
При этом необходимо подчеркнуть, что основой творческой работы личности педагога над «выпестованием» своей профессиональной компетентности является внешнее воздействие и, прежде всего профессиональные знания, к которым педагог имеет доступ в течение всей профессиональной жизни.
Разнообразие условий и обстоятельств образовательной деятельности объективно требует от педагога конкретной профессиональной реакции в каждой ситуации.
В психолого-педагогической литературе встречается не только термин «профессиональная компетентность педагога», но и описание содержательной стороны составляющих этот феномен компонентов.
Структурные компоненты категории «профессиональная компетентность педагога» как социальные явления проявляются в практической педагогической деятельности в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации.
Например, методическая компетентность педагога проявляется, как умение разрешить ситуацию, связанную с результативным изложением учебного материала. Дидактическая компетентность проявляется, в частности, как умение отобрать и структурировать учебный материал. Социально-педагогическая и психологическая компетентности порождают умение, например, разрешить педагогическую ситуацию, связанную с установлением педагогом «субъект -- субъектных» отношений с учащимися.
В условиях перехода на стандарты нового поколения, реализации «Концепции модернизации российского образования», и Президентской инициативы «Наша новая школа» особую актуальность приобретает информационная и коммуникативная компетенция учителя технологии.
Информационная компетентность -- качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, регулярная самостоятельная познавательная деятельность, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность -- качество действия учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучащимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
В марте на базе МУК провели семинар для учителей технологии
Профессиональная компетентность учителя технологии
Учителями технологии были выделены:
1. Предметно-методологическая компетентность:
знания в области преподаваемого предмета, в межпредметных связях (технология, информатика, биология, химия, физика, история и др.);
владение методиками преподавания предмета.
2. Психолого-педагогическая компетентность:
теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика.
3. Технологическая компетентность:
знание технологии выполнения учебных работ по программе (стандарт) образования;
изучение и освоение новых технологий.
4. Практическая компетентность:
выполнение всех видов учебных работ по программе (стандарт) образования и вне программы.
5. Проектная компетентность:
владение методологией обучения проектной деятельности учащихся. Выполнение проектов
6. Компетентность в сфере медиатехнологий:
владение информационными технологиями методиками и технологиями медиаобразований.
7. Коммуникативная компетентность:
практическое владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик».
8. Исследовательская компетентность:
умение планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
9. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта:
способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
Совершенствование и постоянное развитие модели профессиональной компетентности учителя является важной задачей современной педагогической теории и практики. А результатом при таком подходе выступает комплекс или совокупность ключевых компетентностей, отражающих личностно-профессиональное развитие учителя.
1. Аналитическая модель компетентностного подхода, методологические основы которой представлены в данной работе, опирается на системообразующие положения:
Страницы: 1, 2, 3, 4