2
«Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
1.1 Виды деятельности
1.2 Творческая деятельность
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
2.1 Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе
2.2 Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ - УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
3.1 Основные приоритеты в области биологического образования
3.2 Собственная разработка программы по воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам, правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои правила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к природе и окружающему миру. Поэтому нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
В тоже время человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может существовать. Поэтому отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.
Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды являются важнейшими проблемами современности. Человек издавна пользуется дарами природы и теперь на смену потребительской психологии и природо-покорительному взгляду на мир должна прийти новая система ценностей. Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестно. Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы. Исследование психологов Давыдова, Занкова, Эльконина и др. доказали возможность формирования у младших школьников высокого уровня экологических знаний, которые являются составной частью нравственности, и культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает в природной среде. Это является важным условием нравственно-эстетического воспитания. Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность.
Для развития у школьников чувства прекрасного, формирования здорового художественного вкуса, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, - необходимо использовать возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, эстетики, изобразительного искусства. Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда оно изучают ее закономерности; реальным пространством, где протекает их деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить нравственно-эстетическое воспитание от экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой, и этот тезис методологически определяет использование природы как средство, а формирование гармонии отношения к ней, выступает как одна из задач нравственного и эстетического воспитания. Особое место занимает непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями - все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой (Печко, 1984).
Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества, человека сегодня включаются во многие учебные предметы, во внеурочную работу школы с целью формирования необходимой экологической культуры учащихся. Экологический аспект школьного образования включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Природа, не являясь носителем общественной морали, в тоже время, учит ребенка нравственному поведению, благодаря, гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.
Нравственная сторона отношения к природе формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственных начал отношения к природе неразрывно связанно с ростом заботы о ней, о чистоте водных источников, воздуха, о сохранении почвы, о пресечении действий наносящих ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающего мира должно порождать стремление охранять этот мир.
Нравственно-эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма заданий, возможность их творческого выполнения.
Предметом исследования данной дипломной работы является творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе. При написании дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:
Собрать и проанализировать педагогическую методическую литературу, программы средней общеобразовательной школы, учебники с целью выявления степени разработанности вопросов формирования нравственно-эстетического отношения к природе.
Познакомиться с опытом учителей начальных классов и учителей предметников по данной проблеме.
Разработать и провести в период прохождения преддипломной педагогической практики ряд мероприятий и творческих заданий, направленных на формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе.
В дипломной работе раскрыта сущность таких понятий как: деятельность, творческая деятельность, нравственность, экологическое воспитание, нравственно-эстетическое отношение к природе; показана связь экологического воспитания с нравственным и эстетическим воспитанием, роль учебных предметов в формировании гуманного отношения к природе.
В методической, педагогической литературе еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединили бы современные данные научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, но имеются конкретные публикации, посвященные отдельным аспектам этой проблемы.
Человек как субъект познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.
Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии элементом, которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью учащихся (Петровский, 1979).
Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обуславливается тем, что личностное развитие человека происходит благодаря общественному опыту, овладение которым требует соответствующей деятельности. К примеру, чтобы овладеть знаниями, нужна познавательная деятельность. Целью воспитания является всесторонне-гармоническое развитие личности (ВГРЛ), поэтому учащихся необходимо включать в разнообразные виды деятельности:
Учебно-познавательную деятельность.
Художественно-эстетическую деятельность.
Физкультурно-оздоровительную деятельность.
Патриотическую деятельность.
Трудовую деятельность и др.
Для всестороннего развития личности необходимо одновременная, взаимосвязанная, комплексная организация деятельности (Бабанский, 1988).
Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный, ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а в младшем школьном возрасте - игровая и учебная деятельность. Из этого не следует, что в каждом возрасте ребенок должен заниматься одной, именно ведущей деятельностью. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем, знание ведущих видов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении и воспитании.
Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии личности, некоторые психологи считают и общение, видом деятельности, называя ее коммуникативной деятельностью. Ведь в процессе общения каждый человек познает другого и самого себя. Благодаря общению и связанному с ним обособлению, ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность. В соответствии с этой концепцией необходимо выделять при описании процесса обучения, аспект общения, как еще один аспект деятельности.
С позиции педагогики процесс воспитания - это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитываемых по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями (Харламов, 1996).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5