Переживание увиденного, услышанного, созерцание и слушание В.А. Сухомлинский справедливо рассматривал как первое окно в мир прекрасного. Ведь чтобы ребенок научился видеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать и творить нужно учить его этому. И это главная задача учителя. Ведь красоту нужно суметь открыть перед ребенком. Можно многого достигнуть в их эстетическом воспитании, в развитии у них способности эстетического восприятия действительности, чувства красивого, а так же в развитии эстетических вкусов. Нередко у школьников обнаруживаются яркие способности и особый интерес к доступным формам творчества, в той или иной области искусства. Поэтому одной из задач школы является содействие развитию у ребенка его дарования.
Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает сегодня практический смысл, ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности школьника возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика:
Объяснительно-иллюстративные - рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы, схемы и др. - способствуют формированию первоначальных знаний об основных природоведческих понятиях и законах природы.
Воспроизводящие - содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.
Проблемно-поисковые - в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к самостоятельной познавательной творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Эстетическое воспитание, при общении с литературой, есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно - творческих способностей школьников. Младший школьник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней в школе на уроках чтения и внеклассных беседах по литературе. Отличительной психологической чертой младшего школьника является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсно становиться на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять.
На уроках чтения учителю предоставляются большие возможности показать школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, в словах, звуках, красках. Это помогает детям мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активный словарь и речь. Литературный пейзаж может быть использован для развития у младших школьников нравственных и патриотических убеждений, эстетических понятий, для обогащения их ощущений, восприятия, представлений, мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаются в работу и чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать, но и осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, что неправомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленного воздействия. Пейзаж облагораживает, «очеловечивает» чувства, но изменения в духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.
Программа начальной школы по чтению значительное место отводит устному народному творчеству (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). В фольклоре выработалась определенная художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство человека и природы, единство не созерцательное, а активное. Ведь природа раскрывается и через трудовую деятельность человека. В программе для классного чтения 2-го класса записано, что: «тематика чтения складывается из произведений устного народного творчества (русских сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок), произведений русских и современных писателей. Ученики читают рассказы, стихотворения, сказки, басни, загадки о животных, об отношении человека к животным, произведения об осени, весне, зиме и лете, о труде людей в эти времена года. Определяя тематику чтения в 3-м классе, программа предполагает знакомить детей с произведениями устного народного творчества разных народов: сказками, загадками, песнями, пословицами, поговорками. Учащиеся читают рассказы и стихотворения, рисующие картины летней, осенней, зимней и весенней природы, труда людей в эти времена года, жизни животных и растений, бережного отношения людей к природе. Дети знакомятся с произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, М. Горького, с поэзией Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др., с рассказами и сказками ряда зарубежных писателей.(Подласый, 1990).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5