Рефераты. Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

p align="left">Понимание того, что основное в литературном пейзаже - образная передача чувствования человека, доступно детям. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор родной природы, силу души. Уже в 3-м классе составляя пейзаж с простым , нехудожественным описанием природы, можно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы, в нем выражены чувства, которые вызывают эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учит их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработки художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над литературным пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений. в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например природными, искусство своим присутствием усиливает, углубляет и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно - оценочные процессы личности. Особенно значимо такое воздействие на этапе возрастного развития школьников (Ушинский, 1968).

Учебные программы школы по предметам художественного цикла, как давно действующие в практике, так и вновь рекомендованные, пока еще не достаточно систематично и неравноценно отражают современные требования, методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно-эстетического отношения к природе. Рассмотрение этих программ приводит к выводу, что при всем различии подходов к воспитанию отношений учащихся к природе, несомненна решающая роль учителя, ведущего данный предмет. Именно от него зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, связанных с восприятием образов природы в искусстве, их эстетической оценкой, соотношением их с ранее полученными впечатлениями от встреч с природными явлениями, а так же стимулирование их творческих действий в условиях учебной работы по искусству.

В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Наиболее последовательно эти моменты акцентированы в типовой программе для 1-6 классов. Особая ценность методико-теоретических основ программы - в ее нацеленности, в частности, на воспитании эстетического чувства - эмоциональной отзывчивости и по отношению к природе. Авторы программы подчеркивают, что уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды (Неменский, 1989). Большое внимание уделено анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а так же природных жанров искусства.

В программе подготовленной под руководством Б.М. Неменского значительное место уделено формированию у школьников нравственно-эстетического отношения к природе. Отмечается необходимость на уроках изоискусства воспитывать у детей обостренное чувство природы средствами искусства и таким образом противопоставить “школу добрых чувств” жестким поступкам по отношению ко всему живому.

Уже с первого класса программой решается задача приобщение ребенка к красоте природы, где особое место занимают такие темы уроков - «Выражение отношения через изображения животных», «Выражение отношения через изображение растений», «Выражение отношения через изображение природы». Во втором классе, где основная тема «Искусство всюду вокруг нас», так же подчеркивается, что опыт общения с родной природой не должен быть забыт, хотя тема природы отступает на второй план. В третьем классе проводятся такие уроки как: «Природа нашей страны», «Пейзаж родной земли», «Гармония жилья с природой».

Программа интересна своим выходом за рамки учебного предмета в широкий мир и окружающую природу, а так же элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое - основа патриотических чувств, любви к Родине. Закрепление этих чувств с помощью искусства требует так же опоры на собственное творчество. Все это существенно как общий фактор экологического и эстетического воспитания, нравственно-гуманистического становления личности.

МУЗЫКА

В программе по музыке подготовленной под руководством Д.Б. Коболевского художественно-эстетическое познание природы в учебной работе занимает значительное место. Уже знакомство детей с сущностью музыкального искусства начинается с образного представления о трех главных жанрах музыки - песне, танце, марше, которые сравниваются с могучими представителями мира природы - тремя китами. Тем самым дети органично приучаются к сопоставлению, ассоциированию образов искусства и явлений жизни, природы. Программа постоянно привлекает их внимание к звуковой характеристики времени дня или сезона, грандиозных картин природы, ее состояний, облика и поведения всевозможных живых существ, что вызывает разнообразные эмоции человека.

В программах по музыке, подготовленных НИИ художественного воспитания для 1-10 классов, подбор музыкальных произведений дает детям представление о музыке, как средстве познания действительности, об отражении в ней жизни и чувств человека, образов природы. Не менее половины произведений по теме связанны с природой, но учителя недостаточно ориентированы здесь на воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки (за исключением темы «Природа в музыке» - во втором классе). Между тем, многие произведения композиторов прошлого и современности, рекомендуемые для разучивания и прослушивания, содержат образы родных пейзажей - сада, леса, озера, явлений природы. Это деревья и растения - березка, рябина; насекомые - пчелка, комарик, светлячок. Это и многообразные состояния природы - осень и буря, гроза и ливень. Музыка рисует чистое поле и ниву, горные вершины и реки, синие море, звезды, ветер.

Проведение на такой основе хотя бы по одному обобщающему уроку в четверть, об образах природы в музыке, дало бы очень многое для становления нравственно-эстетического отношения к природе.

2.2 Экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания

Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис - следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Экологическая этика объединяет убеждения, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должно лежать нравственное отношение человека. Раскрытие нравственных проблем природопользования важно, так как позволяет понять сущность отношений между обществом, человеком и природой, а так же осознать истоки противоречий, возникающих между человеком и средой его обитания. Но осмысление этого вне связи с конкретно-историческими формами организации жизнедеятельности людей не только способствует реальному разрешению экологических проблем, но и ведет к неправомерному отождествлению кризиса этических норм и жизненных ориентаций, с кризисом нравственных ценностей человеческой цивилизации как таковой.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование (обучение, воспитание, развитие) подрастающего поколения. Основной смысл экологического воспитания - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, вода, воздух, животный и растительный мир. В основе формирования экологической культуры лежит понимание зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и не живой природы.

В связи с этим возникает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе и начальной, которая позволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональному природопользованию, к гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде, закладывается в начальной школе. Поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создает основы для изменения и обновления всех компонентов начального экологического образования. Главный вопрос такого обновления - определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям учащихся младших классов.

Содержание экологического образования включает в себя несколько аспектов:

1) научно-познавательный аспект - развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды, формирующий представление о научной картине мира, должен быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;

2) нормативный аспект - это правило поведения человека и его деятельность в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношении между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания;

3) ценностный аспект - призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в мире природы и человека. Раскрывая данный аспект необходимо вести планомерную работу по воспитанию нравственного отношения к природе;

4) практически - деятельностный аспект - играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать (Подласый, 1990).

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражения материалы из различных разделов экологии. Конечно, в этом возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть - совсем не одно и тоже. Научить их видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, читать «книгу природы», видеть необычное в обычном - вот задача учителя. Большие возможности в решении таких задач экологического образования предоставляют уроки природоведения, окружающего мира, биологии.

Вопросам охраны природы, бережному отношению к ней учитель должен уделять внимание почти на каждом уроке, особенно во время изучения темы «Использование и охрана природы человеком». Эта тема опирается на весь пройденный курс природоведения и суммирует все знания об охране природы, которые дети получили при изучении предыдущих тем как во 2 так и в 3 классе. Особое внимание в этой теме надо уделять рациональному использованию природных богатств. Необходимо показать детям, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель другого. Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, ухудшению почвы, уменьшению количества животных. Тема может быть спланирована следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.