Эффективность использования развивающего типа учебных задач зависит от того, умеют ли учащиеся сравнивать, доказывать, устанавливать разнообразные связи между предметами, оперировать понятиями. Смысл задач заключается в том, чтобы, опираясь на логический аппарат, которым владеют учащиеся, повышать уровень их познавательной активности и самостоятельности.
Трудности, связанные с применением задач заключаются в отсутствии навыков у большинства учащихся доказывать, обобщать, анализировать, т.е. владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции, абстрагирования.
При использовании учебных задач важно соблюдать требование пропорциональности заданий воспроизводящего и творческого характера, поискового характера деятельности учащихся.
Анализ современного состояния методической разработанности учебных задач по истории приводит к выводу, во-первых, о недостаточной внимании к проблеме в целом; во-вторых, об отсутствии разработанной системы внедрения задач в практику учителя-историка (как в методическом, так и в административном плане), в-третьих, о превалировании методик учебных задач советского периода, мало отражающих современные требования к ученику (развитие предметного мышления, связь теории с практикой, активная жизненная позиция и др.), в-четвертых, о недостаточном использования международного опыта составления и применения учебных задач, в частности по компетентностной логике.
На наш взгляд, явно нуждается в доработке актуальное требование международного сообщества - контекстный характер текстов учебных задач, их максимальная приближенность к явлениям практической жизни ученика. Другими словами, функциональный характер использования учебных задач должен превалировать над иллюстративным подходом. К сожалению, анализ задач в современных пособиях показывает их внеконтекстный, оторванный от реальной жизни характер, что не всегда способствует развитию познавательных навыков ученика, мотивации к решению задания. Так, в зарубежных пособиях тексты задач группируются «вокруг человека», т.е. исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современный человек, какие коммуникативные, организационные, информационные задачи ему приходится решать.
В целом, применение в учебном процессе исторических задач - отнюдь не универсальная форма работы. Это один из возможных эффективных способов реализации как стратегической цели современного исторического образования - развития исторического мышления, так и средство реализации концепций проблемного и развивающего обучения, теорий индивидуального подхода к ученику, компетентностного подхода.
Список использованной литературы
1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии / Ред. Ярошевский М.Г. - М.: Наука, 1971. - С. 68-81.
2. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 33-48.
3. Балл Г.А. Теория учебных задач. - М.: Педагогика, 1990. - 320 с.
4. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе / СПб. гос. ун-т пед. мастерства. Каб. истории и обществоведения. - М.: Рус. слово, 2002. - 276 с.
5. Баранов П.А. Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1999. - 316 с.
6. Берцфаи Л.В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 21-33.
7. Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения / Н.В. Богатенкова, И.В. Муштавинская. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства., 2001. - 378 с.
8. Быков А.К. Использование воспитательного потенциала курсов истории в образовательном процессе: Метод. рекомендации для учителя. - М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2004. - 86 с.
9. Ветрова С.В. Методические материалы по истории и обществознанию / Под общ. ред. А.Н. Иоффе. - М.: Новый учеб., 2004. - 176 с.
10. Вольваков С.П. Познавательно-развивающие вопросы в преподавании истории отечества // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 5. - С. 34-42.
11. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы проф. мастерства: Практ. пособие. - М.: Владос, 2000. - 420 с.
12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
14. Гинецинский В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект. - М.: Логос, 1994. - 214 с.
15. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира, 5 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 116 с.
16. Гора П.В. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения учебного материала учителем // Преподавание истории в школе. - 1961. - № 5. - С. 17-24.
17. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 320 с.
18. Григорьева Н.А. Учебные задачи по истории: для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 234 с.
19. Гришин Д.М. О видах и структуре учебных задач // Советская педагогика. - 1961. - № 3. - С. 33-41.
20. Данилов А.А. Историческая наука и образование на рубеже веков - М.: Собрание, 2004. - 378 с.
21. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. -412 с.
22. Загвязинский В.И. О постановке и разрешении познавательных задач в учебном процессе: Метод. реком. - Тюмень, 1973. - 289 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Издательство «Логос», 2005. - 384 с.
24. Искровская Л.В. Познавательные задачи и формирование знаний об особенностях мировосприятия в средние века // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 5. - С. 17-30.
25. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учеб.-метод. пособие для учителя. - М.: РОССПЭН, 2002. - 136 с.
26. Клепикова И.А. Познавательные задания по истории Рязанского края // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 8.- С. 54-57.
27. Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1996. - 254 с.
28. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 253 с.
29. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. - М.: Твор. Сфера, 2003. - 266 с.
30. Кучерук И.В. Задачник по истории Астраханского края // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 2. - С. 48-53.
31. Лернер И.Я. Задачник по истории отечества. 6-7 классы. Пособие для учителя. - М.: Аквариум, 2001. - 240 с
32. Лернер И.Я. Опыт применения познавательных задач в V классе // Преподавание истории в школе. - 1967. - № 1. - С. 27-39.
33. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969. - С. 112-126.
34. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - Ереван: Луйс, 1982. - 93 с.
35. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
36. Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1970. - Вып. 1 (XIV). - С. 86-101.
37. Лещинер В. Нормы и стандарты исторического образования в англоязычных странах // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 6. - С. 17-25.
38. Лопатюк Л.М. Нестандартные уроки истории: 5-6 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. - 188 с.
39. Методика преподавания истории в школе: Пособие для студентов и учителей / Сост.: И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. - М.: Поматур, 2001. - 286 с.
40. Муштавинская И.В. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории / И.В. Муштавинская // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. - СПб., 1999. - C. 61-64.
41. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие / Калининградский гос. ун-т. - Калининград, 2000. - 95 с.
42. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1995. - 216 с.
43. Плоткин Г.М. Познавательные задачи по истории отечества (1939-1991) // История. - 1992. - № 6. - С. 7-9
44. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 106 с.
45. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Педагогика, 1961. - 218 с.
46. Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Метод. пособие для учителя Л.В. Попова. - М.: АРКТИ, 2003. - 184 с.
47. Постников П.Г. Дидактика истории. - Нижний Тагил: Нижнетагил. гос. пед. ин-т, 2003. - 319 с.
48. Психологический словарь / Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. и др. - М.: НОРМА, 2004. - 640 с.
49. Рупина Ц.Л. Применение познавательных задач при обучении гуманитарным предметам // Советская педагогика. - 1981. - № 1. - С. 27-36.
50. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. - 67 с.
51. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
52. Смирнов С. Задачи по истории на Ломоносовских турнирах // История. - 1994. - № 5-6. - С. 9-11.
53. Смирнов С.Г. Задачник на уроках истории: первый опыт, первые выводы // Преподавание истории в школе. - 1994. - № 1. - С. 34-39.
54. Смирнов С.Г. Задачник по истории науки: От Фалеса до Ньютона - М: МИРОС, 2001. - 368 с.
55. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. - Смоленск; М.: Русич; Моск. ин-т развития образоват. систем, 1995. - 318 с.
56. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. - М.: МИРОС, 1993. - 277 с.
57. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. - М.: Моск. ин-т развития образоват. систем; Междунар. отношения, 1995. - 288 с.
58. Смирнов С.Г. Задачник по истории: вопросы, ответы и снова вопросы // История. - 1993. - № 17-18. - С. 2, 8
59. Смирнов С.Г. О задачнике по истории // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 5. - С. 19-27.
60. Смирнов С.Г. Решение задач и диалог со школьниками // Преподавание истории в школе. - 1995. - № 2.- С. 34-42.
61. Современные методы в современном преподавании: науч.-практ. конф., 23-24 марта 2004 г. - М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2004. - 124 с.
62. Старобинская Г.И. Познавательные задания и контрольные вопросы по курсу истории Древнего мира // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 7. - С. 42-51.
63. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидакт. материалы. - М.: Дрофа, 2002. - 368 с.
64. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
65. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
66. Стрезикозин В.П. В чем же суть «проблемного обучения»? // Начальная школа. - 1973. - № 6. - С. 35-44.
67. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
68. Субботина М.А. Игры и занимательные задания по истории: Для учащихся 5-9 кл. / Авт.-сост. М. А. Субботина и др. - М.: Дрофа, 2003. - 244 с.
69. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М.: Педагогика, 1969. - 315 с.
70. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
71. Хмелев Л.Н. Как я развивал интерес к истории // Преподавание истории в школе. - 1971. - № 2. - С. 14-22.
72. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. - М.: Феникс, 2005. - 128 с.
73. Шуман А.Н. Логика. Основы критического мышления. - М.: ЕГУ, 2004. - 208 с.
74. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
75. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1971. - 358 с.
76. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
77. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972. - 308 с.
78. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 244 с.
79. Компакт-диск “История Древнего мира - Загадки Сфинкса”, или как и чем может помочь компьютер изучающему историю // http://www.mediahouse.ru/products/haw/main.htm
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12