Рефераты. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

p align="left">3.2. Результаты

1. Констатирующий этап

Оценка взаимодействия родителя и ребенка.

Оценка проводилась двумя методами - опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.

1. В начале посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР) (см. Приложение 4), так как именно эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка со стороны родителя по нескольким шкалам. Полученные по результатам опросника данные, позволяют не только оценить уровень взаимодействия в каждой паре родитель-ребенок, но и выявить потребности родителей, на удовлетворение которых будет направлена дальнейшая работа.

Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 1):

40% опрошенных родителей, имеющих детей от 1,5 до 2х лет придерживаются строгости в воспитании ребенка,

70% - излишне требовательны к ребенку,

30% - дистанцированы от ребенка,

50% - не сотрудничают с ребенком,

55% - тревожны за ребенка,

80% - непоследовательны в собственных действиях по отношению к ребенку,

30% - неудовлетворенны отношениями с ребенком.

2. Так же на первых занятиях было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования родителей», которое позволило специалисту оценить реальное взаимодействие родителей и ребенка. Данная методика направлена на выявление динамики, так как по ней в конце исследования будет проведении второй, итоговый срез.

Были получены следующие результаты (подробнее см. Приложение 5):

Безусловное принятие ребенка

1. 95%родителей заботятся о комфорте ребенка на занятии

2. заботятся о безопасности ребенка на занятии 100% родителей

3. 65% родителей предлагают помощь при выполнении заданий

4. 70% родителей стремятся обеспечивать ребенка доступную среду

5. 65% родителей проявляют невербальные и вербальные нежности на занятии

6. Одобряют поведение ребенка 65% родителей

7. Расслабленность и хорошее настроение в присутствии ребенка демонстрируют 65% родителей

8. Интерес к занятиям ребенка наблюдается у 70% родителей,

9. позитивный аффективный фон активности на занятии наблюдается у 65% родителей

Совместность действий

1. проявляют заботу о заинтересованности ребенка при выполнении задания 65%родителей

2. 45% родителей при общении с ребенком располагаются на уровне глаз ребенка

3. 70% родителей включаются в деятельность, которая интересует или которой занимается ребенок

4. 50% родителей позволяют ребенку играть многократно

5. 65% родителей предоставляют ребенку возможности выбирать

6. 9% родителей ищут компромисс в большинстве случаев при разрешении конфликтов

7. 45% родителей разрешают ребенку действовать с предметами по-своему

8. 65% родителей ожидают ответа ребенка

9. 50% родителей подстраивают темп собственной деятельности под темп ребенка

Ответственность за воспитание ребенка

1. 65% родителей выбирают адекватные для уровня развития ребенка игрушки, занятия.

2. 20 %родителей на занятии обращаются за консультациями к специалисту

3. 20% родителей активны на занятии

4. 50% родителей самостоятельно объясняют задания/способ действия ребенку, не дожидаясь повторения специалистом

5. 30% родителей вносят новизну в игру/занятия ребенка, не дожидаясь консультации специалиста

6. Управление вниманием ребенка наблюдается у 10% родителей

Оказание помощи ребенку:

7. - в управлении (поддержании программы) - у 70% родителей

8. - эмоциональной - у 60% родителей

9. - исполнительной - у 85% родителей

2. Формирующий этап исследования.

1. Проведение семинара-тренинга для родителей. 40% родителей из данной экспериментальной группы (были выбраны случайным образом) принимали участие в семинаре - тренинге, посвященном особенностям развития и воспитания ребенка раннего возраста. Семинар проводили психолог, педагог, логопед. На семинаре обсуждались особенности и задачи развития ребенка раннего возраста, роль семьи в воспитании ребенка, особенности перехода ребенка из периода младенчества в период раннего детства, важность взаимодействия родителя и ребенка. Также на тренинге имели возможность попробовать применить полученные знания, отработать навыки эффективного взаимодействия, работая в парах, тройках, группах.

После семинара все родители отметили его важность, своевременность, новизну информации. Для 35%родителей главной оказалась информация об особенностях возраста ребенка, для 60% - способы взаимодействия с ребенком, для 5% - консультация специалиста.

По данным наблюдения, именно эти родители активнее участвуют в занятиях, меньше ограничивают ребенка в выборе занятий, располагаются на уровне ребенка при общении с ним, всегда стараются договориться с ребенком, активно используют педагогические приемы при взаимодействии с ребенком.

2. Проведение групповых занятий для семей. Занятия проводились 1 раз в неделю в течении 1часа. Занятия проводил педагог (опыт работы в службе раннего вмешательства 3 года), в качестве помощника выступал волонтер (студент 3 курса, ППФ), примерно 1 раз в месяц на занятия приходил психолог для оказания консультативной психологической помощи родителям.

Групповая работа строится по следующим принципам:

1. совместность

· родителей и ребенка - на занятиях родители находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят успехи ребенка, радуются вместе с ним. Эта ситуация создается по средствам совместных игр, занятий, ориентации родителей на важность совместных действий с ребенком.

· Родителей и специалиста(особенности взаимодействия с родителями см. Приложение 2)

· Всех участников группы - на занятиях много совместных игр, также в рамках занятия мы отмечаем праздники, дни рождения. Это сплачивает родителей, они начинают делиться друг с другом проблемами, помогать советами, общаться вне занятий.

2. активность

· родителей - родители участвуют в планировании занятий - могут предложить идеи для проведения занятий, организации праздников

· ребенка - на занятии ребенок активен, этому способствует подготовленная среда, сам выбирает игры и занятия

· специалиста - ведущий организует среду, консультирует родителей, помогает разрешать конфликты, демонстрирует модель взаимодействия(взаимодействует с ребенком так как это должен делать родитель)

3. системность -

· занятия имеют свою неизменную структуру (меняются лишь игры внутри нее),

· для достижения результатов (развития ребенка, развития взаимодействия) необходимо посещать каждое занятие (по возможности), не менее полугода

4. средовой подход - создание развивающей среды способствует развитию ребенка, формированию взаимодействия между родителем и ребенком.

принципы организации среды:

1. безопасность;

2.доступность среды для ребенка

3. постоянство

4. свобода выбора

5. насыщенность

3. Итоговый срез

Исследование влияния групповых занятий на развитие взаимодействия между родителем и ребенком проводилось методом стандартизированного невключенного наблюдения, как наиболее подходящего для описания предмета исследования, и не нарушающего естественного процесса взаимодействия родителей и ребенка.

Были получены следующие результаты:

По данным исследования, наблюдается повышения количества действий родителей по отношению к ребенку, демонстрирующих безусловное принятие.

У 35% родителей наблюдается значительное увеличение этих показателей - на 20%.

У 35% родителей, изначально имевших высокие показатели, изменения не наблюдается.

У 30% родителей, изначально имевших средние показатели (проявление безусловного принятия на занятии наблюдалось часто) наблюдается незначительное увеличение параметров - в пределах 10%.

Уменьшения показателей не наблюдается.

У 55 % родителей наблюдается значительное увеличение совместных действий с ребенком на занятии - в рамках 30%

У 25% родителей, имеющих высокие показатели (на занятии эти родители часто действуют совместно с ребенком)

У 5%родителей, имеющих высокие показателей, ориентированных на совместную деятельность с ребенком изменений не наблюдается.

Уменьшения показателей не наблюдается.

У 40%родителей наблюдается значительное увеличение действий, демонстрирующих принятие ответственности за воспитание ребенка на себя.

У 10% родителей, которые склонны перекладывать ответственность за воспитание ребенка на других, изменений в поведении по этим параметрам не наблюдается.

У 40% родителей, которые берут ответственность за воспитание ребенка на себя (часто демонстрируют данные признаки на занятии) наблюдается увеличение показателей в пределах 10%

Уменьшения показателей не наблюдается.

По данным групповой динамики наблюдается увеличение показателей по всем параметрам.

Наибольшее изменение поведений родителей наблюдается по параметрам - совместные действия и принятие ответственности.

Уменьшения показателей не наблюдается.

3.3. Обсуждение результатов

Данные, полученные после заполнения родителями опросника взаимодействия родителя и ребенка сопоставимы с данными наблюдения, которое проводилось на первых занятиях.

Большой процент данной экспериментальной группы испытывает сложности во взаимодействии с ребенком - около 30% испытывают сложности в принятии ребенка, примерно у половины отсутствуют совместные действия с ребенком, около 60% берут ответственность на себя за воспитание ребенка не полностью.

В этих семьях не удовлетворяются базовые потребности ребенка раннего возраста. Таким образом, подтвердилась необходимость проведения занятий, направленных на развитие взаимодействия между родителями и детьми раннего возраста.

40%родителей (8 родителей, которые начали посещать занятия на момент проведения семинара) в начале посещения групповых занятий принимали участие в семинаре - тренинге, посвященном особенностям развития и воспитания ребенка раннего возраста. На семинаре обсуждались особенности и задачи развития ребенка раннего возраста, роль семьи в воспитании ребенка, особенности перехода ребенка из периода младенчества в период раннего детства, важность взаимодействия родителя и ребенка. Также на тренинге имели возможность попробовать применить полученные знания, отработать навыки эффективного взаимодействия, работая в парах, тройках, группах. По данным наблюдения в ходе исследования выяснилось, что именно эти родители более активны, эмоциональны на занятии, выполняют все рекомендации педагога, обращаются с вопросами, участвуют в планировании занятий, играют вместе с детьми. Можно сделать вывод о том, что проведение такого рода семинара на запуске групповых занятий способствует достижению более высоких результатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.