Рефераты. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

p align="left">13. Тревожность за ребенка

14. 11 родителей - излишне тревожны за ребенка

15. Непоследовательность--последовательность

16. 16 родителей - непоследовательны в своих действиях, 4 - последовательны

17. Воспитательная конфронтация в семье - наблюдается у 7 семей

18. Удовлетворенность отношениями с ребенком - отмечается 8 родителями, высокая неудовлетворенность - 6 родителей.

Таким образом, 40% опрошенных родителей, имеющих детей от 1,5 до 2х лет придерживаются строгости в воспитании ребенка, 70% - излишне требовательны к ребенку, 30% - дистанцированы от ребенка, 50% - не сотрудничают с ребенком, 55% - тревожны за ребенка, 80% - не последовательны в собственных действиях по отношению к ребенку, 30% - не удовлетворенны отношениями с ребенком. Исходя из полученных данных, можно предположить, что большой процент данной экспериментальной группы испытывают сложности во взаимодействии с ребенком. Таким образом, подтвердилась необходимость проведения занятий, направленных на развитие взаимодействия между родителями и детьми раннего возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Особенности проведения групповой работы

1 мама(№3) - уступает ребенку, фон активности нейтральный

В бесе с мамой было выявлено, ребенок был незапланированный, мама дистанцированна от ребенка, из-за занятости на работе (ребенок сидит с няней), мама не может установить теплые отношения с дочерью (не очень стремится к этому, существующие отношения ее устраивают). Девочка на занятии неактивна, в совместные игры в кругу включается редко, не принимает помощь от мамы, других взрослых, часто занята «своими делами», наблюдается отставание в речевом развитии. Мать на занятии часто играет с другими детьми, пытается привлекать ребенка в общие занятия, но ненастойчива. С этой мамой практически каждое занятие проводились беседы по поводу их отношений с ребенком, о важности общения и теплого эмоционального контакта с ребенком. На данным момент, в этой диаде намечается изменение отношений, мама стала чаще одобрять поведение ребенка, проявлять интерес к е занятиям,, фон е активности стал чаще позитивным. Занятия стал посещать папа. Девочка стала более эмоциональна на занятиях, обращается за помощью к маме(!), больше говорит. Мама отмечает, что стала больше времени проводить с ребенком.

1 мама(№2) - уступает ребенку, фон активности нейтральный, занижает способности ребенка

В этой семье ребенок родился с травмой, до 1 года отставал в развитии от сверстников, мама переживала по этому поводу, стыдилась за ребенка. До сих пор полностью не приняла ребенка.

1 мама (№1) - решает в свою пользу, фон активности чаще негативный, но стал появляться и позитивный, продолжает угрожать ребенку физическим насилие, одергивает, но делает это значительно реже, чем в начале занятий. Но на итоговом срезе отмечается увеличение одобрений ребенка, ситуаций поиска компромисса. В начале занятий мама была ориентированна на слабые стороны ребенка, замечала неудачи чаще, чем успехи, в итоге занятий мама отмечает сильные стороны ребенка, радуется новым открытиям, хотя критика поведения дочери остается.

Мама очень требовательная, жесткая, воспитывает ребенка одна, переживает по поводу сложного материального положения, развода с мужем. К сожалению, эта семья перестала посещать занятия, так как мама вышла на работу.

У 1 мамы (№4) не изменился фон активности на занятии - остался нейтральным, наблюдается отстраненность от ребенка, мама не поддерживает интерес ребенка, на занятии пассивна. В беседе с мамой было выяснено, что такого стиля воспитания придерживались ее родители. Она признает холодность в общении с ребенком. Было принято совместное (мама, педагог, психолог) решение о посещении мамой консультации психолога.

С одной мамой (№5) так и не удалось установить контакт. Ребенок нарушал правила группы, начал драться с детьми, не реагировал на замечания мамы, устраивал скандалы, если педагог что-то запрещал, перестал удерживать программу занятий. Мама не могла справиться с поведением ребенка, не следовала советам специалиста. В беседе с ней было выяснено, что дома у ребенка нет запретов, родители придерживаются попустительского стиля воспитания, так же накладывает отпечаток то, что в католическом приходе, который посещают родители, пропагандируются принципы свободного, вседозволенного воспитания ребенка. Данная семья посещала занятия 6 месяцев, в последнее время мама совсем потеряла контроль над ребенком, не позволяла педагогу вмешиваться в возникающие конфликты, возросло ее недовольство тем, что ребенок не участвует в групповых занятиях. Семья перестала посещать занятия.

Мама №6 испытывала сложности при общении с ребенком, у мальчика наблюдается задержка речи, когнитивного развития (по данным диагностики на 4 месяца). Сама мама очень эмоциональная, устала сидеть дома с ребенком, стремиться отдать ребенка в детский сад, выйти на работу, часто переносит недовольство этой ситуацией, неудовлетворенность на отношения с сыном. В семье имели место физические наказания. Этой маме требовались дополнительные консультации, а ребенку развивающие занятия. Семья стала дополнительно посещать индивидуальные занятия. В итоге удалось достичь хороших результатов, стабилизировать эмоциональное состояние матери, ввести правила поведения и формы осуществления контроля. На данный момент мама чаще одобряет поведение ребенка, учитывает его интерес при выборе игрушек, позволяет ребенку самому выбирать занятие, старается избегать физического наказания, договариваться с ребенком. Но такое поведение мамы не постоянно, ограничения бывают ситуативны, непредсказуемы, часто мама начинает выполнять действия за ребенка, заставляет его заниматься, не может справиться с возникающими капризами. Сейчас занятия с данной семьей продолжаются.

Благодаря открытости мамы, выполнению советов педагога, удалось добиться хороших результатов в паре №8. Так же повлияло стабилизация психического состояния ребенка при помощи медикаментов (у девочки слабая нервная система, внутречерепное давление, повышенная возбудимость и утомляемость на этом фоне). Сейчас мама эффективнее справляется с капризами дочери, осуществляет контроль, старается найти компромисс. Мама увидела сильные стороны ребенка, чаще стала одобрять действия дочери, реже критиковать, выражать недовольство. В результате налаживания отношений с ребенком, маму перестало тяготить общение с дочерью, нормализовалось ее эмоциональное состояние, она стала получать удовольствие от совместных игр, занятий

В парах № 7,10, 11, 12, 16,17,18, 20 не наблюдается значительных изменений в отношениях матери и ребенка. Изначально, у мам с ребенком очень хороший эмоциональный контакт, они ориентированна на интерес ребенка, хорошо выстроено взаимодействие в диаде «мать-ребенок». Эти мамы принимали участие в семинаре - тренинге. По даны наблюдения, именно эти мамы наиболее активны на занятии, чаще советуются с педагогом по поводу возникающих вопросов. Мама № 10 стала более последовательна в осуществлении контроля, стала реже безусловно уступать ребенку, начала вводить правила. У мамы №11 остались проблемы оказания помощи ребенку. Мама №20 не активна при взаимодействии с ребенком, полностью следует за его действиями, но при этом поддерживает его эмоционально.

В парах №13,14 наблюдается изменение взаимоотношений, мамы стали следовать за интересом детей, позволять им играть многократно, действовать с предметами по-своему. Осуществление контроля стало более последовательным.

Мама №15 посещает занятия 3 месяца, пока она неэмоциональна, неактивна на занятии, но за это время удалось увеличить число одобрений в адрес ребенка, сделать осуществление контроля более последовательным. Сейчас мама больше играет с ребенком, позитивно подкрепляет действия дочери.

Мама№20 - стала реже угрожать ребенку физическим наказанием, начала применять новые формы осуществления контроля, увидела сильные стоны ребенка - чаще одобряет его действия, пытается договориться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Программы обучения родителей навыкам взаимодействия.

В 50х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное Х. Джайноттом, получившее название - «модель группового психологического консультирования». В основе этой модели, направленной на гуманизацию воспитания, лежит идея развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях Джайнотт в доступной форме рассматривает ответы на основные вопросы воспитания: как разговаривать с детьми, как хвалить и за что ругать, как приучить к гигиене и порядку и т.д.

С точки зрения Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации управления поведением детей. Он описывает три вида групповой работы с родителями: психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах:

1. поддержание родителями позитивного образа «Я» во всех случаях

2. следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных суждений. Высказывания взрослого не должны нести диагноза, прогноза дальнейшей судьбы ребенка

3. взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложенной кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного решения проблемы.

Также в США идет активное обучение родителей по программе Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя». В этой модели внимание концентрируется на навыках общения родителя. Задачи работы с родителями сводятся к тому, чтобы родители освоили три основные умения:

1. Активно слушать

2. умение выражать свои чувства и слова доступно для понимания ребенка

3. использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных ситуаций (умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами договора были довольны оба участника)

На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

Большой вклад в изучение взаимодействия между родителями и детьми внесли представители бихевиорального направления. Здесь все усилия специалистов направлены на обучение родителей методике изменения поведения ребенка. Таким образом, данная модель является учебно-теоретической, направлена на привитие родителям, а через них и детям социальных навыков поведения. Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к:

1. привитие родителям навыков социального наблюдения (диагностики)

2. обучение родителей принципам теории и применению их при воспитании детей

3. обучение родителей созданию программы для изменения поведения ребенка (систему позитивных подкреплений, негативных санкций и методов игнорирования)

В странах Америки и Западной Европы получил свое распространение курс воспитания родителей Джин Иллсли Кларк.

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.