Рефераты. Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

p align="left">1 .Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)

2.Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

3.Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)

4.Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)

5.Стадия структуры (от 6 до 12 лет)

6.Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18лет).

С другой стороны, Памела Левин высказывает идею, что люди в более позднем возрасте повторяют ранние стадии развития в усложненном виде. При этом они получают возможность решить свои старые проблемы и тем самым улучшить качество своей жизни. Этот процесс начинается в возрасте около 13 лет, когда подростки в определенном смысле повторяют младенческую стадию существования (от 0 до 6 месяцев): «Приблизительно в 13 мы начинаем новое рождение. Мы начинаем повторять предыдущие стадии развития до тех пор, пока окончательно не взрослеем. Мы начинаем все стадии развития заново. Мы ед. все время, мы хотим, чтобы нас кормили, чтобы о нас заботились, за нас думали. У нас высокая потребность в физическом контакте... У нас очень короткий интервал внимания и нас пронизывают волны энергии, наполненные странными незнаком ми желаниями - эротическими, волнующими и пугающими». Levin. Becoming the Way We Are, 1988)

Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии.

Основы воспитания в соответствии со стадиями развития детей были детально разработаны Джин Иллсли Кларк (J. Illsll Clarke, Self-Esteem: A Family Affair; Growing Up Again и др.). Она описала особенности детского развития на разных стадиях - задачи развития, типичное поведение ребенка, и особенности воспитания на каждой стадии - полезное и вредное поведение родителей.

В ходе тренинга родитель овладевает знаниями о особенностях развития ребенка, обучается навыкам взаимодействия (полезному поведению) с ним в соответствии с возрастными задачами.

Стадия существования (от рождения до 6 месяцев):

Полезное поведение родителей:

Поддерживать детей в выполнении задач развития

Обеспечивать любящую, последовательную заботу

Реагировать на потребности ребенка

Думать за ребенка

Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления

Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок

Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему

Искать помощь, когда не уверены, как заботиться о ребенке

Быть надежным и заслуживающим доверия

Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Стадия действий (от 6 до 18 месяцев):

Полезное поведение родителей:

Поддерживать детей в выполнении задач развития

Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей

Защищать ребенка от повреждений

Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями

Говорить по два «да» на каждое "нет"

Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощуще-ниями (массаж, музыка, игры в «ку-ку» и пирожки, горшки и ка-стрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум, и т.д.)

Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно

* Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: «Тебе нравится смотреться в зеркало»

Вместо этого называть поведение ребенка: «Юля смотрит в зеркало»

Повторять звуки, которые издает ребенок

Много говорить ребенку

Реагировать, когда ребенок затевает игру

Заботиться о собственных потребностях

Авторами К. Хундейде, разработана программа развития чувствительности (ICDP), цель которой - развитие чувствительности воспитателей и укрепление естественного диалога, важного для позитивного развития и адаптации ребенка.

Формы работы с родителями по программе:

2. групповая - родители без детей

3. индивидуальная - родители с ребенком

Авторы программы выделяют 8 принципов построения хорошего диалога, которые собранны в брошюре, которая выдается родителям в начале групповой работы:

1. Проявляйте положительные эмоции -- покажите, что вы любите своего ребенка.

Даже если ваш ребенок еще не понимает обычной речи, он прекрасно воспринимает эмоциональные выражения любви или пренебрежения, радости и печали. Для спокойствия ребенка необходимо, чтобы вы были эмоционально доступны, показывали, что вы люба те его, держали его с любовью, показывали ему свою любовь и энтузиазм.

2. Подстраивайтесь под ребенка и следуйте за его действиями (инициативой).

При диалоге с ребенком важно, чтобы вы были внимательными к желаниям и действиям ребенка, его состоянию, чувствам, в определенной степени подстраивались под ребенка и следовали за тем, чем он занят. Тогда ребенок почувствует, что вы беспокоитесь о нем и отвечаете на его действия. Для развития ребенка также важно, чтобы он, в определенных рамках, мог следовать своим собственным действиям, а не предложе-ниям со стороны других. Будьте осторожны и не форсируйте темпа, не «душите» ребенка. Дайте ему время выступить со своей инициативой.

3. Говорите со своим ребенком о том, что его занимает, и попытайтесь начать этот разговор.

Почти сразу после рождения ребенка можно начать эмоциональный диалог с ним при помощи контакта взглядами, улыбки, обмена жестами и выражениями радости, когда воспитатель позитивно комментирует то, что делает ребенок, и то, чем он заинтересовался, а ребенок «отвечает» звуками, выражающими радость. Этот ранний эмоциональный «разговор» важен ; для привязанности ребенка в будущем и его социального и речевого развития.

4. Хвалите ребенка и одобряйте то, с чем он справляется.

Для нормального развития у ребенка уверенности в себе и целеустремленности важно, чтобы кто-то дал ему почувствовать его личное достоинство и компетентность, чтобы кто-то позитивно реагировал и подтверждай то хорошее, что ребенок делает, и объяснял ему, почему это хорошо. Тогда у ребенка будет развиваться реалистическое чувство уве-ренности в себе.

5. Помогите ребенку сконцентрировать внимание для совместного восприятия окружающих предметов.

Младенцам и маленьким детям часто необходима помощь для концентрации внимания. Вы можете помочь ребенку, привлекая и направляя его внимание к окружающим предметам. Достаточно сказать: «Посмотри сюда...» и показать предмет, с которым вы хотите познакомить ребенка. Или вы можете сами подстроиться под то, что привлекло внимание ребенка. Без общего восприятия окружающих предметов трудно говорить или что-либо делать, часто бывает так, что ребенок занят одним, а родители другим. Взаимное внимание достигается предпосылкой хорошего контакта и коммуникации.

6. Дайте смысл впечатлениям ребенка от окружающего мира, описывая то, вместе переживаете, показывая свои чувства и энтузиазм.

Если вы будете описывать, называть и показывать свои чувства по отношению к тому, что вместе переживаете, то данное переживание «оставит след», и ребенок запомнит его как нечто важное и наполненное смыслом. Недостаточно, чтобы ребенок просто видел или совершал какие-то действия с окружающими его предметами. Для того чтобы он развивался необходимо посредничество в форме описания и эмоциональных реакций со стороны родителей и воспитателей. Для того чтобы ребенок мог создать свой мир, наполненный смыслom, ему нужен переводчик.

7. Углубляйте и давайте объяснения, когда вы переживаете что-либо вместе со своим ребенком.

Этого вы достигните, к примеру, если вы будете связывать данное впечатление с тем, что ребенок узнал раньше. «Ты помнишь, когда мы были в ..., мы тоже...» Когда ребенок подрастет, вы можете рассказывать истории, давать объяснения, задавать bопросы, указывать на сходство и различие и т.д. Таким образом, вы выходите за границы переживаемого ребенком «здесь и сейчас». Все это необходимо для умственного развития ребенка.

8. Помогите своему ребенку контролировать себя, ограничивая его позитивным образом направляя, показывая положительные альтернативы и совместно планируя действия.

Детям необходима помощь в развитии самоконтроля и способностей планировать свои действия. Это происходит в большой степени во время диалога с воспитателем, kotорый положительным образом направляет ребенка, исправляет ситуацию, помогает планировать шаг за шагом его действия, а когда ребенок подрастет, объясняет, почему некоторые действия непозволительны. Вместо того, чтобы все время запрещать и говорить ребенку «нет», следует направлять действия ребенка позитивным образом, показывая, что ему можно делать.

Опросник «взаимодействие родителей и ребенка» (ОВР)

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.

5 - несомненно да (очень сильное согласие)

4 -- в общем да

3 - и да и нет;

2 - скорее нет;

1 - нет (абсолютное несогласие)

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследовательна в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное -- это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений/ игр/интересов.

19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Боюсь, что ней (ним) может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) сверстников.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел(а) в нем (в ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) потребности.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному в то время, когда присматриваю за ним (ней) издалека

40. . Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мой долг - оградить его (ее) от всяких опасностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает.

51. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

52. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

53. Я приветствую его (ее) поведение.

54. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

55. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

56. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

57. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

58. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.

59. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.