Рефераты. Усвоение знаний в школе

p align="left">Если каждому предложению соответствует своя «картинка», то запоминание происходит на уровне предложений. В этом тексте 15 предложений - следовательно, 15 ЕИ. Их количество сократилось в 4 раза, но от заучивания (то есть многократного повторения) мы не избавились, так как 15 ЕИ не могут одновременно обрабатываться в регистре оперативной памяти. Следовательно, необходимо выходить на более высокий уровень перекодирования - на уровень смыслового куска.

Отметим, что выделение смысловых кусков при образном запоминании не представляет труда даже для младших школьников. Необходимо только научить их следовать простому правилу: каждое последующее предложение накладывается на предыдущее до тех пор, пока характер «картинки» не изменится.

Поясним это правило. Не только дети, но и зачастую взрослые, когда читают текст, видят на внутреннем экране мелькание образов. Сначала они увидят волка с собакой. Затем этот образ исчезает и появляется стоящая дыбом, длинная шерсть. И этот образ пропадает, когда речь идет о глазах... Таким образом, если человек не контролирует свое воображение, то чтение (и запоминание) происходит на уровне предложений, а то и слов. Правило же требует, чтобы мы контролировали работу воображения - то есть не отпускали возникающие образы и складывали из них общую «картинку» - общую ЕИ.

Итак, «Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая». - На внутреннем экране - волк с собакой, и у волка длинная, жесткая (трогаем руками) шерсть. «Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз». - Накладываем эти образы на предыдущую «картинку», волк с собакой... шерсть... сверкающие глаза... хвост... Полученную «картинку» представляем целиком и держим ее в воображении 5-20 секунд, чтобы она закрепилась в КВХ. Теперь мы можем быть уверены, что ЕИ сформировалась.

Заметим, что младший школьник, которому трудно выделять смысловые куски, попытается включить в ЕИ и следующее предложение. Но он тотчас почувствует неудобство: изменяется характер «картинки». Это будет для него сигналом к тому, что следует остановиться и закончить формирование ЕИ.

Теперь будем формировать следующую ЕИ. «Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях». - Прежде всего не допустим мелькания «кадров» (отдельно лес... овраг... степь), иначе сползем на уровень слов. Увидим содержание предложения в одной «картинке», в одном образе. И пусть вас не смущает, что изображение может оказаться неполным. В воображении может происходить что угодно: размеры изменяются, пространство искривляется, предметы и явления предстают в фантастическом виде. «Весной и летом они бродят одиночками или парами». - Видим волков на зеленом фоне предыдущей «картинки» - не отпускаем ее, а напротив, достраиваем. Следующее предложение связывается уже с желтым цветом осени: «Осенью живут целой семьей». А последнее предложение в этом смысловом куске - «Зимой они часто ходят большими стаями» - требует белого фона.

Не имеет значения, как вы поступите. У кого-то хватит объема внимания, чтобы представить изображение в трех частях: вверху зеленая часть, ниже желтая и еще ниже белая. У кого-то в воображении возникает переливающаяся «картинка» (быстрое чередование трех картинок). В любом случае цель будет достигнута, если вы подержите образ 5-20 секунд. Пусть вас не пугает и тот вариант, что изображение окажется недостаточно отчетливым: размытым или серым, будто в сумерках. Просканируйте его (сканировать - значит скользить) 5-20 секунд, и этого будет достаточно для формирования ЕИ. По мере тренировок нужно стремиться, чтобы изображение становилось все более отчетливым. Дальше будем пробегать глазами сразу несколько предложений и лепить из них обобщенный образ. Выделим следующий смысловой кусок и сформируем из него ЕИ: «Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает в деревни и загрызает скот». - Предположим, возникла следующая «картинка»: посредине волк; слева - летний зеленый лес и ряд диких животных (от оленя до мышонка и бабочки); справа - зимняя белая деревня и ряд домашних животных... Снова подержим образ 5 - 20 секунд...

«Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы». «Картинка», предположим, возникла такая: посредине волк, попавший в капкан, слева - облава с красными флажками, с шумом и треском, справа - охотники с грохочущими ружьями... Держим и этот образ 5 - 20 секунд, а затем сканируем (просматриваем в воображении быстрым скользящим взглядом) все ЕИ по порядку:

- внешний вид;

- где живет (образ жизни);

- питание;

- борьба с волками.

Теперь достаточно произнести про себя название логического куска, как туг же оживает стоящий за ним образ.

Приложение 2.

ОСТРОВА ФИДЖИ

Архипелаг Фиджи - это крупные и мелкие острова, различные по происхождению, в том числе и атоллы. Больше всего здесь островов вулканического происхождения.

Все большее значение для экономики Фиджи приобретает создание пансионатов, туристских баз - объектов «туристической индустрии».

Многие километры песчаных пляжей, окаймленных пальмовыми рощами, также укромные бухты, коралловые постройки рифов с вечным грохотом морского прибоя, зеленые мангровые острова, поразительные пейзажи коралловых мелководий со стайками пестроокрашенных рыб, доступных для обозрения не только аквалангистам, но и туристам, путешествующим на специальных катерах с прозрачным дном, - все это сделало Фиджи одним из самых притягательных курортов в Тихом океане.

Столица государства - город Сува - находится на краю восточного полушария, поблизости от международной линии перемены дат. Фиджийцы говорят, что их столица первой в мире встречает каждое утро восход солнца.

Облик города типично тропический: всюду виднеются кокосовые пальмы с гроздьями плодов. Из декоративных растений распространена китайская роза, особенно популярная на Фиджи.

Внешность местных жителей своеобразна. Лица темные, широкие. Особенно удивляют волосы - пышная черная курчавая копна, словно большая шапка. Прическа одинакова как у мужчин, так и у женщин. Мужчины-фиджийцы носят юбки. В юбках ходят полицейские, служащие отелей, солдаты. Мужские юбки выглядят щеголевато, они белые, с крупными зубцами внизу.

Как правило, тексты-описания запоминаются плохо. Не случайно многие нетренированные писатели, встречаясь с описаниями пейзажей, интерьеров и проч., стремятся пробежать их глазами как можно быстрее, а то и вовсе перелистывают страницы, происходит это потому, что текст-описание является обычно длинной последовательностью мелких элементов информации. Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистра оперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед ним проходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания. Представьте, что вы находитесь в лесу во время густых сумерек; вы видите только то, что выхватывает из полутемноты узкий луч вашего фонарика. Общая картина не видна, ориентироваться трудно, из такого леса хочется побыстрее выбраться.

В то же время те страницы книги, в которых есть динамика, развитие сюжета, читаются с интересом и запоминаются без труда. Если придумать для текста-описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда, придется немного пофантазировать, но это небольшое напряжение с лихвой окупается.

Итак, активизируем наши ощущения, включая фантазию и... начинаем снимать фильм об островах Фиджи. С этого момента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма.

Первый план: острова Фиджи с птичьего полета... Стараемся охватить все одним взглядом: и острова, и атоллы, и вулканчики (их, конечно, нет на самом деле, но мы введем их в ЕИ, чтобы они напоминали о вулканическом происхождении многих островов).

Опускаемся с видеокамерой и низко-низко пролетаем над одним из островов, рассматривая «туристическую индустрию»: пансионаты, туристские базы, загорелых людей, кафе и проч. (Можем испытать и чувство зависти - нехорошее чувство, но запоминающееся).

При соответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в эту секунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что уже проскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, время от времени стремительно скользит к началу - и снова к объекту. То есть время от времени мы сканируем пройденный сюжет-маршрут.

Вылетаем из населенного пункта на природу... В третьем абзаце дается длинное перечисление однородных элементов информации, поэтому будем составлять маршрут своего движения и представлять его зрительно как непрерывную цепочку ярких образов, время от времени сканируя ее. ...Промчимся над пляжами, ощущая жар их горячих песков; свернем в пальмовую рощу, потрогаем руками прохладные зеленые листья; присущем на мгновение у воды тихой бухточки, вдохнем морской воздух, понаблюдаем, как трепещут на воде солнечные блики. Вылетаем дальше в море и мчимся над коралловым рифом, прислушиваясь к яростному грохоту прибоя, ощущая разгоряченным телом прохладные брызги. Забираемся еще дальше в морские просторы, к мангровым островам, дотронемся до шершавой коры деревьев, оторвав мягкий нежный листок. Теперь можно плюхнуться в мелководье, ощутить приятное сопротивление воды, когда пытаемся поймать руками рыбку из проплывающей мимо пестрой стайки. Вдруг рядом выныривает аквалангист, что-то хочет сказать нам, но наше внимание уже привлечено проплывающим мимо катером, пассажиры которого, как зачарованные, что-то рассматривают на дне катера. Нам любопытно, мы тоже перегибаемся через борт... Ба! Да у катера дно прозрачное! Какая красота!.. Снова взлетаем ввысь, охватываем взглядом архипелаг - хорошо на Фиджи! Вдалеке виден город. Сува! Прямо по океану прочерчиваем пунктирную линию - линию перемены дат. Всходит солнце, группа каких-то людей радостно приветствует его...

Влетаем в город, с интересом осматриваемся. Садимся на кокосовую пальму, отрываем гроздь плодов. Под пальмой - большой цветок. Это китайская роза!

Опустившись на землю, бредем по городу, рассматриваем местных жителей, рисуем их портрет: лица, прически, юбки...

После того как весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегать взглядом весь путь почти мгновенно, не останавливая внимание на деталях - только узловые моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозить и «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали.

Пробегаем взглядом сюжет-маршрут: вид сверху, «туристическая индустрия», пляж, роща, бухта, риф, мангровые острова, мелководье, рыбки, аквалангист, катер, Сува, пальма, цветник, жители... При этом выборочно останавливаемся то в одном месте пути, то в другом, чтобы глубже войти в текст.

Приложение 3.

ЛАТЕКС

Резина, или каучук, получаемый из сока некоторых тропических деревьев, - ценный продукт, добываемый в амазонском лесу. Многие виды каучуковых деревьев встречаются в лесах Амазонки. Наиболее распространенный и ценный - гевея бразильская - растет почти исключительно на правом ее берегу. В северной части амазонского леса встречается еще 20 других видов. Высота этих деревьев примерно 30 метров. Плод образует семенную коробочку. Достигнув зрелости, она лопается с такой силой, что содержащиеся в ней три зерна выбрасываются на расстояние 15-18 метров. Кора деревьев-каучуконосов надсекается, и сок, так называемый латекс, собирают в сосуды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.