Разумеется, в школьном возрасте развитие процессов памяти не заканчивается. Они продолжают совершенствоваться, обогащаться под влиянием дальнейшего усложнения познавательной и трудовой деятельности.
Для развития памяти детей П. И. Зинченко рекомендует педагогам стимулировать развитие процессов понимания и специально ограничивать установку на запоминание. Иначе говоря, прежде чем учить школьника применять, например, классификацию в качестве приема запоминания, необходимо научить его классифицировать в процессе выполнения познавательных, а не мнемических задач. Тем самым предлагается вообще уйти от прямолинейного пути на форсированное «развитие» произвольного запоминания, поскольку он оказывается благоприятным лишь для механического (т. е. примитивно опосредствованного) запоминания. В начальной школе, как полагает П. И. Зинченко, было бы лучше отказаться от распространенной практики давать задание на выучивание текстов, включая и стихотворные. Развивать и оценивать следует не качество заучивания, а полноту и глубину понимания. Собственно, это и есть психологически оправданный путь формирования опосредствованного произвольного запоминания. Отсюда следует, что «центральной и неотложной задачей школы является формирование у детей умений и навыков намеренного понимания, мышления, думанья» (Зинченко П. И., 1996, с. 490).
В заключение обратимся к вопросу, насколько генетически предопределена способность к запоминанию. В одном из исследований близнецам предлагали заучивать слова, а затем через некоторое время просили их воспроизвести. Результаты получились достаточно неожиданными. Оказалось, что степень генетической предопределенности памяти не есть величина постоянная, она меняется с возрастом. У дошкольников умение хранить что-либо в памяти зависит от той наследственности, которую они получили. У школьников эта зависимость куда слабее. У взрослых она почти не ощутима. Итак, психологическая основа памяти у человека задана генетически, но в процессе его развития память становится частью сложной функциональной системы, которая определяется уже не наследственными задатками, а средой, окружающей человека, и его действиями, направленными на развитие памяти. Нередко люди пытаются усовершенствовать свою память, прибегая иногда с этой целью ко всяким хитростям и приемам, например к заучиванию большого по объему и малопонятного материала. Такие методы не могут привести к успеху. Продуктивность памяти зависит в первую очередь от того, насколько сформированы у человека рациональные способы запоминания (логическая обработка материала, классификация, составление планов, нахождение ассоциаций с уже известным, включение в общую систему своих знаний и т. д.). Эти приемы могут выполнять роль способов запоминания, человек должен овладеть ими как познавательными действиями, научиться использовать их с целью понимания различного по содержанию материала.
«Плохая» память - это вина не природы, а в первую очередь самого человека, который не прилагает достаточных усилий для улучшения памяти, и тех, непосредственной обязанностью которых является воспитание человека - в том числе и его памяти - родителей, учителей»
Теперь в следующей части рассмотрим сами мнемические способности и их роль в учебной деятельности.
Сфера деятельности, в которой проявляются способности:
Характеристика ребенка
интеллектуальная
наблюдателен;
разносторонне любознателен;
имеет исключительную память;
охотно и легко учится;
знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений
Чтение:
часто выбирает своим занятием чтение;
использует богатый словарный запас;
подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
демонстрирует умение читать.
Математика:
проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
внимателен к предметам и явлениям;
проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
часто делает все по-своему (независим);
изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
легко приспосабливается к новым ситуациям;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности
Изобразительное искусство:
проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
проводит много времени за рисованием или лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
осознанно строит композицию картин или рисунков
его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
с удовольствием подпевает.
двигательная
проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
любит движение (бег, прыжки, лазание);
обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
прекрасно удерживает равновесие;
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11