Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

p align="left">по цели обучения: познавательные -38, социальной адаптации - 23, профессионально-прикладные -18, спортивно-оздоровительные - 19, развитие художественной одаренности - 21, досуговые - 2, научно-исследовательские - 3;

по сроку реализации: краткосрочные -1, до 1года -13, от 1 года до 3 лет - 77, от 3 лет и более -33;

по форме организации содержания: однопрофильные - 63, интегрированные -27, комплексные - 27, модульные - 5, сквозные -2;

по уровню освоения: общеразвивающие -51, специализированные -42, профориентированные - 31;

по уровню реализации: дошкольного - 20, начального -119, основного - 59, среднего - 36:

по типу программ: типовые - 50, авторские -7, модифицированные и адаптированные - 67.

В русле нашей темы исследования была разработана и апробирована экспериментальная программа научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, целью которой являлось обоснование средств исследуемого процесса, для чего были созданы временные творческие коллективы, участниками которых являлись педагоги, методисты и руководителей структурных подразделений Центра эстетического воспитания детей.

При достижении поставленной цели в ходе реализации программы решались задачи разработки этапов воспитания социальной активности детей, отбора адекватного содержания и методов воспитания, апробации субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, создания и внедрения модулей программы подготовки педагогов дополнительного образования к реализации воспитательных технологий.

Проектирование содержания воспитания как значимое педагогическое средство воспитания социальной активности детей происходило с учетом специфики содержания деятельности учреждения средствами социально культурного и эстетического воспитания, что позволило предоставить детям широкий выбор видов предметно-практической деятельности для самореализации.

Содержательное наполнение программ и планов структурных подразделений Центра отражало основные направления и виды деятельности учреждения, содержащие значительные воспитательные возможности для развития социальной активности детей.

Участие детей в программах декоративно-прикладного отдела и изодеятельности («Искусство вокруг нас», «Сказки в красках», «Татарская вязь»), формировало эстетические знания, эстетическую восприимчивость и закрепляло их в творческом опыте детей, что содействовало воспитанию познавательной и творческой активности как аспектов социальной активности.

Занятия в театральных коллективах «Непоседа », «Рукавичка» стимулировало пробуждение потребности к сценическому творчеству, созданию художественно-эстрадного образа, развивая креативный компонент социальной активности.

Организация и проведение акций социальной направленности в ходе реализации программ детского движения «Наш мир» «Лидер», «Экология и человек» ориентировало детей на творческое участие в социокультурной деятельности.

Участие детей в практико-ориентированных занятиях программы «Литера» тренировало их коммуникативную активность в принятии норм и правил общения, доброжелательности в совместной творческой деятельности.

Творческое участие детей в программах художественно-эстетической направленности хореография («Кристалл», «Камелия», «Струна», «Ложкари») было обращено к развитию чувства любознательности, позитивного мироощущения в творческой созидательной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были апробированы два варианта разработки содержания воспитания в детском объединении: традиционный (на основе предметного подхода) и нетрадиционный (надпредметный), на основе подхода организации образовательного маршрута обучающегося по образовательным областям по концепции В.А. Горского.

Разработка содержания воспитания социальной активности детей в ходе опытно-экспериментальной деятельности осуществлялось на основе алгоритма, включающего этапы: I этап - проектирование (разработка содержания проекта) условий и средств, соответствующих заявленной цели - воспитание социальной активности детей; II этап - моделирование (разработка моделей возможных вариантов реализации проектов), доведение до уровня практического использования; III этап - конструирование (создание образцов) адаптированных к реальным условиям реализации целей и задач проекта.

Принимая во внимание интересы детей и педагогов, мы проектировали содержание воспитания в детских творческих объединениях на основе подхода к организации образовательных маршрутов детей по образовательным областям словесность, искусство, естествознание, социальная практика, психологическая культура. Такой подход позволял интегрировать обучающие и развивающие блоки в социально-ориентированную деятельность, результатом которой являлся опыт творческой созидательной деятельности.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о значимости проектирования содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической деятельности. Это выявилось во включенности детей в социально-ориентированную деятельность: в создании в ЦЭВД по инициативе самих детей команды «Лидер», социально-ориентированных конкурсов, в организации и проведении интеллектуальных игр «Краеведческие баталии». Наш вывод подтверждается анализом количественных данных по динамике занятости детей в социально-ориентированных детских объединениях в показателях увеличения численности в целом на 23,5%.

1.2 Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм

и видов воспитывающей деятельности

Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг.

Субъектно-ориентированными формами воспитания выступали воспитательные дела, в которых дети активно включались в социально-ориентированную деятельность: принимали участие в целеполагании, в планировании, в подготовке, в разработке сценария, сами организовывали и направляли свою предметно-практическую деятельность при поддержке педагогов дополнительного образования.

Реализуемые формы и виды деятельности в ЦЭВД в ходе эксперимента нами классифицировались на основе следующих признаков:

по количественному охвату - индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые;

по методике проведения - мероприятия, дела, игры, конкурсы, путешествия, субботники, вечера, фестивали, конференции;

по направлению - спортивные, туристические, художественно-эстетические, эколого-биологические, научно-исследовательские, краеведческие и др.;

по характеру содержания - узко специализированные, широкопрофильные и комплексные.

В ходе ОЭР воспитательный процесс в «Центре эстетического воспитания детей» был организован на основе программы опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной активности воспитанников ЦЭВД. В соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования и Уставом Центра эстетического воспитания детей, личностным заказом детей и их родителей был разработан Учебный план по реализации дополнительных образовательных программ с усилением воспитательного аспекта.

Участниками воспитательно-образовательного процесса в ЦЭВД являлись дети от 6 до 18 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, концертмейстеры, педагоги-психологи.

Основная форма осуществления воспитательно-образовательного процесса - занятия, которые проводились на основе расписания, составленного педагогом, руководителем детского объединения, с учетом пожеланий детей и их родителей. Занятия проводились в самом здании ЦЭВД, на базе детских садов, школ, домовых клубов в микрорайонах, лицеев, колледжей, училищ, различных спортивных залов. Продолжительность занятия соответствовала рекомендациям Российской Академии образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Численный состав детского объединения определялся образовательной программой, утвержденной Методическим советом Центра эстетического воспитания детей. Занятия проводились по микрогруппам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имел право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Воспитательно-образовательная деятельность детей в ЦЭВД осуществлялась в одновозрастных и разновозрастных детских добровольных объединениях по интересам (клубы общения по месту жительства, студия эстрадного танца «Кристалл», вокально-хоровые ансамбли «Барышня», «Акварель», группы, секции, кружки, театры «Золушка», «Рукавичка»).

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования отличается от воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении не только по содержанию, по формам организации, по методам, по срокам, по уровню взаимоотношений, по характеру, но и по времени осуществления: воспитание в дополнительном образовании представляет собой целостный процесс, осуществляемый в единстве познания и развития ребенка; в учреждении дополнительного образования практически отсутствуют внеурочные формы воспитания, все многообразие воспитательных форм осуществляется в единстве с видами деятельности.

Анализ воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, детских творческих объединений, проведенный нами в ходе экспериментальной работы, показал, что в последнее время понятие «воспитательное мероприятие» не соответствует фактическому смыслу воспитательной работы, так как предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических воздействий и трудно совместимо с комплексным подходом и современными педагогическими принципами, лежащими в основе педагогики сотрудничества. В ходе практической деятельности по выявлению условий воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования нами было определено, что наиболее полно передает сущность системности и целостности понятие «воспитательное дело» (ВД), которое мы рассматриваем как форму организации и осуществления конечного результата деятельности воспитанников. В контексте теоретических подходов автора методики коллективных творческих дел И.П. Иванова нами в ходе настоящего исследования была разработана и апробирована система коллективных творческих дел разнообразной направленности, основанная на региональном компоненте развития системы дополнительного образования в Оренбуржье.

В ходе преобразующего эксперимента наша деятельность по реализации программы научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей была направлена на:

организацию общественно значимой деятельности, интересной для каждого воспитанника, творческой, художественно оформленной, способствующей формированию общественно-значимых личностных качеств воспитанника;

создание коллектива на основе привлекательных для подростков воспитанников идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов и деклараций, а рождаемых в ходе повседневного гуманного воспитательно-образовательного процесса и участия воспитанников в социально-значимых делах;

особые отношения в коллективе, проникнутые взаимной заботой друг о друге, о взрослом и ребенке, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища.

В ходе преобразующего эксперимента в основе организации воспитательного дела нами применялись два подхода: деятельностный и комплексный. Мы выявили, что деятельностный подход требует организации различных видов деятельности детей и подростков: познавательной, художественной, естественно-научной, досуговой, эколого-краеведческой, туристической, трудовой, ценностно-ориентировочной, свободного общения. Комплексный подход предполагает органичное сочетание (т.е. совокупность) всех видов деятельности, дополнение их друг другом, а также взаимного влияния в едином воспитательном процессе. Поскольку воспитательное дело представляет собой своеобразное системное образование, то конструирование воспитательного дела нами осуществлялось на основе разработанного и апробированного нами в ходе экспериментальной работы алгоритма:

1. Целеполагание (анализ ситуации, цели, воспитательных задач).

2. Планирование (обеспечение условий выполнения целей и задач воспитания).

3. Организация и подготовка воспитательного дела (продумывание содержания, форм и методов, привлечение различных средств, материальное обеспечение их).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.