Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

p align="left">- образование, предоставляющее детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущения и миропонимания, развитие мотивационной положительной направленности в сфере свободного времени (158);

самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих способностей личности к активному участию в решении социокультурных проблем региона (162);

Эти определения не исключают по своему содержанию друг друга, в них прослеживается потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности.

В основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес. Они тесно связаны: свобода (состояние когда индивид видит реальные возможности осуществления им личностно значимые действия и реализация индивидуальных способностей) является условием самореализации ребенка, а ситуации свободной самореализации стимулируют интерес (готовность выбрать и осуществить нелимитированную личностно значимую деятельность) (115).

Анализируя период становления дополнительного образования, исследователи отмечают, что ему присущи следующие свойства: наличие собственных системных характеристик в связи с принятием государственных нормативных актов; вариативность; большие возможности для привлечения ресурсов других ведомств и для инновационной деятельности; независимость от демографической ситуации в силу его большей ориентированности на удовлетворение образовательных потребностей социума и меньшей зависимости от государственного заказа; свобода и выбор собственной образовательной политики, технологий и форм деятельности; узкая специализация и углубление качественного состояния образовательного процесса. Дополнительное образование детей способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране, активно воздействовать на окружающий ребенка социум, что находит отражение в содержании дополнительного образования (121, 171).

Сравнение базового и дополнительного образования приводит к выводу о том, что дополнительное образование - это часть общего и потому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным. Если содержание основного образования - предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель - построение пространства саморазвития без заданных границ.

Особенности современного состояния дополнительного образования заключаются, во-первых, в его историческом наследии внеклассных и внешкольных систем, во-вторых, в его неограниченных возможностях и отсутствии границ образовательного поля. С одной стороны, дополнительному образованию приходится еще определяться со своим новым «образовательным» статусом, преодолевая педагогическую и обывательскую ментальность «досуговости» внешкольных учреждений и внеклассной работы. С другой стороны, дополнительному образованию необходимо взять на себя новый груз «дополнительности», объем которого безграничен (170).

В рамках исследования процесса становления дополнительного образования для нашей диссертации имеют значение выводы исследователей об изменении функций внешкольного образования, сложившихся в период трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

Закон РФ «ОБ образовании» 1992 г. обозначил один тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка (13).

Анализируя процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования:

- отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиций (79);

- реализация функции предупреждения детской безнадзорности в современных условиях не соответствует социальным потребностям, т.к. учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для работы с такими детьми (89);

- значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности (23, 91, 120);

- ведущей стала образовательная функция (21, 81, 153);

- функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления (67, 83, 140).

При реорганизации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей наряду с традиционными функциями (досуга, учебно-воспитательной, методической др.) они приобретают новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельностный характер образовательного процесса; оснащенность образовательного процесса программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью, профориентационная направленность образования, дающая возможность получения допрофессинального и начального профессионального образования (171).

Для осмысления реализации учреждениями дополнительного образования детей функций на современном этапе важно обоснование социально-педагогических функций: образовательной, воспитательной, профориентационной, рекреационно-оздоровительной, социальной защиты, социокультурной; конкретизация их целей, направленности, содержания деятельности, технологий, методов и условий их реализации (23).

Исследователи отмечают произошедшие изменения в методических функциях учреждений дополнительного образования. С исчезновением комсомольской и пионерской организаций, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание, как отмечают исследователи, в учреждении дополнительного образования уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров (26, 60, 72).

Для понимания сущности реализации функций допрофессиональной подготовки и профессионального самоопределения как важных факторов успешной социализации важны исследования ученых А.А. Журкиной, В.В. Макашева, С.В. Сальцевой.

С.В. Сальцева научно обосновала технологию педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников, заключающуюся в помощи школьнику в выявлении, становлении и развитии его личностного потенциала в процессе внеучебной деятельности в избранном творческом объединении по овладению умениями действовать в соответствии с намеченной стратегией достижения профессиональных ориентиров (осуществлять целеполагание, планирование, реализацию, анализ и коррекцию в конкретной ситуации жизнедеятельности). В исследовании определены условия, критерии и показатели профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования (137).

В ряде других исследований констатируется, что для учреждений дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние присущи тенденции их обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения обучающихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, моделирующая различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых; складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей индивида на рынке труда и профессионального образования (151).

В современном образовательном пространстве России созданы и реализуются концепции дополнительного образования как средства повышения учебно-воспитательного процесса в школе (А.В. Скачков, Ростов-на-Дону), концепция развития дополнительного образования региона (Н.Н. Чернова, Кемерово), концепция управления УДО, развития творческого потенциала педагогов УДО (А.И. Щетинская, Оренбург), концепция реализации дополнительного образования как средства развития личности ребенка (В.А. Горский, А.Я. Журкина, Москва) и др.

В Концепции «Система дополнительного образования детей» обосновано положение о том, что дополнительное образование как составная часть непрерывного призвано выполнять и реализовать множество функций: обучение досугу; подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, формирование готовности личности к непрерывному образованию; допрофессиональная и профессиональная подготовка; развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка (36).

Авторы Концепции утверждают, что одной из важнейших функций дополнительного образования в современных условиях является социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Большую ценность представляет методологическое обоснование Концепции, в которой основой построения дополнительного образования детей в современных условиях выдвигается идея его рассмотрения как образовательного пространства (формы его бытия) и времени последовательной смены состояний развития личности, ее самоопределения и самореализации, поскольку изменение социальной роли знаний требует перехода к личностно-ориентированному образованию, обеспечивающему соответствие дифференцированных образовательных потребностей личности дифференцированным образовательным услугам на основе расширения пространства образования.

Таким образом, анализируя процесс становления дополнительного образования в России, мы обратили внимание на следующие его особенности:

- становление дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой российской интеллигенции. Учреждения, создаваемые в России для детей на протяжении своего существования претерпевали существенные изменения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности;

- современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием условий (педагогических) для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение, военно-патриотическое, социально-педагогическое, естественно-научное, эколого-биологическое, культурологическое;

- система дополнительного образования сегодня характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.

Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программно-методическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научно-педагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.