Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

p align="left">На втором этапе исследования (2000-2001гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза; отрабатывались и проверялись воспитательные технологии социально-ориентированной направленности, способствующие воспитанию социальной активности детей в учреждении дополнительного образования. При этом использовалась совокупность методов: моделирование воспитательных ситуаций, наблюдение, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.

На третьем этапе исследования (2001-2003 гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных, разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

выявлены особенности деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности: сотворчество детей и педагогов; акцентированная субъектность; координирующая роль педагога в воспитательном процессе; возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности; выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности;

обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности;

обоснованы педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающие эффективность: проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности; реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности; подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

определены сущностные характеристики компонентов социальной активности детей: когнитивный (знания о мире социокультурной деятельности человека), мотивационный (потребность в познании и преобразовании социума), коммуникативный (социальные нормы и правила общения), эмоциональный (эмоциональные реакции, позитивное мироощущение), креативный (опыт творческой созидательной деятельности).

- выявлена структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающая во взаимосвязи цель, содержание, формы, средства и результат исследуемого процесса.

Практическая значимость исследования:

разработано содержание воспитания социальной активности в процессе занятия детей различными видами предметно-практической деятельности (художественно-эстетической, экологической, туристско-краеведческой, спортивной) соответственно специфике учреждения дополнительного образования;

разработана программа научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей;

подготовлены научно-практические рекомендации педагогам дополнительного образования по созданию программ, активизирующих воспитание социальной активности детей.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватного изучаемой проблеме, поставленным целям, задачам, гипотезе и подтверждающего основные выводы диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деятельность учреждения дополнительного образования характеризуется рядом особенностей, способствующих воспитанию социальной активности, таких как возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности; сотворчество детей и педагогов; координирующая роль педагога в воспитательном процессе; акцентированная субъектность. Деятельность учреждения дополнительного образования способствует воспитанию социальной активности детей, так как обогащает знаниями о социокультурной деятельности человека, формирует потребности в личном участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям и в поведении, дает возможность проявить себя, удовлетворить свои потребности в интересующей деятельности в процессе взаимодействия со средой.

2. Содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования отражает многообразие направлений предметно-практических занятий с правом выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, обеспечивает развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности. Структура воспитания социальной активности показывает его социально-ориентированную направленность на организацию сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания.

3. Разработанная программа научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей выявляет сущностной смысл воспитания как процесса включения в избранную и социально значимую деятельность в условиях учреждения дополнительного образования, который эффективен при реализации следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, коммуникативного, эмоционального, креативного.

4. Педагогическими средствами воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, обеспечивающими ее эффективность, являются проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности, реализация совокупности субъектно-ориентированных форм воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг; подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы и ее результатов обсуждались на научно-практических конференциях по проблемам дополнительного образования: Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал дополнительного образования детей» (Оренбург, 2000г.); региональной конференции «Социальное самоопределение детей в учреждении дополнительного образования» (Магнитогорск, 2001г.); XXIV преподавательской и XLII студенческой научно-практической конференции «Наука XXI века: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002г.); заседании Бюро отделения базового профессионального образования РАО ( Москва, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и педагогические основы развития туризма» (Оренбург, 2002 г); городских конференциях по проблемам воспитания в дополнительном образовании (Оренбург 2000- 2003); на заседаниях кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.

Личный вклад автора состоит:

- в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования;

- в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации полученных данных;

в обосновании педагогических средств, которые позволяют осуществлять воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования детей.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами.

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы

воспитания в учреждении дополнительного образования

1.1 Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России

Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования.

Исследуя особенности становления дополнительного образования детей в России, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих развитие дополнительного образования, его сущность, содержание и специфику (В.В. Абраухова, В.А. Березина, Л.Н. Буйлова, И.А. Верба, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Е.Н. Медынский, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатова).

Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей этими периодами являются временные отрезки: конец XIX - начало XX века, 20-30-е годы, 40-80-е годы и период с 1992 года по настоящее время. Данная периодизация соответствует наиболее значительным социально - политическим характеристикам и отражает состояние внешкольного образования в указанные временные периоды. Исследуя проблему особенностей становления дополнительного образования в России, мы сочли целесообразным сопоставлять состояние внешкольного образования в обозначенные периоды по таким параметрам как: цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.

Идеи внешкольного образования начали овладевать передовыми умами еще в 19 веке. Либеральная общественность России понимала, что социально-экономические условия вынуждали детей включаться в производство рано, а они не имели возможностей для полноценного развития (23).

Исследователи отмечают, что появление самых первых форм внеучебной деятельности связано со Шляхетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII в. воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и в свободное время они собирались вместе читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное» (150).

Анализируя становление дополнительного образования, исследователи обращают внимание на то, что в первых внешкольных учреждениях «Дневной клуб для приходящих детей» (1905г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.) основополагающим моментом педагогических исканий была тенденция сочетания педагогики индивидуальной и педагогики социальной. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания. По мнению исследователей, первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования (79, 89).

Среди внешкольных учреждений, в которых велась воспитательная работа среди детей школьного возраста в России в к.XIX - н. XX века совершенно уникальным можно считать «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцель. Основой жизни его воспитанников был свободный творческий труд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.