Рефераты. Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста

p align="left">Образовательная Область Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. М., 2002. С.44. - набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, которые включены в учебный план общеобразовательного учреждения.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетики, связи, сельском хозяйстве. Предусматривается изучение этой области с 1 по 11 класс.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной подготовки. То есть, производственное, а именно допрофессиональное обучение становится дополнительным образованием.

При рассмотрении деятельности МУК-1 можно отметить следующее Положение о взаимодействии между УО, ОУ и МУК по реализации ОО «Технология» и организации профориентационной работы на территории г. Асбеста. п.2.2.1. - Учебный Комбинат реализовывает общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по ОО «Технология», а также осуществляет дополнительное допрофессиональное образование (с 2003 г. это образование платное).

Хочется отметить основные цели допрофессионального образования МУК-1 Устав Асбестовского муниципального образовательного учреждения МУК-1 п. 4.1. - личное и профессиональное самоопределение обучающихся, обеспечение обучающихся социальной защитой путем создания условий для овладения жизненно необходимыми и конкурентоспособными технологиями и специальностями.

Учебный Комбинат решает следующие задачи См. там же п. 4.2.:

- приобретение каждым обучающимся системы базовых знаний, необходимых для последующего профессионального образования, включение в самостоятельную трудовую деятельность;

- своевременное выявление и развитие задатков, склонностей и способностей к различным видам трудовой деятельности с последующей профориентаций;

- приобретение общетрудовых и конкретных практических умений и навыков в различных видах трудах;

- формирование готовности к честной конкурентной борьбе, развитие адаптационных способностей к быстроизменяющимся социально-экономическим условиям;

- воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей;

- воспитание положительного отношения к честному труду, людям, преобразуемой природе, орудиями и предметами труда.

То есть, МУК-1 в образовательной структуре занимает пограничное место между общим и профессиональным образованием. При чем, ОО «Технология» является ядром знаний, а допрофессиональная подготовка - дополнительным платным образованием.

Положение субъектов образовательного процесса также изменилось: отношения между участниками (учителя, учащиеся и их родители) строятся не только как между учителем и учеником, но и как производителем и потребителем дополнительных образовательных услуг. В этом проявляется рыночная ориентация реформирования системы образования в Российской Федерации. Образование приобретает новое значение - это еще и «услуга».

Таким образом, участникам образовательного процесса необходимо осваивать экономические правила - законы рынка, законы спроса и предложения. Эти вопросы в экономике рассматриваются в разделе «маркетинг».

Глава II Допрофессиональная подготовка и рынок образовательных услуг

2.1 Маркетинг образовательных услуг

Образование -- новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета -- вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования.

Маркетинг Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов / Приходько А.В., Замедлина Е.А. М., 2004. С.6. - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена на рынке.

Маркетинг образовательных услуг, как и маркетинг любого другого товара, имеет свои особенности только в сфере приложения, а теоретические вопросы не отличаются от маркетинга на любом другом товарном рынке. Основные теоретические понятия маркетинга - нужда, потребности, товар, обмен, рынок.

Нужда Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.9 - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

В первобытном обществе у человека практически отсутствует нужда в повышении образования, т. к. всю необходимую для обеспечения жизнедеятельности информацию человек получает в детском и юношеском возрасте. А дополнительные знания и умения, получаемые им в процессе своей жизни, он приобретает без стремления их приобретать, т. е. они приходят к нему сами собой. Появление отдельных личностей, у которых стало возникать стремление к знаниям просто ради самих знаний и любопытства, и было, очевидно, одной из важнейших причин начала интенсивного развития человеческой цивилизации.

В современном индустриальном обществе у человека уже появляется нужда в повышении своего образования, т. к., как правило, люди, имеющие более высокий образовательный уровень, имеют более высокие доходы и, соответственно, более высокий уровень жизни, к чему стремятся большинство людей.

Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения.

Следующая категория маркетинга - это потребность.

Потребность Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.9. - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

В нашем случае потребность - это объективный и понимаемый человеком, т. е. субъектом, недостаток знаний, умений и навыков его в какой-либо области.

Потребности в повышении образования различны у разных людей, у некоторых они отсутствуют, но в связи с развитием рыночных отношений и одним из основных требований рынка о постоянном совершенствовании человека, такие потребности неуклонно возрастают во всем мире, ибо совершенствование невозможно без повышения образовательного и культурного уровня, без накопления человеческого капитала.

Проявлением потребности в образовании является желание человека получить вполне конкретный уровень образования или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой данный человек объективно или субъективно нуждается.

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те услуги, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

В случае с образовательными услугами можно выделить две группы издержек, которые обычно несет потребитель образовательных услуг:

1. Финансовые издержки, обусловленные, во-первых, необходимостью оплаты получаемого образования, а во-вторых - связанные с необходимостью расходов на обеспечение своей жизни во время получения образования.

2. Временные издержки, связанные с продолжительным характером практически любого вида обучения.

Финансовые издержки в разных странах проявляют себя по-разному, но в целом можно утверждать, что затраты времени и расходы на жизнеобеспечение обучающегося есть везде, а вот плата за обучение взимается не всегда. В местах, в которых образование бесплатное, главным критерием при выборе между получением образования и началом трудовой деятельности является желание или нежелание человека тратить несколько лет на образование и, по большей части, сидеть у родителей на шее в это время.

Понятие потребность неразрывно связано с понятием товара. Но на образовательном рынке товаром будет являться услуга. Сегодня отсутствует однозначное толкование этого термина. Можно назвать три основные интерпретации: услуга - результат трудовой деятельности, непосредственно сама деятельность, то и другое.

Ф. Котлер так понимает «услугу» Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.14. - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предоставить другой.

Как совершенно очевидно, в настоящее время единственной формой сделок на рынке образовательных услуг являются следующие: продавец такой услуги обучает чему-либо своего клиента и подкрепляет полученное образование каким-либо дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, или за него это делает кто-либо еще, например, государство или родители.

Сделки осуществляются на рынке, который Ф. Котлер раскрывает, следующим образом:

Рынок Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.14. - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Для нашей темы рынок раскроется так: рынок образовательных услуг - совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.

Для совершения сделок на образовательном рынке необходимо выполнение нескольких условий:

наличие человека, который желает получить образование и имеет для этого возможности - потребитель (покупатель). В нашем случае - учащиеся 9-х классов и их родители.

Таким образом, потребители устанавливают спрос на данную услугу.

Спрос Экономическая теория (учебно-методический комплекс). под ред. Щиголевой Т.И. Екатеринбург, 2003. С.56. - количество услуги, которое может быть куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время.

наличие лица (физического или юридического), которое может и хочет ему это образование предоставить - производитель (продавец). В нашем случае - это коллектив Межшкольного Учебного Комбината.

То есть, производитель устанавливает предложение.

Предложение См. там же с. 59. - то количество продукта, которое продавец готов предложить покупателям в определенном месте, в определенное время, по определенной цене.

Чаще всего существует спрос на образовательные услуги. Но бывают ситуации, когда есть продавец услуг, а покупателей на его товар нет. Именно такая ситуация сложилась в г.Асбесте.

Рынок образовательных услуг в России ещё только формируется, и в его инфраструктуре, отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Мал и практический опыт в сфере маркетинга образования.

В настоящее время исследования российского рынка образовательных услуг, изучение потенциальных потребителей, разработка маркетинговой стратегии стали предметом изучения зарубежных фирм, международных организаций и фондов. Честно говоря, маркетинговые средства использовались у нас с очень давних пор, в том числе и в советское время, ведь различные объявления о приеме в вуз, поездки представителей вузов по городам и селам, разнообразные подготовительные курсы - это все элементы маркетинга.

Вместе с тем при переходе образовательных учреждений к рыночным условиям налицо становится потребность применения маркетинговых элементов, которые при правильном использовании помогают выбраться из кризиса образования.

Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов (на примере исследований, проведенных в г.Асбесте)

В этом параграфе представлены результаты исследований по изучению востребованности в допрофессиональной подготовке старших классов. Эмпирические оценки строились на основе вторичного анализа данных исследования, проведенного администрацией Межшкольного Учебного Комбината №1 в апреле 2005г Данные исследования находятся в архиве МУК-1 г. Асбеста., а также на основе собственного проведенного исследования в МУК-1. Выводы будут распространяться только на участников данных исследований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.