В заключении хотелось бы надеяться, что наша работа, результаты эмпирического исследования помогут администрации Межшкольного Учебного Комбината №1 наметить пути дальнейшей работы в плане оказания платных образовательных услуг. Тем самым будет возможность дальнейшей жизни этого социального института.
Список литературы
1. Аластыров Н.В. Некоторые теоретические подходы к исследованию образования // http://polit.mezhdunarodnik.ru/index.php3
2. Белова И.А., Французова Л.Л., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. №5. С. 103 - 106.
3. Боков В.И. От Даля к Парсону и обратно. Гипотеза о природе услуги //Социс. 2003. №7// http://socis.isras.ru
4. Борисова Л.Г. Социологическая служба в образовании // http://bspu.ab/ru/Journal/pedagog/pedagog_4/sod_ped4.html
5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. ноябрь 2002. Том 3. №5 // http://www.ecsoc.msses.ru
6. Быкова В.Г. Приоритеты современного образования - сущность его качества // Завуч. М., 2001. №5. С. 103 - 120.
7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. М., 2002.
8. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.
9. Дунаева Е.А. Образование как фактор интеграции молодежи в обществе // Социс. 2004. №8 // http://socis.isras.ru
10. Дьяконова М. В. Влияние системы образования на формирование человеческого капитала // http://dyakonova@krs.karelia.ru
11. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб., 1996.
12. Жан-луи Деруэ. Социология образования: в поисках общества // Социология и социальная антропология. М., 1999. Т. 2. С. 179 - 189.
13. Закон Российской Федерации Об образовании. М.,1996.
14. Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социс. 1997. №2. С.4-16.
15. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. №4. С.99-106.
16. Калькова В.Л., Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века. М., 1991.
17. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М. 1978.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1995.
19. Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг и модели их развития // Социс. 2001. №9 // http://socis.isras.ru
20. Латышева В.В. Основы социологии: Учебник для студентов ссузов. М., 2004.
21. Ломакина Т.Ю. Интегративная система непрерывного профессионального образования //http://www.eduhmao.ru
22. Ломакина Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI в. //http://www.eduhmao.ru
23. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999. №11. С. 84-91.
24. Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции
25. модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.dvgu.ru/umu/MO_RF/concept/main_con.htm
26. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол) // Социс. 2003. №5 // http://socis.isras.ru/SoclsArticles/2003_05/Edu_RT.doc
27. Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования // Вестник Образования. М., 1999. сентябрь. С. 37 - 40.
28. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе //Социс. 1999. №6. С. 88-95.
29. Осипов А.М., Тумалев В.В. Социология образования в России: проблемы развития и перспективы // Социс. 2004. №7 // http://socis.isras.ru
30. Положение о взаимодействии между УО, ОУ и МУК по реализации ОО «Технология» и организации профориентационной работы на территории г. Асбеста.
31. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов. М., 2004.
32. Программно-методические материалы. Технология. 5 - 11 кл. под ред. Марченко А.В. М., 1999.
33. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Том 3. №4 сентябрь // http://www.ecsoc.msses.ru
34. Реморенко И. Общественные отношения и образовательные потребности // http://www.eduhmao.ru
35. Российская социологическая энциклопедия. под ред. Осипова Г.В. М., 1998.
36. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М., 2000.
37. Смолин О.Н., Комаров А.Е. Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД // Социс. 2003. №4. С. 107-112.
38. Социология в России. под ред. Ядова В.Я. М., 1998.
39. Социология. Учебное пособие для студентов педвузов. под ред. Рубиной Л.Я. Екатеринбург, 2004.
40. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
41. Типовое положение о Межшкольном Учебном Комбинате. Асбест, 1999.
42. Устав Асбестовского муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат №1». Асбест, 2002.
43. Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // konstant@isras.rssi.ru
44. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
45. Шматко В.А. Анализ культурного производства П. Бурдье // Социс. 2003. №8. С. 113-119.
46. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. 1999. №5. С. 52 - 61.
47. Экономическая теория (учебно-методический комплекс). под ред. Щиголевой Т.И. Екатеринбург, 2003.
48. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь - справочник. М., 2002.
Приложение 1
Программа социологического исследования «Востребованность родителями выпускников средней школы допрофессиональной подготовки учащихся старших классов г. Асбеста»
Методологический раздел программы
Проблема. Сегодня в российском обществе сложилось понимание, что только образование и наука могут обеспечить развитие российской экономики на качественно новой основе. Поэтому государство сегодня прилагает усилия к модернизации всей системы образования. Но время государственной монополии на заказ образованию прошло - единственный заказ уже не актуален. В современных условиях заказчиков на образовательные услуги должно стать много. Одним из потребителей данных услуг являются родители. Именно они наиболее заинтересованы в качестве школьного образования. Родители уже сегодня, не дожидаясь государственной реформы образования, должны решать, какое образование они хотят дать своим детям. Это касается и допрофессионального образования.
Поэтому в данном исследовании мы будем рассматривать востребованность допрофессиональной подготовки со стороны родителей учащихся 9-х классов.
Объект исследования - родители учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Асбеста.
Предмет исследования - востребованность в допрофессиональной подготовке.
Цель исследования - выявить потребность в допрофессиональной подготовке учащихся.
Реализация цели исследования, как нам кажется, возможна при выполнении следующих задач:
Выяснить информированность родителей о профессиональных планах своих детей - учащихся 9-х классов.
Выяснить информированность родителей о работе МУК-1.
Выяснить, является ли допрофессиональное образование человеческим капиталом.
Выявить спрос на дополнительные образовательные услуги.
Теоретическая интерпретация понятий
Задача 1. Выяснить информированность родителей о профессиональных планах своих детей - учащихся 9-х классов.
Профессиональные планы - намерения, связанные с приобретением профессии, с трудовой карьерой.
Мы исходим из того, что на данном возрастном этапе учащийся уже должен знать, в какое учебное заведение после школы он хотел бы поступить, какой профиль в Учебном Комбинате хотел бы посещать. А родители знакомы с планами своих детей.
Задача 2. Выяснить информированность родителей о работе МУК-1.
Информированность - владение информацией.
В старших классах Учебный Комбинат ведет работу в двух направлениях: 1 направление - дать минимум содержания образования по Образовательной Области «Технология» на выбранном профиле; 2 направление - дополнительные платные образовательные услуги на выбранном профиле с возможностью последующей сдачей квалификационного экзамена.
Профили в старших класса - «Хозяйка дома», «Основы швейного производства», «Основы художественно-оформительского дела», «Основы педагогических знаний», «Машинопись и основы делопроизводства», «Основы медицинских знаний», «Основы программирования и вычислительной техники», «Основы слесарного дела», «Основы животноводства», «Основы технического черчения», «Электромеханика и автодело», «Экономика предприятия и бухгалтерский учет», «Кондитерское производство».
Задача 3. Выяснить, является ли допрофессиональное образование человеческим капиталом.
Человеческий капитал (по В.В. Радаеву) - профессиональное образование, которое потом сможет принести доход. Эти знания подтверждены разрядами, сертификатами, дипломами.
Профессиональное образование - образование, дающее знания, умения, навыки, необходимые для определенной профессиональной деятельности.
Допрофессиональное образование идет по следующим направлениям - формирование профессиональных намерений, овладение первоначальными профессиональными знаниями, умениями, формирование профессионально-важных личностных качеств.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Иерархия потребностей (Пирамида А. Маслоу):
физиологические - потребности в продолжении рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;
потребность в безопасности и качестве жизни - в стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, безопасности своего существования, гарантированной занятости;
социальные потребности - в привязанности, общении, в участии совместной трудовой деятельности;
потребности престижа - в уважении со стороны значимых людей, служебном росте, признании;
потребности самореализации, творческого самовыражения.
Задача 4. Выявить спрос на дополнительные образовательные услуги.
Дополнительные образовательные услуги - платное допрофессиональное образование на выбранном профиле.
Спрос - количество услуги, которое может быть куплено потребителем в определенном месте, по определенной цене, в определенное время.
Эмпирическая интерпретация понятий
Критерием для определения сформированности профессиональных планов учащихся будут служить:
выбор учебного заведения;
выбор профиля;
соответствие профиля с выбранным учебным заведением.
Критерием для определения информированности родителей о профессиональных планах своих детей будет являться знание этих планов.
Критерием для определения информированности родителей о работе МУК-1 будут служить:
знание работы МУК-1 по двум направлениям;
знание наличия профилей в Учебных Комбинатах;
получение информации от педагогов, детей и других лиц.
Критерием для определения принятия допрофессионального образования как человеческого капитала будут служить:
получение определенных профессиональных знаний, умений.
Также, критерием для определения места допрофессионального образования в жизни будет служить:
одна из ступеней пирамиды Маслоу.
Критерием для определения спроса на дополнительные образовательные услуги будут служить:
решение дать ребенку платное дополнительное образование;
определение количества времени для обучения;
определение стоимости услуги;
определение знаний и умений, необходимых для дополнительных курсов.
Операционализация понятий
Информированность родителей о профессиональных планах своих детей будет замеряться через их знание учебного заведения после школы, знание выбранного профиля в Учебном Комбинате, а также соответствие профиля дальнейшему профессиональному росту ребенка. Будут использоваться закрытые и полузакрытые вопросы.
Информированность родителей о работе МУК-1 будет замеряться через их знание направлений в старших классах, знание профилей, а также наличие источника информации. Будут использоваться закрытые вопросы.
Ценность допрофессионального образования будет выявляться через мнения родителей о значимости данного типа образования для дальнейшей жизни. Будут использоваться закрытые вопросы.
Спрос на дополнительные образовательные услуги будут фиксироваться через мнение родителей дать ребенку допрофессиональное образование. Будут использоваться закрытые и открытые вопросы.
Социально-демографические характеристики респондентов, необходимые для анализа:
пол;
образование;
семейный месячный доход на 1 человека.
Методический раздел программы
Выборка. Генеральная совокупность составляет 148 человек - родители учащихся 9-х классов профилей МУК-1 г. Асбеста (эти статистические данные предоставлены администрацией Учебного Комбината).
Выборочная совокупность - 45 человек. При расчете выборочной совокупности использовалась двухступенчатая квотная выборка: на 1 ступени квотный признак - планы ребенка продолжить обучение в 10 классе (87 чел.); на 2 ступени - наличие домашнего телефона (45 чел.) (эти статистические данные предоставлены администрацией Учебного Комбината).
Инструментарий исследования:
Основной метод исследования - телефонный опрос, т.к., на наш взгляд, именно этот метод даст наибольшую вероятность участия родителей в опросе.
Инструментарий - анкета для родителей (см. Приложение № 2).
Приложение 2
Анкета
Ваш ребенок после школы планирует поступать:
вуз
техникум
колледж
училище
лицей
работать
еще не определился
не знаю
Ваш ребенок определился с профилем?
не знаю (переходите к 4 вопросу)
нет (переходите к 4 вопросу)
несколько вариантов, это ______
да, это____
Выбор профиля соответствует дальнейшему профессиональному образованию Вашего ребенка?
да
нет
3) не знаю
Знаете ли Вы, что обучение в МУК-1 в старших классах ведется по двум направлениям?
Знаете ли Вы профили в старших классах?
да, все
некоторые
От кого Вы получаете информацию о работе МУК-1?
своего ребенка
коллег
друзей
классного руководителя
сотрудников Учебных Комбинатов
6) ни от кого
Для Вас допрофессиональное обучение в МУК-1 это (можно отметить до 3-х вариантов)
получение определенных профессиональных знаний, умений;
получение диплома;
развитие определенного культурного уровня;
возможность устанавливать новые знакомства;
возможность заработать авторитет;
возможность получить прибыль;
пустая трата сил, времени и денег.
Считаете ли Вы, что допрофессиональное образование (выберите не более 3-х ответов)
поможет в общении с другими людьми;
поможет поступить в учебное заведение;
поможет в профессиональном росте;
поможет творческому самовыражению;
поможет в повседневной жизни - своими руками изготовить одежду, приготовить пищу, отремонтировать и украсить квартиру;
гарантированная занятость в дальнейшем;
поможет научиться работать в коллективе;
возможность получить уважение со стороны других людей;
ничего не дает;
Планируете ли Вы дать своему ребенку платное допрофессиональное образование? (можно выбрать 2 ответа)
нет (переходите к 12 вопросу)
да, если профиль будет соответствовать профессиональным планам
да, если позволит семейный бюджет
затрудняюсь ответить (переходите к 12 вопросу)
Как Вы считаете, сколько часов в неделю ребенок должен заниматься при платном обучении?
11. Укажите, пожалуйста, сумму, которую Вы готовы предоставить для оплаты этих услуг
12. Представьте, что в МУК-1 открылся новый профиль. Как по Вашему, чему должны обучить на этом профиле?
13.Ваш пол
мужской
женский
14. Ваше образование
общее 2) начально-профессиональное
среднее специальное 4) высшее
15. Ваш семейный доход на 1 человека в месяц
до 2000 руб.
до 3000 руб.
до 4000 руб.
до 5000 руб.
свыше 5000 руб.
Приложение 3
Диаграмма 1
Образовательные учреждения, в которых планируется получать профессиональное образование (отн., %)
Приложение 4
Диаграмма 2
Степень определенности с профилем в Межшкольном Учебном Комбинате (отн., %)
Приложение 5
Диаграмма 3
Востребованность респондентами профилей в Учебном Комбинате
(в % от числа опрошенных)
Приложение 6
Диаграмма 4
Соответствие выбранного профиля дальнейшему профессиональному росту респондентов (отн., %)
Приложение 7
Диаграмма 5
Информированность родителей о наличие профилей в Учебном Комбинате (отн., %)
Приложение 8
Диаграмма 6
Источники информации о работе МУК-1 (в % от числа опрошенных)
Приложение 9
Диаграмма 7
Соответствие допрофессионального образования различным видам капитала (по мнению респондентов) (отн., %)
Приложение 10
Диаграмма 8
Потребность родителей в платном допрофессиональном образовании учащихся (в % от числа опрошенных)
Приложение 11
Диаграмма 9
Значимость допрофессионального образования в жизни респондентов (в % от числа опрошенных)
Приложение 12
Диаграмма 10
Выявление потребности в открытии нового профиля (отн., %)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7