Рефераты. Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста

p align="left">Тем самым можно отметить - востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов г. Асбеста сегодня имеется.

В заключении хотелось бы надеяться, что наша работа, результаты эмпирического исследования помогут администрации Межшкольного Учебного Комбината №1 наметить пути дальнейшей работы в плане оказания платных образовательных услуг. Тем самым будет возможность дальнейшей жизни этого социального института.

Список литературы

1. Аластыров Н.В. Некоторые теоретические подходы к исследованию образования // http://polit.mezhdunarodnik.ru/index.php3

2. Белова И.А., Французова Л.Л., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. №5. С. 103 - 106.

3. Боков В.И. От Даля к Парсону и обратно. Гипотеза о природе услуги //Социс. 2003. №7// http://socis.isras.ru

4. Борисова Л.Г. Социологическая служба в образовании // http://bspu.ab/ru/Journal/pedagog/pedagog_4/sod_ped4.html

5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. ноябрь 2002. Том 3. №5 // http://www.ecsoc.msses.ru

6. Быкова В.Г. Приоритеты современного образования - сущность его качества // Завуч. М., 2001. №5. С. 103 - 120.

7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. М., 2002.

8. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.

9. Дунаева Е.А. Образование как фактор интеграции молодежи в обществе // Социс. 2004. №8 // http://socis.isras.ru

10. Дьяконова М. В. Влияние системы образования на формирование человеческого капитала // http://dyakonova@krs.karelia.ru

11. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб., 1996.

12. Жан-луи Деруэ. Социология образования: в поисках общества // Социология и социальная антропология. М., 1999. Т. 2. С. 179 - 189.

13. Закон Российской Федерации Об образовании. М.,1996.

14. Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социс. 1997. №2. С.4-16.

15. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. №4. С.99-106.

16. Калькова В.Л., Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века. М., 1991.

17. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М. 1978.

18. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1995.

19. Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг и модели их развития // Социс. 2001. №9 // http://socis.isras.ru

20. Латышева В.В. Основы социологии: Учебник для студентов ссузов. М., 2004.

21. Ломакина Т.Ю. Интегративная система непрерывного профессионального образования //http://www.eduhmao.ru

22. Ломакина Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI в. //http://www.eduhmao.ru

23. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999. №11. С. 84-91.

24. Нормативные документы Министерства образования РФ. Концепции

25. модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.dvgu.ru/umu/MO_RF/concept/main_con.htm

26. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол) // Социс. 2003. №5 // http://socis.isras.ru/SoclsArticles/2003_05/Edu_RT.doc

27. Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования // Вестник Образования. М., 1999. сентябрь. С. 37 - 40.

28. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе //Социс. 1999. №6. С. 88-95.

29. Осипов А.М., Тумалев В.В. Социология образования в России: проблемы развития и перспективы // Социс. 2004. №7 // http://socis.isras.ru

30. Положение о взаимодействии между УО, ОУ и МУК по реализации ОО «Технология» и организации профориентационной работы на территории г. Асбеста.

31. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов. М., 2004.

32. Программно-методические материалы. Технология. 5 - 11 кл. под ред. Марченко А.В. М., 1999.

33. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Том 3. №4 сентябрь // http://www.ecsoc.msses.ru

34. Реморенко И. Общественные отношения и образовательные потребности // http://www.eduhmao.ru

35. Российская социологическая энциклопедия. под ред. Осипова Г.В. М., 1998.

36. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М., 2000.

37. Смолин О.Н., Комаров А.Е. Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД // Социс. 2003. №4. С. 107-112.

38. Социология в России. под ред. Ядова В.Я. М., 1998.

39. Социология. Учебное пособие для студентов педвузов. под ред. Рубиной Л.Я. Екатеринбург, 2004.

40. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

41. Типовое положение о Межшкольном Учебном Комбинате. Асбест, 1999.

42. Устав Асбестовского муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат №1». Асбест, 2002.

43. Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // konstant@isras.rssi.ru

44. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

45. Шматко В.А. Анализ культурного производства П. Бурдье // Социс. 2003. №8. С. 113-119.

46. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. 1999. №5. С. 52 - 61.

47. Экономическая теория (учебно-методический комплекс). под ред. Щиголевой Т.И. Екатеринбург, 2003.

48. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь - справочник. М., 2002.

Приложение 1

Программа социологического исследования «Востребованность родителями выпускников средней школы допрофессиональной подготовки учащихся старших классов г. Асбеста»

Методологический раздел программы

Проблема. Сегодня в российском обществе сложилось понимание, что только образование и наука могут обеспечить развитие российской экономики на качественно новой основе. Поэтому государство сегодня прилагает усилия к модернизации всей системы образования. Но время государственной монополии на заказ образованию прошло - единственный заказ уже не актуален. В современных условиях заказчиков на образовательные услуги должно стать много. Одним из потребителей данных услуг являются родители. Именно они наиболее заинтересованы в качестве школьного образования. Родители уже сегодня, не дожидаясь государственной реформы образования, должны решать, какое образование они хотят дать своим детям. Это касается и допрофессионального образования.

Поэтому в данном исследовании мы будем рассматривать востребованность допрофессиональной подготовки со стороны родителей учащихся 9-х классов.

Объект исследования - родители учащихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Асбеста.

Предмет исследования - востребованность в допрофессиональной подготовке.

Цель исследования - выявить потребность в допрофессиональной подготовке учащихся.

Реализация цели исследования, как нам кажется, возможна при выполнении следующих задач:

Выяснить информированность родителей о профессиональных планах своих детей - учащихся 9-х классов.

Выяснить информированность родителей о работе МУК-1.

Выяснить, является ли допрофессиональное образование человеческим капиталом.

Выявить спрос на дополнительные образовательные услуги.

Теоретическая интерпретация понятий

Задача 1. Выяснить информированность родителей о профессиональных планах своих детей - учащихся 9-х классов.

Профессиональные планы - намерения, связанные с приобретением профессии, с трудовой карьерой.

Мы исходим из того, что на данном возрастном этапе учащийся уже должен знать, в какое учебное заведение после школы он хотел бы поступить, какой профиль в Учебном Комбинате хотел бы посещать. А родители знакомы с планами своих детей.

Задача 2. Выяснить информированность родителей о работе МУК-1.

Информированность - владение информацией.

В старших классах Учебный Комбинат ведет работу в двух направлениях: 1 направление - дать минимум содержания образования по Образовательной Области «Технология» на выбранном профиле; 2 направление - дополнительные платные образовательные услуги на выбранном профиле с возможностью последующей сдачей квалификационного экзамена.

Профили в старших класса - «Хозяйка дома», «Основы швейного производства», «Основы художественно-оформительского дела», «Основы педагогических знаний», «Машинопись и основы делопроизводства», «Основы медицинских знаний», «Основы программирования и вычислительной техники», «Основы слесарного дела», «Основы животноводства», «Основы технического черчения», «Электромеханика и автодело», «Экономика предприятия и бухгалтерский учет», «Кондитерское производство».

Задача 3. Выяснить, является ли допрофессиональное образование человеческим капиталом.

Человеческий капитал (по В.В. Радаеву) - профессиональное образование, которое потом сможет принести доход. Эти знания подтверждены разрядами, сертификатами, дипломами.

Профессиональное образование - образование, дающее знания, умения, навыки, необходимые для определенной профессиональной деятельности.

Допрофессиональное образование идет по следующим направлениям - формирование профессиональных намерений, овладение первоначальными профессиональными знаниями, умениями, формирование профессионально-важных личностных качеств.

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Иерархия потребностей (Пирамида А. Маслоу):

физиологические - потребности в продолжении рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

потребность в безопасности и качестве жизни - в стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, безопасности своего существования, гарантированной занятости;

социальные потребности - в привязанности, общении, в участии совместной трудовой деятельности;

потребности престижа - в уважении со стороны значимых людей, служебном росте, признании;

потребности самореализации, творческого самовыражения.

Задача 4. Выявить спрос на дополнительные образовательные услуги.

Дополнительные образовательные услуги - платное допрофессиональное образование на выбранном профиле.

Спрос - количество услуги, которое может быть куплено потребителем в определенном месте, по определенной цене, в определенное время.

Эмпирическая интерпретация понятий

Задача 1. Выяснить информированность родителей о профессиональных планах своих детей - учащихся 9-х классов.

Критерием для определения сформированности профессиональных планов учащихся будут служить:

выбор учебного заведения;

выбор профиля;

соответствие профиля с выбранным учебным заведением.

Критерием для определения информированности родителей о профессиональных планах своих детей будет являться знание этих планов.

Задача 2. Выяснить информированность родителей о работе МУК-1.

Критерием для определения информированности родителей о работе МУК-1 будут служить:

знание работы МУК-1 по двум направлениям;

знание наличия профилей в Учебных Комбинатах;

получение информации от педагогов, детей и других лиц.

Задача 3. Выяснить, является ли допрофессиональное образование человеческим капиталом.

Критерием для определения принятия допрофессионального образования как человеческого капитала будут служить:

получение определенных профессиональных знаний, умений.

Также, критерием для определения места допрофессионального образования в жизни будет служить:

одна из ступеней пирамиды Маслоу.

Задача 4. Выявить спрос на дополнительные образовательные услуги.

Критерием для определения спроса на дополнительные образовательные услуги будут служить:

решение дать ребенку платное дополнительное образование;

определение количества времени для обучения;

определение стоимости услуги;

определение знаний и умений, необходимых для дополнительных курсов.

Операционализация понятий

Задача 1. Выяснить информированность родителей о профессиональных планах своих детей - учащихся 9-х классов.

Информированность родителей о профессиональных планах своих детей будет замеряться через их знание учебного заведения после школы, знание выбранного профиля в Учебном Комбинате, а также соответствие профиля дальнейшему профессиональному росту ребенка. Будут использоваться закрытые и полузакрытые вопросы.

Задача 2. Выяснить информированность родителей о работе МУК-1.

Информированность родителей о работе МУК-1 будет замеряться через их знание направлений в старших классах, знание профилей, а также наличие источника информации. Будут использоваться закрытые вопросы.

Задача 3. Выяснить, является ли допрофессиональное образование человеческим капиталом.

Ценность допрофессионального образования будет выявляться через мнения родителей о значимости данного типа образования для дальнейшей жизни. Будут использоваться закрытые вопросы.

Задача 4. Выявить спрос на дополнительные образовательные услуги.

Спрос на дополнительные образовательные услуги будут фиксироваться через мнение родителей дать ребенку допрофессиональное образование. Будут использоваться закрытые и открытые вопросы.

Социально-демографические характеристики респондентов, необходимые для анализа:

пол;

образование;

семейный месячный доход на 1 человека.

Методический раздел программы

Выборка. Генеральная совокупность составляет 148 человек - родители учащихся 9-х классов профилей МУК-1 г. Асбеста (эти статистические данные предоставлены администрацией Учебного Комбината).

Выборочная совокупность - 45 человек. При расчете выборочной совокупности использовалась двухступенчатая квотная выборка: на 1 ступени квотный признак - планы ребенка продолжить обучение в 10 классе (87 чел.); на 2 ступени - наличие домашнего телефона (45 чел.) (эти статистические данные предоставлены администрацией Учебного Комбината).

Инструментарий исследования:

Основной метод исследования - телефонный опрос, т.к., на наш взгляд, именно этот метод даст наибольшую вероятность участия родителей в опросе.

Инструментарий - анкета для родителей (см. Приложение № 2).

Приложение 2

Анкета

Ваш ребенок после школы планирует поступать:

вуз

техникум

колледж

училище

лицей

работать

еще не определился

не знаю

Ваш ребенок определился с профилем?

не знаю (переходите к 4 вопросу)

нет (переходите к 4 вопросу)

несколько вариантов, это ______

да, это____

Выбор профиля соответствует дальнейшему профессиональному образованию Вашего ребенка?

да

нет

3) не знаю

Знаете ли Вы, что обучение в МУК-1 в старших классах ведется по двум направлениям?

да

нет

Знаете ли Вы профили в старших классах?

да, все

некоторые

не знаю

От кого Вы получаете информацию о работе МУК-1?

своего ребенка

коллег

друзей

классного руководителя

сотрудников Учебных Комбинатов

6) ни от кого

Для Вас допрофессиональное обучение в МУК-1 это (можно отметить до 3-х вариантов)

получение определенных профессиональных знаний, умений;

получение диплома;

развитие определенного культурного уровня;

возможность устанавливать новые знакомства;

возможность заработать авторитет;

возможность получить прибыль;

пустая трата сил, времени и денег.

Считаете ли Вы, что допрофессиональное образование (выберите не более 3-х ответов)

поможет в общении с другими людьми;

поможет поступить в учебное заведение;

поможет в профессиональном росте;

поможет творческому самовыражению;

поможет в повседневной жизни - своими руками изготовить одежду, приготовить пищу, отремонтировать и украсить квартиру;

гарантированная занятость в дальнейшем;

поможет научиться работать в коллективе;

возможность получить уважение со стороны других людей;

ничего не дает;

Планируете ли Вы дать своему ребенку платное допрофессиональное образование? (можно выбрать 2 ответа)

нет (переходите к 12 вопросу)

да, если профиль будет соответствовать профессиональным планам

да, если позволит семейный бюджет

затрудняюсь ответить (переходите к 12 вопросу)

Как Вы считаете, сколько часов в неделю ребенок должен заниматься при платном обучении?

11. Укажите, пожалуйста, сумму, которую Вы готовы предоставить для оплаты этих услуг

12. Представьте, что в МУК-1 открылся новый профиль. Как по Вашему, чему должны обучить на этом профиле?

13.Ваш пол

мужской

женский

14. Ваше образование

общее 2) начально-профессиональное

среднее специальное 4) высшее

15. Ваш семейный доход на 1 человека в месяц

до 2000 руб.

до 3000 руб.

до 4000 руб.

до 5000 руб.

свыше 5000 руб.

Приложение 3

Диаграмма 1

Образовательные учреждения, в которых планируется получать профессиональное образование (отн., %)

Приложение 4

Диаграмма 2

Степень определенности с профилем в Межшкольном Учебном Комбинате (отн., %)

Приложение 5

Диаграмма 3

Востребованность респондентами профилей в Учебном Комбинате

(в % от числа опрошенных)

Приложение 6

Диаграмма 4

Соответствие выбранного профиля дальнейшему профессиональному росту респондентов (отн., %)

Приложение 7

Диаграмма 5

Информированность родителей о наличие профилей в Учебном Комбинате (отн., %)

Приложение 8

Диаграмма 6

Источники информации о работе МУК-1 (в % от числа опрошенных)

Приложение 9

Диаграмма 7

Соответствие допрофессионального образования различным видам капитала (по мнению респондентов) (отн., %)

Приложение 10

Диаграмма 8

Потребность родителей в платном допрофессиональном образовании учащихся (в % от числа опрошенных)

Приложение 11

Диаграмма 9

Значимость допрофессионального образования в жизни респондентов (в % от числа опрошенных)

Приложение 12

Диаграмма 10

Выявление потребности в открытии нового профиля (отн., %)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.