Рефераты. Всеобщее среднее образование в СССР

p align="left">Во второе пятилетие было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение повсеместно в стране и семилетнее в городах и рабочих поселках. Значительно увеличилась сеть семилетних и средних школ в сельской местности.

К концу второго пятилетия основные показатели роста образовательного уровня трудящихся СССР за время советской власти были следующие: в 1914 г. всего учащихся в шко-лах всех ступеней было 8137 тыс., а в 1938/39 уч. г.-- 37 173 тыс., количество учащихся увеличилось в 4,2 раза. Число учащихся начальных I--IV классов за это же вре-мя увеличилось в 2,9 раза (с 7261 тыс. до 21 333 тыс.), учащихся V--Х кл. общеобразовательной школы в 16 раз (с 636 тыс. до 10 184 тыс.) Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 28. .

В третье пятилетие страна вплотную подошла к за-вершению повсеместного семилетнего, а в городах и ра-бочих поселках среднего десятилетнего обучения.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союза 1941 г. нарушило темпы роста культур-ного строительства страны.

Забота Советского правительства об обучении детей, их здоровья проявилась в военные годы с осо-бой силой. Эвакуированным детям из районов военных действий была предоставлена возможность обучаться в школах, были организованы специальные интернаты, в которых содержание учащихся взято на государственный счет. Дети получали по специальным школьным «наря-дам» одежду и обувь Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 36..

В 1942 г. Советом Народных Комиссаров СССР было указано на необходимость вовлечения в школы всех детей школьного возраста и освобождения всех школь-ных зданий, занятых не по назначению, за исключением школьных зданий, используемых под госпитали и эвакуированные предприятия.

Чтобы поднять культурно-технический уровень рабо-чего класса до уровня работников инженерно-техниче-ского труда, было решено осуществить всеобщее среднее обучение в городе и завершить всеобщее семилетнее обу-чение в деревне и во всех национальных республиках. Однако Великая Отечественная война отодвинула осу-ществление этих планов. В годы войны на временно оккупированных территориях десятки тысяч школ, внешколь-ных и дошкольных учреждений, педагогических учебных заведений были уничтожены врагом. Несмотря на тяже-лейшие условия военного времени, все дети школьного возраста учились, проводилась работа по расширению сети и улучшению работы детских садов. Повсеместно принимались конкретные меры по устройству детей, остав-шихся без родителей, значительно улучшилась работа детских домов и интернатов при школах Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 76.. С 1943 г. во мно-гих городах и рабочих поселках стали функционировать вечерние общеобразовательные школы работающей моло-дежи, а с 1944 г.-- школы сельской молодежи.

Большое принципиальное значение имело постановле-ние Совета Народных Комиссаров РСФСР, вынесенное в 1943 г. в связи с подготовкой школ к 1943/44 уч. г., об открытии однокомплектных школ в населенных пунк-тах, насчитывающих не менее 15 детей школьного воз-раста и находящихся на расстоянии 3--5 км от ближай-шей школы. Этим постановлением школа была приближе-на к населению, к детям. В военное время это имело особо важное значение, так как подвоз детей в отдален-ные школы был очень затруднен Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 30..

В целях учета всех детей школьного возраста, под-лежащих обучению, 14 июля 1943 г. Советом Народных Комиссаров СССР была утверждена инструкция об организа-ции учета детей и подростков и установлен порядок конт-роля за выполнением закона о всеобщем начальном обу-чении. Эта инструкция в дальнейшем была принята и в других союзных республиках. Учет детей школьного возраста инструкцией возлагался на городские, районные исполкомы, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1943 г. было введено раздельное обучение мальчиков и дево-чек в школах столиц союзных и автономных республик, в краевых, областных и крупных промышленных городах. Введение раздельного обучения было продиктовано необ-ходимостью учесть должным образом физическое разви-тие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к тру-ду и практической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся. Народным Комиссариатом просве-щения в связи с этим была разработана подробная инструкция, определяющая ближайшие мероприятия по проведению раздельного обучения в школах Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Ст.38.. В 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек введено в 77 крупнейших городах, в 1944 г. оно распространено еще на 69 городов.

Исторической датой для народного образования является 8 сентября 1943 г., когда было принято Сове-том Народных Комиссаров Союза ССР постановление «О приеме в школы детей семилетнего возраста». В сен-тябре 1944 г. в школы РСФСР пришли дети двух воз-растов -- семилетки и восьмилетки, всего 1 млн. 728 тыс., в 1945 г.--2 млн. 300 тыс.

Снижение возраста приема детей в школу имело боль-шое положительное значение. Вовлечение в школу семи-леток дало возможность взять их под педагогическое на-блюдение, а это было крайне важно в то время, когда наблюдение за ними родителей, в виду их занятости на работе или по мобилизации, значительно ослабло Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 39..

С 1944/45 учебного года в средних школах стали прово-диться выпускные экзамены на аттестат зрелости, лучшие выпускники награждались серебряными и золотыми меда-лями Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр.32..

В целях дальнейшего развития педагогических наук и подготовки кадров по психологии и педагогике в Моск-ве в 1944 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

Переход на всеобщее десятилетнее обучение потребовал пересмотра содержания обучения в школе и измене-ния ее организационной структуры. Существовавший концентрический курс обучения в средней школе не оправдывал себя. Пересмотр программ в целях осуществле-ния политехнического обучения направлялся в сторону усиления практических занятий, работы на школьных учебно-опытных участках, в рабочих комнатах, учебных кабинетах, проведения производственных экскурсий и т. д Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 84..

В 1946г. возникла новая форма общего образования взрослых -- заочная школа. Советское правительство приняло по-становление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.

Частично задачи перехода к всеобщему среднему образованию решались через заочные (вечерние, смешанные) школы.

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР

С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучалось почти 35 млн. человек.

Введение всеобщего среднего образования требует разрешения вопроса о радиусе обслуживания школой учащихся старших классов. В 1923 г. при пла-нировании начальных школ был установлен трехкило-метровый радиус обслуживания учащихся этими школа-ми. Как известно, в школу тогда поступали дети восьми-летнего возраста. С 1944 г. в школу принимаются дети 7 лет.

Если всеобщее семилетнее обучение в стране было введено без сравнительно больших затрат на строитель-ство школьных зданий, так как в основном были исполь-зованы помещения начальных школ, укрупнены семилет-ние, средние школы и др., то тогда уже при введении всеобщего среднего образования нельзя было ставить вопрос об уплотнении имеющихся школьных зданий. Потребовалось бы строительство большого количества новых школ Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 41.. Определение рационального типа школьного здания по-могло с большей экономией и своевременно построить новые здания для средних школ.

Министерством просвещения РСФСР сообщаются списки обязательного типового учебного и хозяйственного оборудования для начальных, семилетних и средних школ, здания которых строятся по типовым проектам и вводятся в эксплуатацию с 1952 г. Таким образом, вновь строящиеся школьные здания могут быть приняты в экс-плуатацию только при условии их полного учебного и хозяйственного оборудования. Списки эти настолько зна-чительны, что они, при условии пополнения их некоторы-ми приборами и инструментами, необходимыми для по-литехнического обучения, могут удовлетворить все по-требности преподавания в средней общеобразовательной школе Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 42.. На обязанности органов народного образования лежало обеспечение по этим спискам учебным оборудова-нием всех вновь строящихся школ, а также установление контроля над приемом новых школьных зданий, строи-тельство которых велось другими ведомствами, преиму-щественно хозяйственными. Та же задача стояла перед отделами народного образования по укомплектованию учебными пособиями и прежде построенных школьных зданий.

Рациональное планирование школьной сети предпола-гало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред-ней школы Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 39.. Подробные сведения по этим вопросам дают-ся в статье Н. А. Поманского - «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».

Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо-ванию была очень велика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произ-водствах, их оборудования и обеспечения штатным со-ставом преподавателей Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 43..

Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни-стической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организован-ного участия в этом деле ком-сомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам-панию на весь ближайший период. Тогда же было пред-ложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.

Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования при осуществлении всеобщего среднего об-разования, не должны были заслонять и текущие задачи по за-вершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовали повседневной заботы.

В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебных планов и программ, согласно которым в I--IV классах вводились уроки труда, в V-- VII--практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII--Х классах--различные тру-довые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создавать-ся ученические производственные бригады Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 81..

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразова-тельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. Стр. 54..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.