Рефераты. Всеобщее среднее образование в СССР

p align="left">Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное сред-нее образование будут давать не только общеобразова-тельные, но и специальные средние учебные заведения.

15 фев-раля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя была допущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебных заведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского об-служивания детей дошкольного возраста» в 1960 г. в системе АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.

Третий этап развития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60--70-е гг.

Основные направления работы в области народного образования были сформулированы в принятой XXII съез-дом КПСС (октябрь 1961 г.) Программе партии: осущест-вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос-питания подрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего и среднего специального образования Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 83..

В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организацией школ-интернатов и школ с про-дленным днем, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность в педагогических кадрах. Поэтому было реше-но увеличить контингент обучающихся в пединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школах создавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическое образование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право посту-пать без экзаменов на последней курс педвузов Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. Стр. 49. .

В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961--1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось поч-ти на 6,5 млн.

Из организационно-педагогических и программно-ме-тодических мероприятий следует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципа изу-чения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а ее систематический курс стал препода-ваться с VII класса). Кроме того, в это время появились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласно постановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков» (май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классов с числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранному языку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившееся соотношение изучения иност-ранных языков в школе и нашли целесообразным устано-вить, чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% -- французский, 20% -- немецкий, 10% -- ис-панский и другие языки Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 85..

Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданным и ошибочным размеже-вание сфер деятельности партийных, советских, профсоюз-ных и комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, в частности, промышленные и сель-ские областные отделы народного образования. Вслед-ствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, а также совместная творческая деятель-ность учительских кадров города и села. Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернулась широкая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования в средней школе с требованиями социального и научно-технического про-гресса Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 89..

Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованию управления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканское Министерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР и Ученый методический совет, а также Все-союзный совет по вопросам средней школы, в который вошли все министры просвещения союзных республик.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения ра-боты средней общеобразовательной школы» в практику школы вводились новые учебные пла-ны, программы и учебники. Систематический курс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные изменения в структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний по физико-математическим, естествен-ным и гуманитарным наукам, а также для развития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса стали проводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предме-тов.

Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежи решена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечерней школ. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедря-лись новые методы и технические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и не везде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 44.. На все это было обращено внимание минис-терств просвещения, местных органов народного образо-вания.

К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам народного образования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних шко-лах необходимое количество учебных кабинетов; расши-рить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 87..

Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров, повышения их мастерства и твор-ческой инициативы была введена систематическая аттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и «учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышения квалификации директоров средних школ, при республиканских институтах усовершенствова-ния учителей -- кафедры педагогики и психологии.

В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя IV--Х (ХI) клас-сов в абсолютном большинстве имели высшее педагоги-ческое образование. Повышением квалификации педаго-гических кадров занимались 186 институтов усовершен-ствования учителей, свыше 4,5 тыс. методических работ-ников, более 200 заочных и вечерних отделений при ста-ционарных педагогических учебных заведениях и универ-ситетах.

В 70-е гг. были приняты такие основополагающие документы, как «О 50-летии Всесоюзной пионерской орга-низации им. В. И. Ленина», «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразователь-ной школы», «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР» и др. Верховный Совет СССР в 1973 г. утвердил «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 89..

Всеобщее среднее образование было призвано обеспечить подготовку молодых поколений к приобретению профес-сии, к выполнению многообразных социальных функций, к активному участию в трудовой и общественно-полити-ческой жизни страны. С каждым новым этапом разви-тия советского общества эти задачи системы образования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовались и сама система образования Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 91..

Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднего образования был сделан в годы десятой (1976--1980) и одиннадцатой (1981--1985) пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразова-тельная подготовка населения.

В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятого населения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846 человек. Только за годы десятой пяти-летки среднее образование получили свыше 25 млн. чело-век, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобра-зовательную школу 20 млн. человек.

В 1981/82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн. человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах -- свы-ше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжали образование в средних учебных за-ведениях. В средних школах работающей молодежи в 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.

Продолжалась работа по дальнейшему совершенство-ванию учебно-воспитательного процесса в школе. Значи-тельно больше внимания стало обращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, а также идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов-ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос-питания учащихся общеобразовательных школ и подго-товки их к труду» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 92. .

Значительно улучшилась работа по подготовке, повы-шению квалификации педагогических кадров в соответст-вии с требованиями школы и других учреждений просве-щения. Возросла численность и улучшился состав педа-гогических кадров. В 1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогических училищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школ готовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языка для националь-ных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания, предметов эстетического цикла и других учеб-ных курсов.

На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народного образования: «Взят важный рубеж -- завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное... в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к обществен-но полезному труду» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 93..

Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятия реформы общеобра-зовательной и профессиональной школы. Школьная реформа была призвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советского общества -- формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своими положениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частными поло-жениями по вопросам народного образования и реальным ходом развития системы просвещения. Она была направлена на совершенствование структуры среднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения, укреп-ление связи семьи, школы и общественности Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 95..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.