Рефераты. Всеобщее среднее образование в СССР

p align="left">Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения-ми и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей -- это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 97..

На всем протяжении истории советской системы народ-ного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита-тельных учреждений, рядовые учителя, представители мас-совых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных уч-реждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступ-ления печати, письма трудящихся.

Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могу-щества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо-образным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабо-чих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граж-дан Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 101..

Реформа школы опиралась на прочную организацион-ную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка кон-кретных практических мер по реализации положений ре-формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей пред-приятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В ор-ганизации трудового обучения школьников базовым пред-приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квали-фицированные кадры. Разумеется, понадобятся определен-ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум долж-ны стать важным цехом базовых предприятий» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 98..

Советской Правительство сочло необходимым, что-бы конкретные планы реализации реформы были разра-ботаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.

В условиях всеобщего обязательного среднего образо-вания численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специаль-ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечер-них школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион-ных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабо-чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче-ния, сессионный режим занятий. Издавались спе-циальные учебные пособия, методические и дидактиче-ские материалы, рассчитанные на самообразование Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 100..

Объективные тенденции развития системы образова-ния в стране -- рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи -- существенно изменяли социаль-ные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего обра-зования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах -- в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 103..

В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли ве-черних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работаю-щей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Ми-нистров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы полу-чения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправ-дано. Между тем потребность завершения среднего обра-зования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 104..

На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образования с его последующим переходом к общему среднему.

4. Заключение

В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднем образовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советской государственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщему среднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца 80-х годов; противоречивый характера образовательной политики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельные неблагоприятные явления в советской образовательной системе.

Рассмотрены предпосылки и основные направлений реформы и этапы общего и всеобщего среднего образования в СССР, ее взаимосвязь с общим ходом экономических реформ в стране.

Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этот процесс нашел свое продолжение в социальной, в образовательной сфере. По сути, именно этот качественно новый рубеж в развитии советского общества обозначил задачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка, а затем и реализация этой государственной установки составляло главное содержание образовательной политики на протяжении всего советского периода. Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществления вызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и среднего образования.

Поставленная на рубеже 30-40-х годов советским Правительством задача перехода к всеобщему среднему образованию была выполнена в концу 60-х началу 70-х годов.

5. Литература

1. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. М. 1957.

2. Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.

3. Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование - дело партийное. Волгоград. 1969.

4. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.

5. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.

6. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

7. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М. 1987.

8. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

9. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.

10. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.

11. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.

12. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.

13. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.

14. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М. 1989.

6. Нормативно - правовые акты:

1. Постановление Совнаркома РСФСР от 13 мая 1938 г. N 107 "О ходе выполнения постановления ЦК ВКП (б
) и СНК СССР от 13 марта 1938 г. "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей".

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1953 г. N 1082 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы школ рабочей молодежи". 9. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10 января 1955 г . N 47-р.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня 1959 г. N 1133 "Об утверждении Инструкции по учету детей и подростков школьного возраста, подлежащих всеобщеобразовательному восьмилетнему обучению" (СП РСФСР, 1959, N 7, ст. 66).

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 августа 1959 г. N 1325 "О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования" (СП РСФСР, 1959, N 10, ст. 93).

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. N 2027 "Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе" (СП РСФСР, 1959, N 21, ст. 180).

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 августа 1960 г. N 1225 "О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания в общеобразовательных школах".

7. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая 1962 г. N 578 "О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ".

8. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1964 г. N 1111 "О переводе средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением РСФСР на новый срок обучения" (СП РСФСР, 1964, N 17, ст. 118).

9. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 ноября 1964 г. N 1439 "О мерах по улучшению вечернего и заочного образования работающей молодежи" (СП РСФСР, 1964, N 20, ст. 144).

10. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 июля 1972 г. N 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» в РСФСР». (СП РСФСР, 1972, N 17, ст. 106).

11. Постановление Совета Министров РСФСР от 27 августа 1973 г. N 448 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" (СП РСФСР, 1973, N 18, ст. 134)

12. Постановление Совета Министров РСФСР от 2 августа 1974 г. N 449 "О мерах по улучшению общего среднего вечернего и заочного образования рабочей и сельской молодежи".

13. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1974 г. N 494 "Об организации экспериментальных средних общеобразовательных школ".

14. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1984 г. N 235 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы".

15. Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». Июнь 1918 г.

16. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

17. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении».

18. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей».

19. Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.-- «О работе по ликвидации неграмотности»

20. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе».

21. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.-- «Об учебных программах и режиме в начальной и сред-ней школе».

22. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах».

23. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государствен-ных трудовых резервах».

24. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме в школы детей семилетнего возраста».

25. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

26. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 фев-раля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем».

27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения ра-боты средней общеобразовательной школы».

28. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

29. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22 декабря 1977 г. приняли постанов-ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос-питания учащихся общеобразовательных школ и подго-товки их к труду».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.