Рефераты. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручному творчеству)

p align="left">Проанализировав возможности эстетического воспитания и сопоставив их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, стали очевидными следующие недостатки в организации и руководстве эстетическим воспитанием:

* отсутствие принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела;

* отсутствие вариативных методик диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников;

* недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;

* низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы;

По этому поводу следует заметить, что занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная - детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная - порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная - направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.

Рассмотрим пример занятия по изобразительной деятельности:

Целями данного занятия являются:

ѕ развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой;

ѕ развитие воображения, фантазии;

ѕ развитие чувства цвета, восприятия цвета;

ѕ знакомство с техникой рисования акварелью;

Дидактические материалы к занятию:

ѕ картинки с изображением радуги;

ѕ акварельные краски, листы бумаги, кисти;

Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку про волшебную страну, в которой живут маленькие феи. Называется эта страна - Красиндия, а маленькие феи - это краски, у каждой из которой свой цвет.

(Воспитатель показывает детям коробочку с красками и просит, чтобы дети назвали цвета красок).

Это красный цвет - что вы знаете красного цвета? (Ответ). Это зеленый

(Затем воспитатель просит детей принести из уголка кубики разного цвета и назвать их цвет. Можно называть цвет, а дети будут приносить кубики).

Вот про этих фей я и буду вам рассказывать сказку, но я не просто буду вам рассказывать, я буду еще и рисовать сказку.

«Однажды решили маленькие феи пойти погулять, а разрешения не спросили, и никому не сказали, куда они отправились. А вы знаете, что бывает, когда маленькие уходят из дома одни - они могут заблудиться и потеряться. Именно это и случилось с маленькими феями. Они долго веселились на лужайке, кувыркались в траве, порхали с цветочка на цветочек (воспитатель рисует травку, цветочки, облака, солнышко), ведь феи очень маленькие и легонькие, как бабочки. Вдруг налетел ветер, подхватил наших фей и понес их с собой, долго кружил их, а потом утих и отпустил фей. Они опустились на траву, но в совершенно незнакомом месте. Недалеко от этого места протекала речка, а там, где жили феи, речки не было, и они поняли, что заблудились. Что им теперь делать и как им попасть домой, где их волшебная страна, в какой стороне? Вдруг они увидели божью коровку и решили спросить у нее, не знает ли она, как им найти дорогу домой. Она, конечно, знала, где находится Красиндия, так как бывала в этой стране, когда подкрашивала свои крылышки. Но дело в том, что попасть туда можно только перейдя по волшебному мосту, а зовется этот мост радугой. Феи обрадовались, поблагодарили божью коровку и уже хотели спросить, где же этот мост, но божья коровка улетела. Что же делать, как теперь узнать, где этот мост».

(Воспитатель предлагает детям подумать, чем они могут помочь маленьким феям.)

А что если нарисовать этот волшебный мост, ведь наши феи - это краски и они могли бы нарисовать радугу и по ней перейти в свою страну.

(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки с изображением радуги и назвать по порядку цвета. Затем предлагает детям взять краски и бумагу и попробовать нарисовать радугу, называя по порядку цвета: красный - рисуют красной краской, оранжевый - рисуют оранжевой краской и т.д.)

По ходу занятия читаются стихи, загадываются загадки.

По окончании работы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, рассказывают, кто что нарисовал в своей картинке, а затем оформляют работы для выставки.

В результате изучения достижений ребенка должна быть выявлена динамика целостного развития ребенка - его творческие способности, речевые и социальные действия. На раннем этапе обучения достижения ребенка скорее констатируются, нежели оцениваются. Самое главное, чтобы воспитатель следил за развитием эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых способностей.

Мы провели опытно-экспериментальную работу в детской воскресной школе «Лингва» среди детей I ступени обучения (5-6 лет), так как именно этот возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса и творческих способностей. Этот возраст во многом предопределяет мировоззрение будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Выводы по главе II

1. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, развивая у них воображение и творческие способности.

2. Занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности.

3. Комплекс дидактических средств художественно-эстетического воспитания предполагает учет принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела.

4. При разработке методики художественно-эстетического воспитания необходимо учитывать психолого-педагогические условия в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию, отбор личностно-ориентированных методов, приемов, организационных форм обучения в логике диалогичного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок - воспитатель, ребенок - ребенок, ребенок - группа, воспитатель - группа и т.д.), направленных на обеспечение следующих условий:

ѕ включение обучаемых во взаимодействие с родной и изучаемой культурами, с воспитателем, со сверстниками в тематико-ситуативном взаимодействии;

ѕ активизация мыслительной деятельности дошкольника;

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

3.1. Цель и условия эксперимента

Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:

ѕ эстетическое осознание прекрасного;

ѕ художественный вкус;

ѕ умение творчески создавать продукты ручного творчества;

Для проверки гипотезы в детской воскресной школе «Лингва» проводился длительный систематический эксперимент. Для проведения эксперимента группа была разделена на две: контрольная группа (КГ) и экспериментальная (ЭГ).

В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия:

ѕ одинаковая наполняемость групп (9 человек);

ѕ работа во всех группах проводилась в рамках интегративной программы «Лингва»;

ѕ были разработаны единые критерии оценивания;

ѕ фиксирование результатов эксперимента проводилось по методике, А.Н.Утехиной;

3.2.Ход эксперимента

Эксперимент проводился в 2008 г. в детской воскресной школе «Лингва» среди детей I ступени обучения (5-6 лет).

Материалом для художественно-эстетического воспитания послужила программа обучения иностранному языку и интегрирующая с ней программа обучения ручному творчеству. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности создавать продукты ручного труда.

3.3. Результаты эксперимента

Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.

Критерии развития худ.-

эстетического вкуса.

Показатели критериев

Уровень сформирован-

ности худ.-эсте-

тич. вкуса

1.Эстетическое осознание произведения искусства.

-ребенок умеет дать правильную

оценку;

-может описать произведение;

высокий

-ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета;

средний

-ребенок не может дать оценку самостоятельно;

-с трудом определяет цвета;

низкий

2.Развитие художественного вкуса.

-ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму;

-устанавливает правильные пропорции;

высокий

-ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма;

-с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции;

средний

-ребенок затрудняется в выборе цвета;

-с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции;

низкий

3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества.

-ребенок самостоятельно справляется с заданием;

-правильно подбирает цвета;

-правильно устанавливает пропорции;

высокий

-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов;

средний

-ребенок не справляется с заданием самостоятельно;

-с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки;

низкий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.