Дата добавления: март 2006г.
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина РЕФЕРАТ на тему: КОНЦЕПЦИЯ ВИРДЖИНИИ САТИР В РАМКАХ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы Шельменцевой Татьяны Преподаватель: Аверьянов А. И. Тамбов 2001 СОДЕРЖАНИЕ §1. Концепция Вирджинии Сатир 2 Положение 1: Влияние родительской семьи на человека 2 Положение 2: Семья как система 3 Положение 3: Низкая самооценка 5 Положение 4: Потенциал целостной личности 6 Положение 5: Процессуальный подход 7 Положение 6: Процесс изменений 12 § 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир 14 1. Начальная стадия 15 2. Промежуточная стадия 17 3. Заключительная стадия 22 Литература 26
Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье. * * * §1. Концепция Вирджинии Сатир
Отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям: 1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.
2. Семья — это система, а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены). 3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне.
4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.
5. Всегда есть возможности для личностного роста, но психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне“процессов”, а не “содержания”. 6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий. А теперь обо всём более подробно. Положение 1: Влияние родительской семьи на человека
Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки. Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, это порождало неравенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности человека как личности. В системах с жесткой иерархией: 1) кто-то один захватывает всю власть и навязывает единственно правильный способ “как жить”, который все обязаны брать за образец; 2) в трудный момент нужно найти человека, которого можно обвинить во всех грехах; 3) перемены недопустимы.
Подобная система и в грош не ставит неповторимую индивидуальность человека с его оттенками темперамента, талантами, интересами, мыслями, чувствами и потребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, потому что все члены системы, и “правитель” в том числе, должны принести частичку самобытности в жертву системе. Сатир указывала, что в системах, где отношения строятся на безоговорочном доминировании одного человека и полном подчинении остальных или же когда налицо превосходство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация власти, что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важно хорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учителем и учеником могут быть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, если предполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих родителей, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенно если родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
Жестко иерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями и уникальностью человека. Члены этой системы не вольны искренне выражать свои чувства, но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам. В жестко иерархической системе причинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть только одна причина. Так, ребенок в семье подчас становится причиной якобы всех семейных неурядиц.
Другая отличительная черта жестко иерархичных систем —неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себе скрытую угрозу и могут навлечь большие неприятности. Система опирается на постулат, что единственный путь обеспечить себе безопасность —это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители постоянно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и суровыми. Положение 2: Семья как система
Семья —это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетворяются и, наконец, система дает сбой.
Семья — это система, неизменно стремящаяся к равновесию и плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в 1951 г. , проводя психотерапевтические сеансы с молодой женщиной, которую считали больной шизофренией. Пока сеансы проводились один на один с пациенткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлекла к психотерапии мать девушки, все достижения пошли прахом, то же самое случилось, когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннего взаимодействия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член —брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в“мальчика для битья”. Опыт, полученный Сатир при работе с этой семьей, послужил базой для развития концепции о том, что семья — это система, новое целостное образование, а не просто сумма отдельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.
Сатир убедилась, что рассогласованные семейные системы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навязанных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий. Навязанные роли
Сатир изложила свою концепцию навязанных патологических ролей в книге “Психотерапия в семье” (1983), где взяла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и недоверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то“своим парнем”, то “союзником мамы”, то “союзником папы”, “курьером” или “миротворцем”. В результате дети, заклейменные “скверными, больными или сумасшедшими”, нередко и ведут себя соответственно. Сатир считает, что в этом случае они берут на себя роль “идентифицированного пациента” — ИП: “В некоторых семьях ребенок с самого рождения становится ИП, в других же семьях эта роль передается от старших детей. Возможны случаи совмещения этой должности с братом или сестрой.
1. В некоторых семьях иногда все мальчики (или девочки) один за другим или все сразу играют роль ИП. 2. В других семьях, как только ребенок достигает подросткового возраста, он становится ИП. 3. Возможен вариант, когда двое, трое и более детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Или же один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок— остальное”.
Человек, играющий роль “идентифицированного пациента”, чувствует себя двояко: он одновременно бессилен и всемогущ, поскольку амплитуда этой роли довольно широка: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребенок ведет себя “скверно, странно, ненормально”, всякий раз подпитывают низкую самооценку и чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь, он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же время крайне чувствителен к тому, что о нем думают другие. Запреты и жесткие правила
Запреты порой держат в тисках всю семью; когда явно, а когда исподволь этот незримый свод законов диктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жесткой иерархией во главу угла ставятся такие постулаты: “кто-то должен быть главным”, “различия губительны”, “должен быть козел отпущения”, “нельзя допустить перемен”. К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с постулатом “дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спрашивать, говорить об этом”. Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют по самооценке и активности человека.
“В некоторых семьях не одобряют и всячески избегают проявлений гнева. В других семьях позволительно показывать свое раздражение в одних случаях и не позволительно в других; или же сцены ярости допускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных. Наконец, есть и такие семьи, жизнь в которых напоминает постоянно бурлящий котел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к посторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удается удовлетворить "по-хорошему", то она перерождается в озлобленность и задиристость”.
Иногда Сатир называет эти правила “внутренним долгом” или же “жизненно важными убеждениями”, говоря, что порой мы, сами того не замечая, следуем им, стремясь заслужить одобрение семьи и боясь стать никому ненужными изгоями; разрушение этих правил для нас смерти подобно. Нереалистичные ожидания
Сатир считала, что наряду с запретами и навязанными ролями нереалистичные ожидания служат для поддержания хрупкого равновесия в семье с нарушенной системой. В книге “Психотерапия в семье”Сатир всесторонне осветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супругов сводятся в основном к тому, что один из супругов ждет, что другой: — станет для него родителем и исполнит все его желания; — будет бередить его детские страхи и переживания; — мечтает о том же, что и он сам; — вселит в него веру в себя и уважение к своей личности; — дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;
— будет тем существом, которое он будет обвинять в своих же собственных грехах. Как полагает Сатир, в отношениях “родитель — ребенок” при нереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок: — позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудь стоящего; — желает того же, что и родитель, и стремится к этому; — будет признателен за то, что родитель делает для него; — хочет поступать во всем так же, как родитель; — будет заботиться о своем родителе; — положит конец супружеским ссорам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5