Рефераты. Концепция Вирджинии Сатир в рамках семейной психотерапии

p>Сатир отыскивала и разрушала правила и убеждения, которые лежали в основе искажения мышления и нарушения в поведении, вроде тех, что служат оплотом жесткой иерархической системы. Она противопоставляла постулату “кто-то один должен быть главным”идею о всеобщем равенстве всех людей, разъясняя, что общественное положение не является мерилом человеческой ценности. Она доказывала, что люди ощущают себя по-настоящему равными, когда они охвачены одной эмоцией, потому что на уровне чувств между нами нет различий. Разрушая запреты видеть, говорить, чувствовать, желать чего-то или рисковать, Сатир давала возможность людям испытать радость видеть, чувствовать и говорить вслух о том, что они видят и чувствуют, стремиться к желаемому и рисковать.

    Коррекция навязанных ролей.

Выработку способов ухода от навязанных ролей и правил Сатир считала важной частью психотерапевтического процесса. Часто ей приходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизменно сопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль “заместителя супруги”по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить из ее головы идею о том, что“она всегда должна быть подле отца”. В ситуации, когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобраться родителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка. Коррекция нереалистичных ожиданий.

Сатир старалась избавить людей от нереальных и порой нелепых ожиданий относительно родителей, детей и даже самих себя. Психотерапевтическая работа в этом случае могла выражаться в случайных, полушутливых замечаниях, или же принимать форму предельно серьезной беседы; единственное, что было неизменно, —это уважение к каждому человеку. Что же касается индивидов, кто без малейших на то оснований возлагает на родителей исполнение всех заветных желаний, то в данном случае их следует заставить отказаться от бесплотных надежд и оплакивания своей судьбы и стимулировать их на поиски новых ресурсов, которые дадут возможность осуществить сокровенные мечты. В работе с парами Сатир пыталась выявлять тайные невысказанные ожидания супругов относительно друг друга, зная, что именно с подобных ожиданий начинается немало конфликтов. Но особенно внимательно она относилась к случаям, когда родители ожидают от своих чад невозможного, поскольку знала, как тяжело детям быть заложниками амбиций своих родителей.

    Расширение перспектив.

Сатир поняла, что довольно часто, когда все надежды идут прахом и человек пытается найти опору в жестких правилах, принимая на себя роли, навязанные другими, и продолжая тешить себя несбыточными мечтами, он только загоняет себя в угол, отказываясь от возможных перспектив. Ситуация осложняется тем, что часто люди наивно полагают, будто их восприятие—это всего лишь результат отражения окружающей обстановки, но никак не внутреннего состояния. Как полагала Сатир, первоочередная задача психотерапевта—дать людям осознать простой факт, что их восприятие во многом зависит от внутрипсихических процессов, а не является исключительно продуктом отражения внешних событий.

Осознавая необходимость помочь людям раскрывать не вые перспективы решения проблем, Сатир организует серии групповых тренингов, которые сами участники окрестили“Перестройка семьи”. Эти тренинга позволяли человеку вернуться к определенным семейным неурядицам и попытаться посмотреть на них с новых позиций, с тем чтобы избавиться от старых травм.

    Модернизация чувств.

Восприятие определяет чувства. А поскольку наше восприятие в значительной мере определяется нашим прошлым, то и чувства порой во многом обусловлены им же. Сатир была твердо убеждена, что для освобождения “я”необходимо перенести эмоции, корни которых уходят в прошлое, в контекст настоящего. Проделав это, удается высвободить огромный запас энергии, которая после этого начинает медленно и плавно циркулировать в человеке. Сатир просто и ясно объяснила данный принцип действия: “эмоции — это наша сущность”. Ярким примером влияния прошлого на наши чувства является случай с одним из клиентов, который был страшно зол на свою жену, совершенно равнодушную, по его словам, к сексу, тогда как он крайне его желал. Тщательно исследуя его прошлое, Сатир обнаружила, что его мать умерла, когда тот был еще ребенком, и он в силу своего развития решил, что мать его попросту бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли в нем убеждение, что“никому он не нужен” и “никто его не будет любить”. Поразмыслив над этим случаем, Сатир пришла к выводу, что в целях оздоровления сексуальных взаимоотношений между супругами необходимо внести изменения в систему убеждений супруга, чтобы помочь ему избавиться от эмоциональной фиксации на прошлом.

Сатир с легкостью обнаруживала запреты на чувства. К примеру, человек, считающий, что гнев— это плохо, разгневавшись по какой-то причине, будет после этого испытывать угрызения совести; а тот, кто считает постыдным чего-то бояться, будет не на шутку сконфужен, уличив себя в подобном чувстве. Вообще, гнев прочно связан с предыдущим опытом человека, поскольку это производная, вторичная эмоция, и в действительности она служит защитой для легко ранимых чувств и тайных желаний.

Сатир помогала людям разбираться в своих чувствах, принимать их, дорожить ими и учиться их выражать. Но она не ограничивалась этим, справедливо полагая, что по-настоящему здоровая личность отвечает за свои чувства и умеет управлять ими.

    Обучение новым формам поведения.

Итак, мы рассмотрели, как Сатир, используя методы внутреннего вмешательства, помогала человеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осуществляла внешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения. Часто Сатир предлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействия с окружающими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитных стилей поведения, таких как заискивание, обвинение, сверхрасчетливость и сбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткой форме потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьим коньком было обвинение, она просила догадаться, что в данный момент чувствует его партнер; сверхрасчетливого побуждала поделиться своими чувствами с другими, сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать за стилем взаимодействия в семье, а затем подробно рассказать об этом.

    Изменение системы.

Нередко Сатир осуществляла внешнее вмешательство на уровне системы. Она часто сама придумывала упражнения, которые помогали людям на практике изучить “работу” семейной системы. В одном из таких упражнений не последнюю роль играла веревка. Сатир веревками привязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыграть какую-нибудь небольшую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, как система “тянет за собой”. К примеру, она просила мать и отца дергать за веревки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой не подтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого, несмотря порой на всплеск негативных эмоций, что он вынес нового из полученного опыта.

Другой метод, который Сатир использовала для системного вмешательства, — это техника “Живые скульптуры”. Суть его заключалась в том, что Сатир расставляла группу людей в позы — “скульптуры”, в соответствии с тем, какую позицию занимал каждый из них в процессе общения друг с другом. Затем она подробно расспрашивала каждого, что он испытывал, будучи одной из скульптур. После этого она приглашала всех “создать новые скульптуры”, избрав себе более предпочтительную позу. После того как она выясняла у каждого, каково ему было стоять в гротескной позе и что он чувствовали при этом, Сатир просила человека попытаться дать самому себе спокойный уравновешенный ответ, а затем обучала естественному и гармоничному общению с окружающими.

    Положение 6: Процесс изменений

Процесс изменений для всех одинаков и включает несколько стадий. Годами наблюдая за тем, как меняются ее пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс изменений подразделяется на несколько стадий. Первую стадию она определила как “статус кво”: человек осознает необходимость перемен, но позиция “пусть остается все как есть, потому что так привычней побеждает стремление к переменам.

Сатир полагала, что вторая стадия наступает, когда некий “чужеродный элемент”извне попадает внутрь системы и нарушает ее баланс. Таким элементом может быть новый член семьи, смерть, тюремное заключение, развод, уход одного или нескольких членов из семьи или даже классный руководитель, который сообщает родителям о безобразном поведении их ребенка. С приходом чужеродного элемента наступает третья стадия, названная Сатир“хаос”, потому что для людей и вправду наступает настоящий хаос, они чувствуют, как почва уходит из под ног, они растерянны, напуганы и не знают, что им делать. Но, как утверждала Сатир, именно на этой стадии появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть сколько-нибудь изменить систему. Сатир определяет четвертую стадию как “новые возможности”, потому что для людей наступает время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых стилей мышления и поведения. Последнюю стадию Сатир называет “практика”, место для отработки “новых возможностей” с целью их закрепления. На рисунке показано, как примерно выглядит процесс изменений.

Сатир считала важным и нужным использование стадий, составляющих процесс изменения, для повышения личностной самооценки и конгруэнтности. Высокая самооценка видна по уровню энергии в человеке, его выражению лица, позе, которую он принимает, его настроению, осанке и поведению.

Серьезные изменения ведут к повышению конгруэнтности. В начале своей психотерапевтической деятельности Сатир определяла конгруэнтность как способность быть в согласии с собственными чувствами, принимать их, понимать и управлять ими. Однако, по мере того как ее познание вопроса углублялось, она добавляла к этому определению такие важные моменты, как целостность, внутренняя твердость, гармония с собой и, наконец, связь с“всепроникающей жизненной силой, которая творит, поддерживает и дает рост человеку и всему живому на Земле”. Наглядно процесс трансформации изображен ниже:

Рождение. Зажатость “Я”. Освобождение “Я”. Восстановленное “Я” Целост- Доступ к ресур- Свободное использование

    ность и сам заблокирован. внутренних ресурсов. Стру
    свобода Косность. Упадок ящаяся энергия. Продуктив
    “Я”. Сво- сил. ность. Творчество. Гибкость.
    бодный
    доступ к
    внутрен
    ним ресур
    сам. Гиб
    кость.
    Роль психотерапевта

Сатир считала так: главное, что должен сделать психотерапевт, — это помочь человеку осознать свой творческий потенциал. И первым инструментом в этом деле является, по ее мнению, личность самого психотерапевта.

По убеждению Сатир, личность психотерапевта является тем центральным элементом, который запускает весь механизм психотерапевтической работы. Она была уверена, что тот, кто живет в согласии со своим“я”, способен глубже понимать других, помогая психологически уязвимым людям обрести чувство уверенности в себе, защищенности и готовности к переменам. “Когда я живу в полном согласии с собой, со своими мыслями и чувствами, с тем, что вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования. Я становлюсь конгруэнтным и "целостным" человеком, кроме того, я открыта к общению с другими” — вот строки из книги Сатир “Психотерапия Сатир шаг за шагом”. Сатир указывала, что главным принципом настоящего психотерапевта должен быть гуманизм, при этом важно, чтобы психотерапевт пришел к этому совершенно сознательно. Она настоятельно советовала психотерапевтам четко определиться со своими убеждениями, чтобы до конца осознавать свои действия как психотерапевта.

    § 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.