Рефераты. Курс лекций по социальной психологии - (лекции)

p>2. Когнитивный подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилдао восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о“перцептивной интеграции” (соединении старого и нового знания). Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория функционирования группы В. Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень–групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие“коллективные защитные механизмы”); 2. Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепардао двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3. Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь). Интеракционистское направление в социальной психологии: 1. Концепция символического интеракционизма Джорджа Мидао личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г. Блумер) –поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М. Кун) –познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2. Ролевые теории(Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3. Теории референтной группы(Т. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф): Т. Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М. Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции(С. Московичи, Г. Тэджфел, Р. Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С. Московичио предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2. Теория “межгрупповых отношений” Г. Тэджфелаоб опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. “Этогенетический подход” Р. Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

    Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3. Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4. Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5. Исследование новых социально-психологических явлений; 6. Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7. Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

Основные категории: описательный этап возникновения социально –психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально– психологических идей, этап экспериментально –теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

    Контрольные вопросы:

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания? Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология? Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

    Литература:
    Обязательная:

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб. , 2000.

    Шихарев П. Н. Современная социальная психология. М. , 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М. , 1989.

    Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966.

Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1995. Шихарев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М. , 1984. Шихарев П. Н. Современная социальная психология США. М. , 1979.

    Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.
    Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.
    2. Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как “реализация”безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный –общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.

Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

    Контрольные вопросы:
    В чем проявляется социальная природа общения?

Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных. В чем проявляется деятельностная природа общения?

    Основные точки зрения на сущность общения,

Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? Назовите основные типы, виды и функции общения.

    Основные стороны общения и их взаимосвязь?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. , 1984.

Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989.

    Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

    Вопросы для обсуждения:
    1. Место и природа межличностных отношений.

2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений. 3. Общение и деятельность.

    4. Сущность, структура и функции общения.
    Темы докладов:

“Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника”

    Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.

2. Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М. , 1967. 4. Леонтьев А. А. Психология общения, - Тарту, 1973.

5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. ,1976.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. -М. : Мысль, 1971. -Глава 7.

    8. Платонов К. К. О системе психологии. - М. , 1974.

Хараги А. У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1977.

    Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.
    Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.
    2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.